logo
Характеристика деятельности ФГУ Администрация морского порта Калининград

Организация бухгалтерского учета основных средств.

На аналитических счетах ведется учет средств, по затратам, связанным со строительством и приобретением объектов основных средств и нематериальных активов, по каждому строящемуся или приобретенному объекту.

Синтетический учет вложений в основные средства ведется по дебету счета 08 и кредиту счетов 07, 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 75 "Расчеты с учредителями", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.

Первичные документы по движению основных средств.

Акт по ф. № ОС-1 применяется для учета ввода объектов в эксплуатацию, оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое, оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию, а также для исключения из состава основных средств при передаче, продаже другой организации. При оформлении приемки основных средств акт составляется в одном экземпляре на каждый объект членами приемочной комиссии, назначенной распоряжением (приказом) руководителя организации. Акт после его оформления с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. При оформлении внутреннего перемещения основных средств акт выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения организации-сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй - структурному подразделению организации-сдатчика.

Пообъектный аналитический учет основных средств ведется бухгалтерией в инвентарных карточках учета основных средств. В инвентарных карточках приводятся основные данные по объекту: первоначальная стоимость, срок полезного использования, способ начисления амортизации, норма амортизации, если оно имеется.

Акты на списание оформляются при выбытии вследствие физического и морального износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях. Акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом.

Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. Данные результатов списания вносятся в инвентарную карточку объекта основных средств. Акты о приеме-передаче объектов основных средств оформляются при продаже, безвозмездной передаче, передаче в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.

Организация учета основных средств.

В бухгалтерском балансе основные средства оцениваются по остаточной стоимости (первоначальная стоимость минус сумма начисленной амортизации). Первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации приводятся в ф. № 5 "к бухгалтерскому балансу". Ввод объекта в эксплуатацию оформляется проводкой Д 01 К 08.

Операции по выбытию основных средств осуществляется с использованием субсчета "Выбытие основных средств" счета 01. В дебет этого субсчета должна переноситься первоначальная стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма начисленной амортизации, корреспонденция счетов 91 "Прочие доходы и расходы" и 01, субсчет "Выбытие основных средств", показывает остаточную стоимость выбывающего объекта. бухгалтерский учет морской порт

Расходы на ремонт основных средств.

Разделяют три способа отражения в учете фактически произведенных расходов на ремонт основных средств:

- отражение в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относятся эти расходы;

- списание за счет резерва расходов на ремонт основных средств;

- учет в качестве расходов будущих периодов и равномерное включение в течение отчетного года в текущие расходы.

При создании резерва на ремонт основных средств составляются документы, подтверждающие правильность определения ежемесячных отчислений в ремонтный фонд: дефектные ведомости (обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ), сметы на проведение ремонтов, нормативы и данные о сроках проведения ремонтов, итоговый расчет отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств.

Организация бухгалтерского учета расходов на ремонт ведётся по корреспондирующим счетам (дебету счетов 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на продажу", 96 "Резервы предстоящих расходов", 97 "Расходы будущих периодов" и кредиту счетов 10 "Материалы", 60, 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 96).

Начисление амортизации.

Отражается в ведомости начисления амортизации объектов основных средств.

Следует обратить внимание на то, что объекты основных средств стоимостью не более 20 000 руб. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Организация бухгалтерского учета начисления и списания сумм амортизации осуществляется по корреспондирующим счетам (20 "Основное производство"; 23; 25; 26; 91; субсчет "Выбытие основных средств" счета 01; 02).

2.2 Организация бухгалтерского учета основных средств в ФГУ АМП Калининград

Основные средства - средства труда (здания, сооружения, оборудование и т.п.), участвующие в производстве длительное время и постепенно переносящие свою стоимость на продукцию предприятия.

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:

- контроль за сохранностью и наличием основных средств по местам их использования; правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, выбытия и перемещения;

- контроль за рациональным расходованием средств на реконструкцию и модернизацию основных средств;

- исчисление доли стоимости основных средств в связи с использованием и износом для включения в затраты предприятия;

- контроль за эффективностью использования рабочих машин, оборудования, производственных площадей, транспортных средств и других основных средств;

- точное определение результатов от списания, выбытия объектов основных средств. Эти задачи решают с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной

организации учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и

учета затрат по их ремонту.

