1.2 Муниципальные предприятия
Объектами муниципальной собственности в городах становятся, прежде всего, системы их жизнеобеспечения: водопроводная и канализационная сети, газовое хозяйство, электроснабжение, транспорт, жилой фонд и т.д. Сосредоточение указанных служб введении городских властей дает немало преимуществ, как самим городам, так и населению. Прежде всего, это экономическая выгода - объединенное городское хозяйство и предоставляемые им населению услуги оказываются, как правило, значительно дешевле, нежели в случае рассредоточения этих служб по отдельным частным собственникам (или как это нередко случалось в нашей стране - по ведомствам), благодаря упорядочению финансов содержание муниципальной собственности и городского хозяйства обходится дешевле государственному бюджету: муниципализация способствует уменьшению дотаций из последнего.
В Российском законодательстве выделено в качестве самостоятельных два вида предприятий: государственное и муниципальное. Строго говоря, - это деление не совсем логично. Если употреблять понятие "муниципальное предприятие" как разновидность предприятий, создаваемых местными муниципальными органами государственного управления, то обоснованным было бы назвать предприятия, организуемые федеральными властями - федеральными предприятиями. При этом и те и другие предприятия находятся в государственной собственности.
Среди муниципальных предприятий выделяются достаточно отчетливо две основные группы:
1. предприятия прямого управления, жестко контролируемые местными органами власти;
2. предприятия с делегированным управлением, часть контроля над которыми передана местными властями другим юридическим или физическим лицам.
Вторая группа предприятий по признакам управления и функционирования близка к предприятиям частного сектора. Предприятия этой группы ориентируются на рыночные критерии, стремятся повысить свою эффективность и прибыль, имеют определенную степень автономии, но относятся к местным органам управления. Именно такие предприятия в последние годы получают все большее распространение, а их роль как производителей муниципальных услуг возрастает.
Муниципальное предприятие прямого управления является наиболее старой и традиционной формой управления муниципальных услуг. Их значение остается важным в целом ряде административных услуг. В сфере промышленной и торговой инфраструктуры (газо-, водо- и электроснабжение, отопление, транспорт, рынки и т.д.) предприятия прямого управления встречаются значительно реже.
Муниципальные предприятия прямого управления практически не имеют административной и финансовой автономии, не является юридическим лицом, не могут самостоятельно решать вопросы найма, увольнения рабочих. Обычно они не имеют своего бюджета, их текущие расходы фиксируются в бюджете местных органов власти. В отдельных случаях такие предприятия, выполняющие услуги промышленного или торгового характера, составляют свою финансовую систему или бюджет, который утверждается в качестве приложения к бюджету местных органов власти.
Сосредоточение в единых руках всех технических служб города (водопроводного, газового, электрического и транспортного хозяйств) позволяет, упорядочив их эксплуатацию предоставлять населению дополнительные удобства. Можно регулировать электроснабжение и электропотребности, снабжать электроэнергией в дневные часы трамвайный и троллейбусный парк, а в ночные часы обеспечивать освещение. Обладая всеми трубопроводами можно сделать так, чтобы одновременно проводились прокладка, либо ремонт газовых, водопроводных и канализационных труб. Как известно подобные работы нередко портят жизнь горожанам. То же относится и к проведению других уличных работ, связанных со строительством и благоустройством территории. И еще одно преимущество муниципальной собственности - возможность видеть и обеспечивать перспективы развития городов и их хозяйство, строить и развивать городские службы с расчетом на будущее.
Задача накопления, обработки и распространения (обмена) информации стояла перед человечеством на всех этапах его развития. В течение долгого времени основными инструментами для ее решения были мозг, язык и слух человека. Поскольку в эпоху книгопечатания основным носителем информации стала бумага, то технологию накопления и распространения информации естественно называть «бумажной информатикой».
Принципиально новый шаг был совершен, когда от применения ЭВМ для решения отдельных задач перешли к их использованию для комплексной автоматизации тех или иных законченных участков деятельности человека по переработке информации.
Одним из первых примеров подобного системного применения ЭВМ в мировой практике были так называемые административные Системы обработки данных: автоматизация банковских операций, бухгалтерского учета, резервирования и оформления билетов и т.п. Решающее значение для эффективности систем подобного рода имеет то обстоятельство, что они опираются на автоматизированные информационные базы. Это означает, что в памяти ЭВМ постоянно сохраняется информация, нужная для решения тех задач, на которые рассчитана система. Она и составляет содержимое информационной базы соответствующей системы.
При решении очередной задачи система нуждается во вводе только небольшой порции дополнительной информации, - все остальное берется из информационной базы. Каждая порция вновь вводимой информации изменяет информационную базу системы. Эта база находится, таким образом, в состоянии непрерывного обновления, отражая все изменения, происходящие в реальном объекте, с которым имеет дело система.
Хранение информации в памяти ЭВМ придает этой информации принципиально новое качество динамичности, т.е. способности к быстрой перестройке и непосредственному ее использованию в решаемых на ЭВМ задачах. Устройства автоматической печати, которыми снабжены современные ЭВМ, позволяют в случае необходимости быстро представить любую выборку из этой информации в форме представления на бумаге.
По мере своего дальнейшего развития административные системы обработки данных перерастают в автоматизированные системы управления (АСУ) соответствующими объектами, в которых, как правило, не ограничиваются одной ЭВМ, а в составе двух и более ЭВМ объединяют в вычислительный комплекс (ВК).
- Введение
- Глава 1. Экономическая сущность рассматриваемой в дипломном проекте задачи
- 1.1 Виды учета на предприятиях. Вид учета, применяемый при приеме оплаты за коммунальные услуги
- 1.2 Муниципальные предприятия
- 1.3 Сущность объекта управления - юридическое лицо
- 1.4 Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги
- Глава 2. Постановка задачи и обоснование необходимости использования средств вычислительной техники и программного обеспечения, а также выбора информационного обеспечения для решения задачи автоматизации учета приема оплаты с юридических лиц за коммунальные услуги
- 2.1 Постановка задачи
- 2.2 Обоснование необходимости использования вычислительной техники и программного обеспечения для решения поставленной задачи
- 2.3 Обоснование выбораинформационного обеспечения комплекса задач
- 1. Отношения по оплате жилых помещений и коммунальных услуг
- 4. Социальные гарантии по оплате жилых помещений и коммунальных услуг
- Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги
- 4. Социальные гарантии по оплате жилых помещений и коммунальных услуг
- 1. Отношения по оплате жилых помещений и коммунальных услуг
- Оказания не почтовых услуг. Коммунальные услуги.
- «Перерасчет, изменение размера платы за коммунальные услуги. Льготы на оплату коммунальных услуг, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг».
- Дополнительные сведения об организации приема платежей за жилищно-коммунальные услуги
- 79. Субсидии на оплату жилищных и коммунальных услуг в городе Москве.
- 3. Ценообразование на жилищно-коммунальные услуги