logo
Аудит дебиторской и кредиторской задолженности

1.3 Источники информации аудита дебиторской и кредиторской задолженности

Источниками информации для проведения аудита расчетов поставщиками, покупателями из заказчиками, дебиторами и кредиторам являются: регистр синтетического учета и отчетность (баланс (ф. № 1), главная книга), регистры синтетического и аналитического учета расчетов, первичные документы по учету расчетов (накладные, счета-фактуры, договора и др.).

Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, покупателями из заказчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. При этом все сделки можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущности заключаемых договоров. В первую группу входят расчеты с поставщиками. Предмет договоров данной группы -- приобретение любых товаров (термин «товар» применяется в контексте ГК РФ) и имущественных прав. Основные формы заключаемых договоров в рамках этой группы: договор купли-продажи, договор поставки, договор энергоснабжения, договор мены. Во вторую группу входят расчеты с подрядчиками. Предметом договоров этой группы является выполнение определенной работы и сдача ее результата заказчику. Основные формы договоров: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР. Подобное деление на группы обусловлено тем, что специфика договоров внутри каждой из групп требует различных подходов при проведении аудита. В первую очередь это разница в используемых приемах сбора аудиторских доказательств и порядке построения аудиторской выборки.[3]

В ходе аудита данного раздела учета подлежат проверке: поступление товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе неотфактурованные поставки и поставки, обеспеченные векселями; выставленные поставщикам и подрядчикам претензии; списанные безнадежные к взысканию долги; выданные авансы и полученные коммерческие кредиты. При этом особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности и задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины возникновения такой задолженности и уточнить, какие были приняты меры к ее взысканию. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения. аудит дебиторский кредиторский задолженность

В случае, если среди контрагентов предприятия есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную валюту, следует выяснить, как велся учет курсовых разниц, и уточнить, производился ли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на отчетную дату. При наличии поставщиков-резидентов, договоры на поставку от которых выражены в иностранной валюте (или в условных единицах), необходимо определить, каким образом в учете отражались суммовые разницы, возникшие до даты принятия товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) к учету и после этой даты.

При применении на предприятии журнально-ордерной формы бухгалтерского учета, все операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками отражаются в журнале-ордере № 6. При ведении учета с использованием средств автоматизированной обработки данных -- все операции группируются в различных аналитических карточках и ведомостях аналитического и синтетического учета.

Данные синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должны давать полное представление о расчетах:

- с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

- с поставщиками и подрядчиками по неоплаченным в срок расчетным документам;

- с поставщиками по неотфактурованным поставкам;

- по авансам выданным;

- с поставщиками и подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

- с поставщиками и подрядчиками по просроченным оплатой векселям;

- с поставщиками по полученному коммерческому кредиту и др.

Основные источники информации для проверки данного раздела учета:

- договоры на поставку товарно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг);

- счета-фактуры поставщиков (при импортных операциях - таможенные декларации);

- накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ;

- документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах и проч.);

- журналы регистрации счетов-фактур;

- книга покупок;

- регистры аналитического и синтетического учета.[4]