Амортизация основных средств и ее учет в зарубежных странах

курсовая работа

1.1 Амортизационная политика

Амортизационная политика предприятия хоть и не всегда совпадает с общегосударственной, в значительной мере отображает техническую и амортизационную политику государства, поскольку основывается на принципах, методах и нормативах амортизационных отчислений, утвержденных законодательными и нормативными актами, методах индексации, оценивания и переоценки основных фондов.

На каждом этапе реализации перед ней стоят конкретные задачи, которые кроме основной задачи - формирование амортизационных средств для возмещения износа основных средств - могут содержать и такие, как минимизация налоговых платежей или краткосрочное пополнение оборотных средств за счет амортизационных отчислений, при чем иногда эти второстепенные вопросы становятся вопросом выживания предприятия на долгие годы. В мировой практике амортизационные отчисления являются основным источником финансирования обновления основных производственных фондов, как это и должно быть.

В Украине, на этапе перехода к рыночным отношениям, амортизация стала не столько источником финансирования технического развития, сколько средством регулирования налогового давления, и это средство используется как государством, так и предприятиями. Вызывает сомнение утвержденная на государственном уровне концепция амортизационной политики, согласно с которой были разделены налоговые и учетные функции амортизации, что положило начало нецелесообразного деления самого учета на бухгалтерский и налоговый. Даже определение срока «амортизационная политика предприятия» не является общепринятым.

Некоторые авторы считают, что амортизационная политика - это увеличение за счет внутренних источников потока собственных финансовых ресурсов, путем формирования амортизационного фонда и уменьшения налога на прибыль [1, с.53-55].

Сразу следует отметить, что главная цель любой политики предприятия - получение максимальной прибыли при условии сохранения стабильности его функционирования, а не «потока собственных финансовых ресурсов», который далеко не всегда обеспечивает прибыль. К тому же ничего плохого не будет в том, что прибыль будет приносить не только собственный капитал, направления использования которого должны быть скоординированы с использованием амортизационных сумм. Уменьшение суммы налога на прибыль не является самоцелью, поскольку повышение прибыли означает и повышение налога, но это не является путем реализации амортизационной политики, как и формирование амортизационного фонда. Кстати, фонд, как целевое формирование денежных средств, не позволяет их использование на другие цели, но нельзя называть амортизационные суммы фондом, поскольку украинское законодательство не запрещает использовать их на другие цели.

Другие [4, с.26] к толкованию амортизационной политики как процесса регулирования собственных ресурсов добавляют: «Амортизационная политика - это составная часть общегосударственной политики формирования собственных финансовых ресурсов, которая заключается в оптимизации потока собственных средств, которые реинвестируются в производственную деятельность». Такое определение не различает собственных финансовых ресурсов отдельного предприятия и государственные средства, хотя, например, применение снижающих коэффициентов к нормам амортизации, как проявление государственной амортизационной политики, никоим образом не совпадает с интересами конкретного предприятия. Кроме того, использование амортизации для пополнения оборотных средств, что в современных условиях нормальное явление, не является реинвестицией. Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что единственная цель амортизационной политики - «оптимизация потока собственных средств, которые реинвестируются в производственную деятельность», но это не так. Есть такие предприятия, которые вообще не реинвестируют средства в собственную производственную деятельность, но это не означает, что такая амортизационная политика в конкретных обстоятельствах нецелесообразна. Во времена общегосударственной формы собственности на все средства производства в Украине возможность антагонизма интересов государства и отдельного предприятия на любом этапе деятельности была исключена, потому что владелец был один, да и предприятие не отвечало в полной мере за последствия своей деятельности. Сейчас все иначе. Даже государственное предприятие как юридическое лицо может обанкротиться. Для выживания такое предприятие внедряет политику минимизации выплат в налогообложении, политику монополизации рынка, собственную амортизационную политику, которая в целом может совсем не совпадать с государственной. Следовательно - это не является «составной частью общегосударственной политики», это собственная политика предприятия в ограничениях государственной. Яркий пример такого несоответствия интересов - установка государством снижающих коэффициентов к нормам амортизации. С другой стороны, предприятиям предоставлена возможность в ходе реализации собственной политики маневрировать амортизационными средствами, направляя их, например, на пополнение оборотных средств. И сразу же нецелевое использование амортизационных сумм приняло такие масштабы, что ради его учета понадобилось введение дополнительного 09-го счета. Именно поэтому не достаточно корректно определять амортизационную политику предприятия как процесс «оптимизации потока собственных средств, которые реинвестируются в производственную деятельность», так как амортизационные суммы не всегда реинвестируются. К тому же прибыль - тоже собственные средства, которые могут быть реинвестированы. Но это уже вопрос не столько амортизационной сколько финансовой политики.

Конечно, введение в действие основ международных стандартов финансовой отчетности предоставило возможность предприятиям самостоятельно устанавливать сроки полезного использования, выбирать методы начисления амортизации и определять ликвидационную стоимость основных средств. Но амортизационная политика - это нечто больше, чем выбор методов и расчет сроков полезного использования основных средств. Как только предприятие получило возможность манипулировать амортизационными средствами, оно может проводить действительно собственную амортизационную политику в сфере их формирования, распределения, использования. Обоснование расчетов сроков полезного использования основных средств имеет большое значение, но возможность их дооценить, или уценить - это уже изменение базы начисления амортизации. Исходя из всего этого, определение амортизационной политики можно сформулировать так:

Амортизационная политика предприятия - это комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процесса формирования, распределения и использования средств, признанных как амортизационные суммы в составе всех финансовых ресурсов предприятия, для обеспечения стабильной прибыли путем обновления и поддержки основных фондов в ограничениях действующего законодательства и общегосударственной амортизационной политики.

Элементами амортизационной политики по такому толкованию является:

Обоснование и выбор основных конкретных целей (развитие производства, налоговая регуляция, стабилизация финансов).

Обоснование возможных размеров, выбор средств формирования, направлений и пропорций распределения амортизационных средств.

Выбор методов амортизации.

Установление сроков полезного использования согласно поставленным целям и существующим возможностям.

Установление и целевое формирование базы начисления амортизации с использованием возможностей, предоставленных законодательством.

Делись добром ;)