logo
Учет основных средств по материалам "МУЖКП Ливенскоко района"

1.1 Понятие основных средств. Принятие активов в состав основных средств, документальное оформление

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 определяет основные средства как часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, способная приносить доход в будущем и в отношении которой не предполагается последующая перепродажа.

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации.

С 1 января 2001 г. предметы со сроком полезного использования, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев, независимо от их стоимости, должны относиться к основным средствам, а предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев должны учитываться применительно к порядку, установленному для учета материалов.

Поступление основных средств может происходить за счет, ввода в эксплуатацию, приобретения, расширения, реконструкции, внесения в счет вклада в уставный капитал, а также в результате безвозмездного поступления..

Единицей учета основных средств выступает инвентарный объект - законченное устройство, представляющее собой единое целое. Каждому инвентарному объекту присваивается инвентарный номер, который сохраняется за ним в течение всего срока эксплуатации.

Движение основных средств оформляется следующими документами:

1) Получение и зачисление объектов в состав основных средств оформляется актом приемки-передачи. Акт составляется в одном экземпляре на каждый принятый объект. В нем указывается полная характеристика объекта, год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость, сумма .износа и др.

2) Акт вместе с прилагаемой технической документацией передается в бухгалтерию, где на каждый объект открываются инвентарные карточки. Они регистрируются в специальных описях по видам основных средств. Составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерской службе основе инвентарных карточек в -бухгалтерии ведется карточка учета движения основных средств по видам и группам. В организациях, имеющих небольшое количество основных средств, пообъектный учет можно вести в инвентарных книгах, в которых приводится примерно такие же данные, как в инвентарных карточках, а именно: наименование объекта основных средств( документ, дата принятия к бухгалтерскому учету, структурное подразделение, ответственное лицо за сохранность объекта), его первоначальная стоимость, срок полезного использования, сумма начисленной амортизации, остаточная стоимость, сведения, касающиеся переоценки объекта и его внутреннего перемещения;

3) Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования. В акте указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты.

4) Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств, а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа -- актом на списание автотранспортных средств.

В актах на списание основных средств указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и т.п.), полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации), результат от списания.

5) внутреннее перемещение ОС оформляется накладной на внутреннее перемещение, которая составляется при передаче одного объекта из одного структурного подразделения в другое;

6) движение и операции с ОС оформляются также актом приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизируемых объектов, на дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования. В нем указывают по каждому наименованию оборудования выявленные дефекты и мероприятия или работы для устранения выявленных дефектов.

Синтетический учет основных средств ведется на активном счете 01 «Основные средства» по первоначальной (восстановительной) стоимости. Сальдо дебетовое отражает сумму первоначальной стоимости действующих или находящихся в запасе и на консервации собственных основных средств организации. По дебету отражают поступление основных средств и их дооценку, а по кредиту -выбытие и их уценку.

Созданные в самой организации основные средства, а также приобретенные ею за плату у других организаций и лиц, являются капитальными вложениями, а потому отражаются в бухгалтерском учете через счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». При этом на нем (по дебету) собираются все затраты по приобретению основных средств.

При этом НДС, уплаченный при приобретении основных средств производственного назначения, выделяется отдельно на счете 19, после оплаты ставится к зачету бюджетом, а основные средства приходуются на баланс.

Акцептован счет за поступившие объекты:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит 60, 76 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; «Расчеты с разными дебиторами кредиторами»;

Сумма НДС:

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Кредит 60, 76;

Оплата счета:

Дебет 60, 76

Кредит 51 «Расчетные счета»

Сумма НДС к зачету бюджетом:

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Кредит 19

Оприходование объектов основных средств:

Дебет 01 «Основные средства»

Кредит 08

Поступление основных средств в счет вкладов в уставный капитал отражается записью:

Дебет 08

Кредит 75 «Расчеты с учредителями»

Безвозмездное получение основных средств:

Дебет 08

Кредит 98/2 «Доходы будущих периодов», субсчет «Безвозмездные поступления».