Анализ дебиторской задолженности (на материалах Смоленского районного потребительского общества)

курсовая работа

Введение

Одной из ключевых проблем российских предприятий в современных условиях является проблема дефицита оборотных средств. Зачастую причиной этому является замедление платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятии.

Все фирмы стараются производить продажу за наличный расчет, однако часто приходиться соглашаться и на отсрочку платежей, то есть на предоставление торгового кредита. Это обусловлено тем, что в противном случае они либо вовсе не найдут покупателей, либо начнут испытывать сложности с реализацией своей продукции. Такая ситуация особенно вероятна, если другие продавцы на данном рынке широко практикуют предоставление торгового кредита своим покупателям. Нередко компании соглашаются на достаточно либеральные условия оплаты за свою продукцию для того, чтобы снизить ее запасы и издержки, связанные с ее хранением. Тогда и возникает дебиторская задолженность.

Для многих предприятий, практикующих предоставление торгового кредита, получение платежей от дебиторов является основным регулярным источником поступления денежных средств. И нередко часть этих средств попадает в разряд просроченной и безнадежной задолженности. В большинстве случаев это происходит из-за того, что компании не предают должного значения вопросам организации управления дебиторской задолженностью. Приведение системы отношений с дебиторами из хаотичного состояния в упорядоченное, повышает эффективность управления дебиторской задолженностью, направляя его на оптимизацию общего размера задолженности и обеспечение своевременного получения долга.

Процесс управления дебиторской задолженностью начинается с вопроса о том, предоставлять или не предоставлять кредит покупателю. Расширение продаж в кредит может стимулировать спрос, что в свою очередь должно привести к более высокой прибыли. При этом одновременно возрастают затраты на содержание дополнительной дебиторской задолженности и появляется риск потерь, при неоплате долга. С другой стороны, при уменьшении сроков коммерческого кредита снизится дебиторская задолженность, но и одновременно уменьшатся объемы продаж, и это может привести к повышению затрат на хранение готовой продукции, потере покупателей.

Исходя из этого, важной задачей каждого предприятия является выбор таких условий товарного кредита, которые позволят, при сохранении существующих объемов продаж, снизить уровень дебиторской задолженности. Тем самым предприятие обеспечит себя достаточным уровнем поступлений денежных средств для подержания своей платежеспособности. Ведь если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, то оно имеет ряд преимуществ перед другими предприятиями того же профиля для получения кредитов, привлечения инвестиций, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.

Анализ дебиторской задолженности включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения предприятия, поэтому тема данной курсовой работы является актуальной.

Цель курсовой работы - проанализировать динамику, структуру дебиторской задолженности в Смоленском районном потребительском обществе и провести анализ оборачиваемости дебиторской задолженности, изучить основные вопросы управления дебиторской задолженностью в предприятии.

Исходя из указанной цели курсовой работы, её основными задачами являются:

- выявить причины образования дебиторской задолженности;

- ознакомиться с организацией учёта дебиторской задолженности;

- изучить систему внутреннего контроля за состоянием расчётов с дебиторами, дать оценку её эффективности;

- оценить соответствие правил ведения учёта и порядок отражения информации в бухгалтерской отчётности требованиям законодательства и нормативных документов.

Объект исследования - Смоленское районное потребительское общество

Предмет исследования - расчеты с дебиторами в Смоленском районном потребительском обществе. В процессе анализа были использованы экономико-статистические методы:

- метод сравнения;

- метод абсолютных и относительных величин;

- метод средних величин;

- метод показателей ряда динамики и другие.

Делись добром ;)