logo
Особенности бухгалтерского учета и налогообложения магазина "Канцтовары"

1.2 Особенности ведения бухгалтерского учета в розничной торговле

Особенности бухгалтерского учета и составления отчетности субъектами малого бизнеса установлены Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными приказом Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н, и Информацией N ПЗ-З/2010 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства", выпущенной Минфином России 11.06.2009. В этих документах указано, что малое предприятие может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме.

В п. 6 приказа N 66н установлено, что организации - субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность с 2011 г. по следующей упрощенной системе:

- в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей;

- в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Это означает, что малые предприятия должны формировать отчетность со всеми приложениями, но заполнять в них только то, что сочтут важным. В то же время, они вправе представлять отчетность и в полном объеме рекомендованных форм. Как детализировать информацию в отчетности, должны решить руководители и учредители малого предприятия, принимая во внимание особенности бухгалтерского учета на предприятии.

Основным документом, детально устанавливающим порядок организации бухгалтерского учета в торгующих организациях вообще и в магазинах розничной торговли в частности, являются Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5 (далее - Методические рекомендации N 1-794/32-5). Данный документ не имеет нормативного характера, т.к. процедуру регистрации в Минюсте России не проходил. Тем не менее при организации бухгалтерского учета он может использоваться, поскольку не устанавливает какие-либо новые правила или требования, противоречащие положениям документов системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности или расширительно толкующие эти положения. Учитывая год разработки и издания Методических рекомендаций N 1-794/32-5, следует учитывать требования вновь вышедших нормативных документов и применять Методические рекомендации только в части, не противоречащей им.

Бухгалтерский учет операций в организациях розничной торговли ведется по тем же основным правилам, что и в организациях оптовой торговли. Можно выделить три группы операций, характерных для торговой сферы: расчеты с поставщиками, товары и издержки обращения [22, с. 88-92].

Вместе с тем имеются и определенные особенности, к которым, в частности, относится необходимость открытия и ведения отдельного субсчета к счету 41, а также возможность вести учет товаров по продажным ценам (а не по фактической себестоимости их приобретения).

Таким образом, организации розничной торговли в отношении приобретаемых и реализуемых ими товаров могут применять два основных метода оценки:

- по покупным ценам (фактической себестоимости приобретения);

- по продажным ценам.

Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги отражаются в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) полной себестоимости, включающей наряду с производственными расходами затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой.

Пунктом 62 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, допускается в отношении товаров, на которые цена в течение отчетного года снизилась либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, их отражение в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты[4].

Аналитический учет товаров в организациях розничной торговли ведется: - по хозяйствующим субъектам, являющимся юридическими лицами, и их обособленным подразделениям;

- по каждому хозяйствующему субъекту - по материально ответственным лицам;

- по каждому материально ответственному лицу - по ассортименту товаров;

- в удобном для предприятия разрезе.

Разрезы аналитического учета "По хозяйствующим субъектам" и "По материально ответственным лицам" совпадают, если материальную ответственность за товары, находящиеся в той или иной торговой единице, несет одно лицо (одна бригада).

Поступление, перемещение и отпуск товарно-материальных ценностей оформляется первичными документами в количественном и стоимостном выражении. Формы первичных учетных документов определяются и устанавливаются организацией в составе применяемой ею системы учетной документации для регистрации хозяйственных операций (в соответствии с Альбомом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденным постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132) [22, с. 88-92].

Оплата товаров поставщику вне зависимости от выбранного метода их бухгалтерского учета оформляется в обычном порядке:

- при предварительной оплате:

Д-т 60, субсчет "Расчеты по авансам выданным" К-т 51 - на сумму стоимости оплаченных расчетных документов;

- при последующей оплате:

Д-т 60 К-т 51.

Поступление товаров в организацию розничной торговли (магазин) оформляется в зависимости от принятого метода учета - по покупным ценам или по продажной стоимости.

При поступлении товаров оформляются следующие проводки:

Д-т 41/1 К-т 60 - на покупную стоимость приобретенных товаров.

Если при приемке товаров выявляется их недостача, приведенная проводка оформляется на покупную стоимость фактически поступивших товаров, которая определяется как разность между стоимостью товаров, показанной в сопроводительном товарном документе поставщика, и недостачей товаров, выявленной при их приемке.