В ФГУ АПМ Калининград согласно принятой учетной политике в качестве основных средств к бухгалтерскому учету принимается имущество, которое единовременно отвечает условиям п.4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», а именно:

1.используются при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации и для сдачи в аренду;

2.используются в течение длительного времени (т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;)

3.не предполагается последующая перепродажа данных активов;

4.способно приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Бухгалтерский учет основных средств ведется для получения документально обоснованной информации об их наличии и движении внутри организации.

Основными задачами учета основных средств в организации являются:

1.правильное оформление документов и своевременное отражение в учете поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;

2.достоверное определение результатов от реализации и прочего выбытия основных средств;

3.полное определение затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии (расходы на технические осмотры и уход, на проведение всех видов ремонта);

4.контроль за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией с основными средствами, оформляются оправдательными документами. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет основных средств в ФГУ АМП. Формы первичной учетной документации, соответствующие поступлению, эксплуатации и выбытию основных средств, применяются в соответствии с постановлением Госкомстата № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

Классификация и оценка основных средств

Основные средства предприятия разнообразны по составу и назначению. Чтобы вести их учет, необходима классификация их по видам, назначению или характеру участия в процессе производства; отраслям народного хозяйства; степени использования и по принадлежности.

Типовая классификация основных средств по их видам установлена органами госстатистики. В соответствии с этой классификацией основные средства по их видам подразделяются на:

I. Здания.

II. Сооружения.

Ш. Передаточные устройства.

IV. Машины и оборудование, в том числе:

а) силовые машины и оборудование; б) рабочие машины и оборудование; в) измерительные и регулирующие приборы, устройства и лабораторное оборудование г) вычислительная техника; д) прочие машины и оборудование.

V. Инвентарь и принадлежности. VIII. Транспортные средства. VI Инструмент. VII. Производственный Хозяйственный инвентарь.

IX. Рабочий и продуктивный скот.

X. Многолетние насаждения.

XI. Капитальные затрать! по улучшению земель (без сооружений).

XII. Прочие основные фонды.

По классификационным видам ведется учет основных средств и составляется отчетность о наличии и движении основных средств.

В зависимости от назначения в производственно-хозяйственной деятельности основные средства подразделяются на производственные и непроизводственные.

К основным средствам производственного назначения относятся: машины, станки, аппараты, инструменты, а также здания основных и вспомогательных цехов, отделов и служб, предназначенные для производственного процесса, или здания складов, резервуары, транспортные средства, используемые для перемещения и хранения предметов и продуктов труда. Основные средства непроизводственного назначения непосредственно не участвуют в процессе производства, но их используют для культурно-бытовых нужд работников предприятия (основные средства жилищно-коммунального хозяйства, поликлиник, медицинских пунктов, клубов, стадионов, детских садов и т.п.).

Для обеспечения учета основных средств по отраслям национального хозяйства предусмотрена классификация, т.е. деление их на следующие группы: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, транспорт, связь, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, информационно-вычислительное обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и др.

По степени использования в производственно-хозяйственной деятельности основные средства подразделяют на основные средства, находящиеся в запасе, в эксплуатации, на консервации, в аренде. Это необходимо потому, что начисление амортизации происходит внутри групп различно. Так, по основным фондам, находящимся в запасе, амортизация начисляется в части полного восстановления; по основным средствам в эксплуатации начисляется не только амортизация на полное восстановление, но и при необходимости создается ремонтный фонд; по основным фондам, находящимся на консервации (по решению правительства), амортизация вообще не начисляется.

По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные. Собственные основные средства предприятия числятся у него на балансе, а арендованные принадлежат другому предприятию, эксплуатируются временно за определенную плату, учитываются за балансом без начисления на данном предприятии амортизации (износа).

Необходимое условие правильного учета основных средств -- единый принцип их оценки. Различают три оценки основных средств: первоначальную, восстановительную и остаточную. Первоначальная стоимость (балансовая) складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию на данном предприятии. По первоначальной стоимости объект учитывается в течение периода нахождения на предприятии.

