logo
Учет денежных средств, находящихся в аккредитивах

2.2 ПРОБЛЕМЫ В ПРИМЕНЕНИИ АККРЕДИТИВНОЙ ФОРМЫ РАСЧЕТОВ

Аккредитивная форма расчетов тесно связана с внешней торговлей. Аккредитив гарантирует компромисс для покупателя и продавца. Но существуют характерные проблемы, которые происходят у российских экспортеров, когда последние неверно составляют документы. Современные компании встречаются с недопониманием сторон сделки. Итогом являются серьезные организационные проблемы, из-за чего процедура расчетов замедляется и может затянуться на несколько месяцев, в более сложных ситуациях даже до нескольких лет. Подобные вопросы не очень выгодно отражаются на всей операции, а решают подобные вопросы международным экспедиторским компаниям.

Одним из основных условий аккредитива является предоставление необходимых документов, содержание которых совпадают с описанием в контракте. Не соблюдение данного условия и является главной проблемой, поскольку при согласовании проекта появляются неизвестные подробности, которые не оговаривались ранее.

Как правило, виноватыми оказываются экспедиторы, которых экспортеры начинают обвинять в том, что первые не могут грамотно составить документы необходимые банку. В тот момент, когда последние никогда не информируют экспедиторов о нюансах контракта.

Практика показывает, что можно выделить три группы проблем при подобных ситуациях:

Экспортеры требуют выпуск коносамента задним числом.

Нечеткие требования банков к оформлению коносаментов.

Банки требуют у перевозчика предоставление свидетельств и сертификатов, не рассматриваемые международными договорами и соглашениями. [2]

Первая проблема встречается довольно часто. Отправитель требует от перевозчика коносамент, с более ранним числом, чем фактическая дата получения груза. Данная проблема совершенно не законна, потому что в итоге выходит подделка документов.

Ко второй группе проблем относятся требования банков и импортеров к оформлению коносамента. Здесь можно выделить три подгруппы:

Внешний вид и записи, которые ведутся в коносаменте.

Банку разрешается принимать транспортные документы, предоставляемые любой экспедиторской компанией. Но с требованием, что данный документ будет удовлетворять все требованиям. Поскольку отсутствует строгие рамки в заполнение бланков, каждый перевозчик сам разрабатывает удобную систему. Хотя существует правило, которого должны придерживаться все перевозчики, необходимо в коносаменте наличие одиннадцати главных сведений: о грузе, перевозчике, отправителе и получателе. В остальном перевозчики могут заполнять по своему усмотрению.

Подписи и печати в коносаменте.

Банки требуют, чтобы все транспортные документы были подписаны перевозчиком либо его агентом от имени перевозчика. Поэтому все коносаменты обязательно должны быть подписаны должностным лицом и стоять печать организации, выпустившая коносамент. К тому же подписываются только оригиналы документов, а их копии остаются без печати.

На практике часто приходится сталкиваться с требованиями банка, при несоблюдении которых банк может отказать в оказании услуг:

Подпись должна быть поставлена собственноручно и заверена мастичной печатью

Документ обязательно должен быть подписан перевозчиком, а не его агентом

Копии коносамента должны быть прописаны и проштампованы

Необходимость выпуска дополнительных оригиналов коносамента.

Данная ситуация часто встречается, особенно с банками Юго-Восточной Азии. Как привило, это случается, когда импортер приобретает товар на условиях банковского кредита. Когда банк выдает импортеру кредит на приобретение необходимого товара, банк требует от экспортера выпуск ордерного коносамента, где ордеродателем выступает этот же банк. Данным действием банк страхует себя от всевозможных проблем. Импортер знает, что банк может оставить полный комплект документов, без которых не выдается груз. И именно поэтому он требует два комплекта документов. Российские экспортеры относятся к этому нормально, после этого транслирует своему экспедитору, однако уже затем - на этапе согласования драфта коносамента. Экспедитор объясняет своему экспортеру невозможность выполнения подобного указания, т.к. груз уже в дороге, а возможность получить деньги практически отсутствуют. Как правило, снова обвиняют международного экспедитора. [7, C. 204]

Поскольку существует угроза разрыва контракта, экспедитору приходится создавать для банка еще один комплект документов. Таким образом, получается, что на один груз существует два комплекта коносаментов.

По данному пункту стоит отметить, что основные проблемы происходят из-за халатности самих же сторон сделки. Неверное составление документов либо необходимые условия просто не записываются в договор, после чего начинают всплывать неизвестные ранее нюансы. Некоторые пытаются решить вопросы незаконным путем, например, подписывать документы «задним числом». Проблема может возникнуть и с заполнением документов. Хоть и не существует каких-то строгих ограничений, но каждый банк имеет свои определенные требования, несоблюдение которых может повести за собой расторжение контракта. Иногда банк сам создает проблемы для перевозчиков, например, когда объявляет себя ордеродателем и имеет возможность забрать весь пакет документов, который, как правило, должен быть в одном экземпляре и находиться у экспедитора.