logo
Адаптация производственного учета к системе "Директ-костинг" на предприятии

1.3 Основные черты и виды системы «директ-костинг» на настоящем этапе развития управленческого учета

Сущность системы «директ-костинг» заключается в принципиально новом подходе к включению затрат в себестоимость. Главной особенностью «директ-костинга» является разделение производственных затрат на постоянные и переменные части и осуществление учета планирования и калькулирования себестоимости продукции только на основе переменных затрат. Постоянные затраты при этой системе не включаются в расчет себестоимости продукции, а как расходы данного периода списываются с полученного дохода в течение того периода, в котором они были произведены. Такая система учета приводит к тому, что постоянные затраты в данном отчетном периоде не соотносятся с запасами готовой продукции, не фиксируются в объемах незавершенного производства.

Схема калькуляции себестоимости по переменным издержкам представлена на рисунке 1.

103

Рисунок 1 - Калькуляция себестоимости по переменным расходам

Согласно рисунку 1 только переменные затраты включают в себестоимость. Для ее определения сумму переменных затрат делят на количество произведенной продукции и предоставленных услуг.

Прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты и переменные общепроизводственные расходы (ОПР) являются основными элементами себестоимости, которые участвуют при расчете себестоимости продукции.

Такой вариант калькулирования без специальных дополнительных расчетов представляет нужную, в условиях рынка, информацию о тенденциях изменения затрат в условиях изменения объема.

В таблице 1 приведены краткие сравнительные характеристики систем калькулирования себестоимости "директ-костинг" и "абзорпшен-костинг".

Таблица 1 - Сравнительные характеристики систем калькулирования себестоимости «директ-костинг» и «абзорпшен-костинг»

Система «директ-костинг»

Система «абзорпшен-костинг»

Основывается на учете конкретных произ-водственных затрат. Постоянные расходы относятся всей суммой на финансовый результат и не разносятся по видам продукции.

Основывается на распределении всех затрат, включаемых в себестоимость, по видам продукции (расчет полной себестоимости продукции).

Предполагает разделение затрат на постоянные и переменные.

Предполагает разделение затрат на прямые и косвенные.

Применяется для более гибкого цено-образования, вследствие чего увеличивается конкурентоспособность продукции. Дает возможность определить прибыль, которую приносит продажа каждой дополнительной единицы продукции, и, соответственно, возможность планировать цены и скидки на определенный объём продаж.

Применяется наиболее часто в казахстанских предприятиях. В основном используется для внешней отчетности.

Запасы готовой продукции оцениваются только по переменным затратам.

Запасы продукции на складе оцениваются по полной себестоимости, с включением компонент постоянных производственных затрат.

Примечание: составлено по источнику Керимов В.Э. [6, с.202]

Таким образом, принципиальное отличие системы «директ-костинг» от калькулирования полной себестоимости состоит в отношении к постоянным общепроизводственным расходам. При калькулировании полной себестоимости постоянные общепроизводственные расходы участвуют в расчетах, при калькулировании по переменным издержкам они из расчетов исключаются.

Весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета -- системы учета "директ-костинг", в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода, который является одним из важнейших показателей, используемых в системе «директ-костинг». Данный показатель представляет собой разницу между суммой продаж и переменными затратами.

К определению этого показателя приводятся различные подходы: «разница между продажной ценой и удельными переменными затратами называется маржинальным доходом на единицу продукции» или «из цены продажи продукции вычитаются переменные расходы или частичная себестоимость продукции и определяется маржинальный доход». Он помогает определить цену безубыточной реализации продукции, а также проводить анализ взаимосвязи и соотношения затрат, объема реализации и прибыли.

Иначе говоря, в системе «директ-костинг» до расчета операционной прибыли формируется показатель маржинального дохода предприятия, и лишь затем уменьшая маржинальный доход предприятия на сумму постоянных затрат, формируется финансовый результат.

В основе многостадийности (многоступенчатости) составления отчета о прибылях и убытках лежит отчет о маржинальном доходе. В нем содержатся, по крайней мере, два финансовых показателя: маржинальный доход и доход от основной деятельности. Маржинальный доход состоит из постоянных затрат и дохода от основной деятельности предприятия.

В таблице 2 приведена схема составления отчета о прибылях и убытках, составленная по системе «директ-костинг».

Таблица 2 - Схема составления отчета о маржинальном доходе

Виды продукции

1

2

3

4

5

Первый этап

Доход от реализации

х

х

х

х

х

Расчет себестоимости

- (минус)

Переменные затраты

х

х

х

х

х

= (равняется)

Маржинальный доход

х

х

х

х

х

Второй этап

- (минус)

Расчет результата

Постоянные затраты

х

= (равняется)

Прибыль

х

х

х

х

х

Примечание: составлено по источнику Керимов В.Э. [6, с.152]

В представленном отчете имеются две ступени: верхняя - маржинальный доход, нижняя - доход от основной деятельности, - которые заполняются при поэтапном процессе учета. Если переменные затраты разделить на производственные и непроизводственные, то данный отчет будет составлен в три этапа. На первом рассчитывается производственный маржинальный доход как разность между доходом (выручкой) от реализации продукции и переменными производственными затратами. На втором определяется совокупный маржинальный доход в целом по предприятию как разность между производственным маржинальным доходом и непроизводственными переменными затратами. На третьем определяется доход от основной деятельности путем сопоставления совокупного маржинального дохода и суммы постоянных затрат.