В зависимости от источника поступления основных средств под их первоначальной стоимостью понимается:

- стоимость внесенных учредителями основных средств в счет их вклада в уставный фонд предприятия -- по договоренности сторон;

- стоимость изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других предприятий и лиц основных средств -- в сумме фактических затрат, включая расходы по доставке, монтажу и установке;

- стоимость полученных безвозмездно объектов основных средств, а также в качестве субсидий (помощи) в сумме, определенной экспертным путем или по данным документов приемки-передачи.

Основные средства в процессе использования изнашиваются, ветшают, отчего их первоначальная стоимость уменьшается. Денежное выражение потери объектами своих физических и технико-экономических качеств называется износом основных средств. Износ основных средств отражается в балансе отдельной статьей.

Первоначальная стоимость за вычетом суммы износа называется остаточной стоимостью основных средств. Оценка одинаковых объектов основных средств, введенных в эксплуатацию в разное время, может быть различной. Это зависит от времени, места и способа сооружения и приобретения основных средств, поэтому и возникает необходимость в определении восстановительной стоимости основных средств.

Под восстановительной стоимостью основных средств понимается стоимость воспроизводства основных средств, т.е. приобретения или строительства инвентарных объектов исходя из действующих цен на момент переоценки.

Принципы оценки основных средств одинаковы для всех предприятий независимо от форм собственности. Однако первоначальная стоимость основных средств может быть изменена при переоценке основных средств, достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов

Таблица 2.1. Первичные документы по учету движения ОС

№ формы

Наименование формы

Этапы отражения в учете основных средств

ОС-1

Акт о приеме - передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)

Прием основных средств

ОС-1б

Акт о приеме-передаче группы объектов

основных средств (кроме зданий, сооружений)

Прием основных средств

ОС-2

Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств

Внутреннее перемещение

ОС-3

Акт о приеме-сдаче отремонтированных,

реконструированных, модернизированных

объектов основных средств

Ремонт

ОС-4

Акт о списании объекта основных средств

(кроме автотранспортных)

Ликвидация основных средств

ОС-4а

Акт о списании автотранспортных средств

Ликвидация основных средств

ОС-4б

Акт о списании группы объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)

Ликвидация основных средств

ОС-6

Инвентарная карточка учета объектов основных средств

Учет наличия

ОС-6б

Инвентарная книга учета объектов основных средств

Учет наличия

ОС-14

Акт о приеме (поступлении) оборудования

Поступление оборудования

ОС-15

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж

Монтаж оборудования

ОС-16

Акт о выявленных дефектах оборудования

Монтаж оборудования

На первичных документах, прошедших проверку и обработку ставится отметка «ПК» («прошедшие контроль»), исключающая возможность их повторного использования. Номера документам присваиваются следующим образом: первая цифра - является непосредственно номером документа, через дробь - год, в котором осуществлена операция. Система нумерации создана так, чтобы при работе с ней можно легко ориентироваться, не теряя время на поиск необходимого документа. С лицами, ответственными за сохранность объектов основных средств, заключены договора о полной индивидуальной материальной ответственности.

Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах хозяйственного и оперативного ведения осуществляется на счете 01 «Основные средства». К счету открыты субсчета:

01.1«Основные средства в эксплуатации»

01.2 «Выбытие основных средств»

01.3 «Основные средства в аренде»

Организация аналитического учета ОС

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельно конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. В случае наличия у одного объекта несколько частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Аналитический учет по счету 01 «Основные средства» ведется по видам и отдельным объектам основных средств в инвентарных карточках ф. ОС-6, которые являются основным регистром аналитического учета основных средств. Инвентарные карточки составляют в бухгалтерии ФГУ АМП на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Инвентарные карточки заполняются на основе первичных документов (актов приемки-передачи основных средств, технических паспортов). Оборотная сторона инвентарной карточки предназначена для краткой индивидуальной характеристики объекта. На лицевой стороне указывается наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска, дату и номер акта о приемке, местонахождение, полную стоимость, нормы износа, шифр затрат. Впоследствии в карточке отмечают дату и стоимость каждого капитального ремонта, внутреннее перемещение объекта и причину выбытия. Данные инвентарных карточек ежемесячно суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств. Построение аналитического учета обеспечивает возможность получения данных о наличии и движении основных средств необходимых для составления бухгалтерской отчетности (по видам, местам нахождения). В бухгалтерии ФГУ АМП инвентарные карточки формируются в инвентарную картотеку в которой они разделены на группы по видам основных средств и местам хранения, а также по материально ответственным лицам.