Сейчас порядок исчисления и уплаты НДС по розничной и оптовой торговле является единым, но независимо от избранного метода учета товаров, а также от того, для какой торговли они приобретаются (розничной или оптовой), сумма НДС, выделенная в расчетных документах, отражается проводкой:

Д-т 19 К-т 60;

Д-т 41 К-т 42 - на разность между стоимостью товаров по учетным и покупным ценам. В данном случае речь идет о списании торговой надбавки, которая определяется по ее проценту от стоимости фактически поступивших товаров [22, с. 88-92].

При отражении в учете операций по поступлению товаров данная проводка является единственной, отличающей учет по продажным ценам от учета по покупной стоимости (разумеется, в последнем случае проводка не оформляется).

Поскольку к счету 41 может открываться субсчет "Тара под товаром и порожняя", а также учитывая особый порядок расчетов по таре при поступлении товаров, как правило, оформляется еще одна проводка:

Д-т 41/3 К-т 60 - на сумму стоимости тары под товарами, полученными от поставщика.

Если транспортные расходы на доставку товара оплачиваются магазином отдельно, их стоимость относится на издержки обращения:

Д-т 44 К-т 60 - на сумму произведенных транспортных расходов.

Одновременно на сумму НДС по сумме транспортных расходов оформляется проводка: Д-т 19 К-т 60.

Если при приемке товаров выявлена их недостача или порча по вине поставщика или транспортной организации, оформляется проводка:

Д-т 76/2 К-т 60 - на сумму покупной стоимости недостающих или испорченных товаров.

Данная проводка оформляется, если деньги поставщику еще не перечислены, но условиями договора отказ покупателя от оплаты недостающих (испорченных) товаров не предусмотрен, а также если деньги уже перечислены (на основании соответствующего акта и претензионного письма) [22, с. 88-92].

Если деньги за товар поставщику не перечислены, данная проводка не оформляется. Покупатель при оплате товаров просто уменьшает сумму платежа на стоимость этих товаров.

Если недостача произошла по другим причинам (например, действия работников магазина или чрезвычайные обстоятельства), стоимость недостачи до принятия решения об источниках возмещения относится на счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей": Д-т 94 К-т 41.

Учет реализации товаров ведется на счете 90. В дебет счета 90/2 списывается себестоимость реализованных товаров (покупная стоимость реализованных товаров плюс относящиеся к ним издержки обращения). Кредитовый оборот показывает продажную стоимость реализованных товаров. Сальдо счета 90 отражает результат от их реализации [22, с. 88-92].

При реализации товаров оформляются следующие проводки:

Д-т 41/2 К-т 41/1 - на сумму стоимости товаров, переданных в продажу;

Д-т 50 К-т 90 - на сумму полученной магазином выручки;

Д-т 90 К-т 44 - на сумму издержек обращения, связанных с осуществлением основной деятельности организацией розничной торговли;

Д-т 90 К-т 68 - на сумму начисленного НДС по суммам стоимости реализованных товаров;

Д-т 68 К-т 19 - на сумму НДС, предъявленного поставщиком товаров;

Д-т 90 К-т 41/2 - на сумму стоимости реализованных товаров.

Последняя проводка оформляется на сумму стоимости товаров по балансовой стоимости вне зависимости от принятого организацией метода их учета.

Если учет товаров ведется по продажным ценам, в кредит счета 90 должна быть также списана торговая надбавка в части, соответствующей стоимости реализованных товаров.

При этом возможны два варианта отражения в бухгалтерском учете данной операции:

Д-т 42 "Торговая наценка" К-т 90 - обычным способом

Или Д-т 90 К-т 42 - способом "красное сторно".

Магазином розничной торговли может применяться одна из двух схем учета товаров - натурально-стоимостная или стоимостная.

В первом случае проводка Д-т 90 К-т 41 в течение месяца делается на основании информации о реализации конкретных товаров с конкретными покупными ценами [22, с. 88-92].

Если в торговой организации применяется стоимостная схема учета товаров, стоимость реализованных товаров по покупным ценам (Р) рассчитывается по формуле:

(1)

Где - остаток товаров на начало периода;

П - поступление товаров за отчетный период;

- остаток товаров на конец периода.

Поступление товаров за отчетный период определяют в сумме дебетового оборота счета 41 на основании приходных документов.

Остаток товаров в стоимостном выражении рассчитывают на основе описи материально ответственных лиц об остатках товаров в натуральных показателях, либо бухгалтер проставляет в описи цены на каждое наименование товаров исходя из применяемого в организации способа оценки товаров. Во втором случае списание стоимости товаров в дебет счета 90 производится по окончании отчетного периода [22, с. 88-92].

бухгалтерский учет налогообложение торговля