Далее ступенчатость отчета можно увеличить делением постоянных затрат на условно-постоянные и условно-переменные. Этот метод называют «многоблочной системой». В некоторых случаях ступени могут предусматривать другие признаки группировки затрат или доходов. Например, постоянные затраты, имеющие прямое отношение к отдельным изделиям или группам изделий, подразделение их по территориям сегмента сбыта или каналам распределения.

Существует множество мнений о правомерности такого неполного включения затрат в себестоимость. Международные стандарты бухгалтерского учета запрещают использовать этот подход для составления финансовой отчетности компании в финансовом учете. Основным аргументом против этого выдвигается тезис о том, что постоянные затраты тоже участвуют в процессе создания продукции. Но с другой стороны получается, что постоянные затраты по-разному участвуют в создании себестоимости разного объема одной и той же продукции, а рассчитать действительное участие постоянных затрат в создании себестоимости практически невозможно, поэтому их стоимость просто списывают из полученной компанией прибыли.

Важной особенностью «директ-костинга» является то, что благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и доходом от основной деятельности. Такой анализ называется анализ безубыточности и базируется на зависимости между выручкой от реализации, издержками и прибылью. В основе анализа безубыточности лежит деление совокупности затрат по снабжению, производству и реализации продукции на постоянные и переменные.

Наглядно это изображено при помощи графика (рисунок 2).

Рисунок 2 - Взаимосвязь объема производства и себестоимости с доходом от основной деятельности

Три главные линии показывают зависимость переменных и постоянных расходов и дохода (выручки) от объема производства. Точка К называется точкой критического объема производства («мертвая точка», точка рентабельности) - объем производства, при котором величина дохода выручки) от реализации продукции равна ее полной себестоимости. Этот график и многочисленные его модификации используются как орудие для планирования при анализе и принятии управленческих решений. С его помощью можно определить влияние на сумму дохода от основной деятельности изменения объема, цен, себестоимости, структурных сдвигов в реализуемой продукции.

В настоящее время в мировой практике применяют два варианта «директ-костинга»:

- простой «директ-костинг», основанный на использовании в учете данных только о переменных (операционных) затратах;

- развитой «директ-костинг», при котором в себестоимости наряду с переменными затратами включаются прямые постоянные затраты по производству и реализации продукции.

Простой «директ-костинг» имеет две характерные черты:

1) этот метод используют для анализа затрат, выпуска реализации в целом по предприятию;

2) принятый критерий вектора затрат, включаемых в себе стоимость изделий, есть их переменность.

Схема метода простого «директ-костинга» показана на рисунке 3.

Объем реализации

Минус (-)

Переменная себестоимость

Равняется (=)

Маржа (разность)

Минус (-)

Постоянные затраты

Равняется (=)

Доход (убыток) от основной деятельности

Рисунок 3 - Простой «директ-костинг»

Простой «директ-костинг» базируется на следующих принципах:

- затраты подразделяются по элементам на постоянные и переменные;

- себестоимость произведенных и реализованных изделий исчисляется только на основе распределения переменных (операционных) затрат;

- сравнение полученной таким образом переменной себестоимости с ценой реализации в целях определения разницы, называемой маржей с переменных затрат;

- возмещение постоянных затрат за счет различных марж с переменной себестоимости для определения результата деятельности и рентабельности предприятия.

Таким образом, согласно методу переменных затрат (простой «директ-костинг») определяется маржа с переменной себестоимости, которая представляет собой излишек дохода (выручки) от реализации по сравнению с переменными затратами:

МД=ДРП - ПЗ (1),

где МД - маржинальный доход,

ДРП - доход (выручка) от реализации продукции,

ПЗ - переменные затраты.

Когда маржа с переменных затрат позволяет возместить сумму постоянных затрат, предприятие достигает «точку безубыточности», т.е. финансовый результат равен нулю.

Если предприятие производит много изделий, то метод переменных затрат позволяет измерить «вклад» каждого изделия в возмещение постоянных затрат и формирование общего уровня рентабельности. Кроме того, этот метод в условиях рыночной экономики дает возможность проводить политику развития торговли в зависимости от заданных ориентиров на основе определения минимального (критического), объема реализации порога рентабельности различных товаров.

Основы метода заключаются в следующем:

1) постоянная направленность учета на конечный результат, т.е. определение маржи по изделиям, в целом по предприятию и производственному результату (доход или убытки);

2) учет по изделиям только переменных затрат и определение переменной себестоимости по изделиям;

3) учет постоянных затрат в целом по предприятию и их отнесение на уменьшение маржи в целях определения производственного результата;

4) определение маржи по изделиям как базы процесса оперативного управления ценами и ценообразованием.

Метод переменной и прямой себестоимости, или развитой «директ-костинг», иллюстрирует рисунок 4.

Доход (выручка) от реализации

Минус (-)

Переменная себестоимость

Равняется (=)

Маржа (разность) 1

Минус (-)

Постоянные прямые затраты

Равняется (=)

Маржа (разность) 2

Равняется (=)

Общая маржа

Минус (-)

Постоянные косвенные затраты

Равняется (=)

Производственный результат

Рисунок 4 - Развитой «директ-костинг»

Принципы развитого «директ-костинга»:

1) затраты, реализация и результаты учитываются по сегментам деятельности; эта информация доводится до всех внутренних и внешних сегментов;