logo
Бюджетное устройство организации

1.1. Основные положения.

Бюджетное устройство государства - это тот финансовый хребет, на котором строится вся система государственного управления. Поэтому бюджетное устройство любой страны определяется, как известно, государственным (административно-правовым и национально-территориальным) устройством.

Бюджетное устройство в РФ определяется конфигурацией и спецификой развития уровней бюджетной системы, которые, в свою очередь, соответствуют уровням публичного управления в РФ.

Основным критерием эффективности бюджетной деятельности выступает отсутствие бюджетного дефицита (т.е. превышение расходов бюджета над его доходами). Достижению этих целей во всем мире призвана способствовать система межбюджетных отношений, в том числе через оказание финансового содействия одного уровня бюджетной системы - другому. Формы такого содействия различны: бюджетные ссуды, дотации, займы.

Под бюджетной ссудой понимается передача бюджетных средств другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Дотация отличается от ссуды тем, что предоставляется на безвозвратной и безвозмездной основе для покрытия текущих расходов. Напротив, государственный или муниципальный заем (заимствование) всегда возмезден. Это передача собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования денежных средств, которые заемщик обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.

Причиной возникновения бюджетного дефицита чаще всего выступает наличие большого государственного долга. Под государственным (или муниципальным) долгом понимаются обязательства, возникающих из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, ее субъектами или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.

Основными формами публичного долга выступают:

1. внешний долг - т.е. обязательства. Возникающие в иностранной валюте;

2. внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.

Структура бюджетной системы нашей страны определена в статье 10 БК РФ. В соответствии со статьей 1 конституции РФ наша страна является федеративным государством. Поэтому бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней;

1. федеральная система, представленная федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов;

2. региональная подсистема, представляющая собой совокупность бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов ;

3. муниципальная подсистема представленная местными бюджетами.

Поэтому согласно существующему законодательному определению, бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней - федерального, регионального и местного (ст.6 БК РФ). При этом главным специфическим свойством бюджетной системы РФ является ее единство. Оно обусловлено единством целей и задач существования бюджетов всех трех уровней (финансовое обеспечение реализации государством ее функций), единством принципов организации системы, единством экономических и юридических принципов установления и сбора налогов, сборов и неналоговых поступлений, образующих подсистему доходов бюджетов, единством юридических принципов распределения этих доходов ( через подсистему расходов бюджетов), единой правовой базой, единой системой обеспечивающих ее функционирование государственных органов, наконец, единством бюджетной политики и методов бюджетного администрирования в Российской Федерации.

Таким образом, представляется, что бюджетная система РФ есть основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней и выступает совокупностью:

Системы бюджетов и внебюджетных фондов РФ;

Системы бюджетных правоотношений;

Системы участников бюджетных правоотношений и нормативно-правовой базы бюджетной деятельности.

Различные виды деятельности предприятия на следующий год должны координироваться путем подготовки конкретных программ действий. Эти программы называются бюджетом (сметой). Это финансовый документ, в котором отражаются такие показатели деятельности как;

- планируемая величина дохода, которая должна быть достигнута в результате деятельности;

- расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода;

- капитал, который необходимо привлечь для достижения цели деятельности, и т.п.

Бюджет не имеет стандартной формы. Структура бюджета зависит от следующих факторов: размер организации, вид деятельности, что является предметом бюджета, степени детализации бюджета и его связи с финансовой структурой предприятия, уровня квалификации и опыта разработчиков бюджета.

Информация, представленная в бюджете, должна быть доступной и ясной для пользователя, объем информации должен служить пользователю для получения обоснованных решений.

Информация, отраженная в бюджете, может быть представлена как в стоимостном решении, так и в натуральном (количество единиц продукции, услуг, время, необходимое для выполнения определенного вида деятельности, и т.п.).

Основные функции бюджета;

- планирование видов деятельности, обеспечивающих достижение цели создания организации;

- координация различных видов деятельности и отдельных подразделений для достижения наилучших финансовых результатов деятельности организации в целом;

- стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности;

- контроль и оценка текущей деятельности;

- средства на обучение менеджеров;

Основной бюджетный фактор характеризует цель формирования бюджета. Например, если основным бюджетным фактором является объем продаж, то необходимо начинать составление бюджета организации с подготовки плана продаж. Если основным бюджетным фактором является объем производства, то необходимо начинать составление бюджета с подготовки плана производства.

Бюджетирование - динамический процесс составления и реализации финансового документа, основными этапами которого являются:

1. анализ исполнения бюджета прошедшего к-го периода (сопоставление фактических данных с плановыми, выявление отклонений, поиск резервов) АН(БДк);

2. составление бюджета за отчетный период (БДк+1);

3. контроль (мониторинг) за исполнением бюджета отчетного периода (К(БДк+1);

4. анализ исполнения бюджета отчетного периода (сопоставление фактических данных с плановыми, выявление отклонений, поиск резервов) (АН(БДк+1);

5. составление бюджета на следующий период (БДк+2) и т.д.

Бюджетный цикл - составная часть бюджетирования, процесс составления организацией бюджета. Основные этапы бюджетного цикла: планирование с участием руководителей всех центров ответственности деятельности организации в целом, а также его структурных подразделений; определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности организации (подразделений); оценка возможных изменений в планах, связанных с изменениями условий функционирования; корректировка планов с учетом возможных изменений.

Программы деятельности подготавливаются на определенный период в будущем - бюджетный период, который может быть краткосрочным и долгосрочным. Краткосрочный период - это период, когда бюджеты составляются на один год, с подразделением на полугодие, квартал, 12месяцев, 13 четырехнедельных периодов и т.д.

Планирование на краткосрочные периоды вызвано целями контроля управления. В конце контрольного периода фактические данные сравниваются с бюджетными данными для анализа и оценки текущей деятельности. Предпочтительнее сравнивать четырехнедельные периоды, чтобы избежать различий в количестве дней разных месяцев. В течение года в бюджеты вносятся изменения (корректировки) с учетом изменения условий функционирования предприятия.

Часто составляют краткосрочный бюджет на период 1-3 месяца. Это совпадает с периодичностью составления фиксальной отчетности, что в значительной степени облегчает информационное обеспечение таких бюджетов. Такие бюджеты являются обязательными для исполнения всеми структурными подразделениями предприятия. Анализ исполнения краткосрочного бюджета проводится на основе сравнения фактических показателей с плановыми показателями, установленными в начал бюджетного периода.

Если деятельность предприятия связана с внедрением новых технологий, вводом нового оборудования, требующих значительных капитальных вложений, то бюджеты разрабатываются на более длительный период - три, пять и более лет. Это долгосрочные бюджеты, которые разрабатываются, как правило, для каждого подразделения на год.