logo
Аудит финансовых результатов экономических объектов

1.2 Нормативно-правовое регулирование аудита финансовых результатов

В настоящее время действует обширный перечень нормативно-правовых актов, регулирующих процедуру аудиторской проверки формирования финансовых результатов деятельности организации, который можно разделить на две условные группы: акты, регулирующие порядок бухгалтерского учета формирования финансовых результатов деятельности организации и акты, непосредственно регулирующие процедуру аудиторской проверки данного участка учета [9, с. 512].

Система законодательного обеспечения бухгалтерского учета финансовых результатов регламентируется нормативными актами различными по степени их значимости, в зависимости от уровня соответствующего документа.

К первому уровню документов относится Закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ. Он устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации с тем, чтобы обеспечить единообразное ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями, составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Ко второму уровню документов, устанавливающих принципы, способы ведения бухгалтерского учета и формирования состава финансовых результатов организации, относится ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» утвержденный приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н., ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» утвержденный приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н, ПБУ 9/99«Доходы организации» утвержденный приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н, ПБУ 10/99 «Расходы организации» утвержденный приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н и ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» утвержденный Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002г. № 114н.

К третьему уровню документов относится План счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н, определяющий перечень счетов учета финансовых результатов и распределения прибыли. А также Приказ Минфина РФ № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», который устанавливает объемы форм бухгалтерской отчетности и порядок ее составления.

К четвертому уровню относится учетная политика организации, под которой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета. При формировании учетной политики утверждается конкретный порядок организации первичного учета, документооборота, рабочий план счетов.

Порядок проведения аудиторской проверки формирования финансовых результатов деятельности организации регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

1. Федеральный закон от 30 декабря 2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который определяет, что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (в ред. на 23 июля 2008г.), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами».

Также вышеназванный закон содержит определенные правила и ограничения при проведении аудита.

2. Правила (стандарты) аудиторской деятельности, под которыми понимаются единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

«В настоящее время можно говорить о существовании в Российской Федерации многоуровневой системе аудиторских стандартов.

Первый уровень - это федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, обязательные для исполнения аудиторскими организациями и аудиторами, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002г. № 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002г. № 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" (в ред. на 19 ноября 2008г.).

Второй уровень - это внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые действуют в профессиональных аудиторских объединениях.

Третий уровень - это правила (стандарты) отдельных аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов» [12, с. 45].

Проведение аудита экономического субъекта не отменяет осуществления государственного контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти [9, с. 5].

Перечень основных документов, регулирующих объект проверки, охватывает также следующие документы:

- Гражданский кодекс РФ часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) и часть 2 от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995);

- Налоговый кодекс часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) и часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000);

- Приказ МНС РФ от 7 декабря 2001 г. N БГ-3-02/542 «Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль организаций» (в ред. Приказа от 12 июля 2002 г. № БГ-3-02/358);

- Указания об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом (Приказ МФ РФ от 24 декабря 1998 г. № 68н с изм. От 28 ноября 2001 г.);

- Указания об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества (Приказ МФ РФ от 24 декабря 1998 г. № 68н с изм. От 28 ноября 2001 г.).

Информация, полученная в ходе проведения аудита, может использоваться органами государственной власти (налоговыми, таможенными органами) при проведении ими определенных контрольных мероприятий.