Все первичные учетные документы, которыми оформляется операции по движению основных средств, составляются и подписываются членами комиссии, назначенной приказом руководителя предприятия. В состав такой комиссии на данном предприятии входят:

1.Главный бухгалтер;

2.Главный инженер;

3.Материально ответственное лицо, за которым будет закреплено основное средство.

Затраты, произведенные при приобретении объекта основных средств в ФГУ АМП рассматриваются как капитальные вложения. Сумма НДС по приобретенному основному средству отражается по дебету счета 19.1 «НДС по приобретенным основным средствам» и присоединяется к стоимости в момент принятия объекта к учету в качестве основного средства.

Процесс движения основных средств в организации состоит из 3-х основных стадий:

1.стадии поступления основного средства в организацию;

2.стадии эксплуатации основного средства в организации;

3.стадии выбытия основного средства из организации.

На первой стадии производится принятие основного средства к учету на основе первичных учетных документов и их стоимостная оценка. Основным способом поступления основных средств в организацию является - приобретение за плату.

На стадии эксплуатации основные средства используются в производственном процессе, в результате чего изнашиваются и постепенно теряют свою стоимость. Постепенно теряемая стоимость основных средств по мере их износа переносится на себестоимость изготовленной продукции. На стадии эксплуатации основное средство может происходить восстановление основных средств, их внутреннее перемещение в организации. Восстановление основных средств осуществляется посредством ремонта, модернизации.

Выбытие основных средств из организации происходит в следующих случаях:

1.списание основных средств из-за морального и физического износа;

2.продажа (реализация) основных средств;

3.недостача и порча основных средств, выявленные при проведении инвентаризации активов.

Начисление амортизации.

Стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01.

Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:

линейный способ;

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

Объекты основных средств со стоимостью не более 20 000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в организации должен быть организован контроль за их движением.

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:

а) при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

б) при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости (первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) за минусом начисленной амортизации) объекта основных средств на начало отчетного года, нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации субъекты малого предпринимательства могут применять коэффициент ускорения, равный двум; а по движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга и относимому к активной части основных средств, может применяться коэффициент ускорения в соответствии с условиями договора финансовой аренды не выше 3.

В первый год эксплуатации годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости, сформированной при принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету, 40 тыс. руб. (100000 x 40 : 100). Во второй год эксплуатации амортизация начисляется в размере 40 процентов от остаточной стоимости на начало отчетного года, т.е. разницы между первоначальной стоимостью объекта и суммой амортизации, начисленной за первый год, и составит 24 тыс. руб. (100 - 40) x 40 : 100). В третий год эксплуатации амортизация начисляется в размере 40 процентов от разницы между остаточной стоимостью объекта, образовавшейся по окончании второго года эксплуатации, и суммой амортизации, начисленной за второй год эксплуатации, и составит 12,4 тыс. руб. ((60 - 24) х 40 : 100) и т.д.

в) при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной)) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств в течение отчетного года производится ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 исчисленной годовой суммы.

В случае принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету в течение отчетного года годовой суммой амортизации считается сумма, определенная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, до отчетной даты годовой бухгалтерской отчетности.

При применении начисления амортизации по объектам основных средств способа списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования такого объекта.

Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Определение срока полезного использования объекта основных средств, включая объекты основных средств, ранее использованные у другой организации, производится исходя из:

ожидаемого срока использования в организации этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен); естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, включая находящегося в запасе (резерве), и производится до полного погашения стоимости этих объектов либо до их выбытия.

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или выбытия объекта.

В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более 3-х месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится.

Сумма начисленных амортизационных отчислений отражается в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете, как правило, по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счета учета амортизации.

Для целей бухгалтерского учета в организации в соответствии с п. 18 ПБУ 6/01 применяется линейный способ начисления амортизации, что отражено в учетной политике организации. При линейном методе начисления амортизации годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. В течение отчетного года амортизационные отчисления производятся ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы. При использовании линейного способа годовая и ежемесячная суммы амортизационных отчислений в течение срока полезного использования объекта основных средств остаются неизменными.