logo search
Определение себестоимости изделий народных промыслов

1.1 Сущность понятия «народный промысел»

Русские народные промыслы -- форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся еще много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.

Народные художественные промыслы являются неотъемлемой частью культурного наследия и традиций народного искусства, развивающихся на основе преемственности местных художественно-стилевых и технических особенностей, обогащаемых современным художественным опытом.

Без сомнений, говорить о каком-либо национальном самосознании невозможно, если отсутствует понимание таких вещей, как термин «народный промысел», а также понимание значения для истории нашей страны ее самобытных традиций, фольклора и, конечно же, художественных промыслов. Вклад канувших в неизвестность поколений народных мастеров в становление культурных традиций России сложно переоценить. Достаточно отметить, хотя бы, тот факт, что на протяжении веков выдающиеся скульпторы, изготавливающие народные промыслы России, художники в своем творчестве обращались к народным промыслам, каждый раз по-новому осмысляя [13, c.86].

В древности, наравне с изготовлением орудий труда и прочими «хозяйственными» потребностями у людей возникало желание украсить себя и свое жилое пространство. Роспись глиняной посуды, культовые скульптуры и т. п. были широко распространены уже в Каменном веке.

Древнерусское искусство своими корнями уходит в далекие дохристианские времена. В чем-то наивные, изделия народных мастеров того периода отражали близость людей к природе, их мировоззрение. Тонкое ощущение красоты, самобытные стили, техники не только сохранились в народе, но и успешно процветали вплоть до Петровских реформ. Огромный вклад в возрождение, подробное изучение изделий народных художественных промыслов был сделан советскими учеными.

Но вернемся к формам производства художественных изделий. Если в древности существовало так называемое «натуральное хозяйство» (одна хозяйственная единица, к примеру, большая семья, полностью обеспечивала собственные потребности), то позже стали возникать кустарные промыслы. С развитием науки и техники, однако же, «примитивные» частные мастерские зачастую не выдерживали конкуренции более дешевых фабричных товаров.

В СССР существовала программа по возрождению народных промыслов: мастеров объединяли в кооперативы и артели, однако необходимость выполнения плана существенно ухудшала качество продукции. К счастью, мастерство изготовления художественных изделий не было забыто. Навыки передавались из поколения в поколения в деревнях, издревле занимавшихся тем или иным промыслом. И по сегодняшний день эти традиции живы, являясь незаменимой составляющей российской культуры.

Например, в Ярославской области наиболее развиты такие виды народных промыслов, как художественная обработка металлов, производство художественной керамики, художественная вышивка, художественная обработка дерева и других растительных материалов, художественное ручное ткачество, в меньшей степени - художественное ручное вязание, художественное ручное кружево, производство строчевышитых изделий народных художественных промыслов, изготовление изделий из войлока и овечьей шерсти, производство ювелирных изделий. В соответствии с федеральным законодательством постановлением Правительства области от 16.12.2009 № 1191-п «Об утверждении Порядка отнесения изделий, изготавливаемых на территории Ярославской области, к изделиям народных художественных промыслов и о перечне мест традиционного бытования народных художественных промыслов» определены места традиционного бытования народных художественных промыслов в Ярославской области.

Планируется привлечение инвалидов и других маломобильных групп населения в область народных художественных промыслов для изготовления изделий народных художественных промыслов.

По данным мониторинга, в 2010 году количество индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере народных художественных промыслов, по сравнению с 2009 годом увеличилось с 60 до 77, что связано с регистрацией индивидуально работающих мастеров в качестве индивидуальных предпринимателей (количество индивидуальных мастеров в 2009 году - 520 чел., в 2010 году - 503 чел.). Сохраняется негативная тенденция сокращения численности работников, занятых на предприятиях народных художественных промыслов области. Так, по сравнению с 2009 годом численность работников сократилась на 6,4 процента. Выросла кредиторская задолженность на 5,2 процента [7, c.65].

Поддержка организаций народных художественных промыслов, осуществляемая на федеральном уровне, в последние годы значительно сократилась. В сфере народных художественных промыслов области сохраняются негативные тенденции: сокращение количества организаций, численности работающих на них, низкий уровень рентабельности производства и заработной платы, сложности, связанные с возрастающими ценами на сырье, энергоносители, аренду помещений, недобросовестной конкуренцией и значительным количеством поступающей на потребительский рынок фальсифицированной продукции. В 2010 году отмечается снижение объемов отгруженных изделий народных художественных промыслов по большинству организаций народных художественных промыслов: на закрытом акционерном обществе «Новый мир» в 2009 году отгружено изделий народных художественных промыслов в сумме 36613 тыс. рублей, в 2010 году - 31894 тыс. рублей, то есть произошло снижение объёмов на 12,8 процента, на федеральном государственном унитарном предприятии «Русские ремесла» - снижение на 29,2 процента, обществе с ограниченной ответственностью «Мастерская майолики Павловой и Шепелева» - на 29,1 процента и т.д.

Специфика структуры себестоимости изделий народных промыслов заключается в большом удельном весе расходов на оплату труда, так как одной из особенностей производства изделий народных художественных промыслов является широкое и обязательное применение творческого, преимущественно ручного, труда художников и мастеров. Отсюда в отрасли народных художественных промыслов чрезвычайно мала выработка продукции на одного работающего, а механизация процесса творческого ручного труда недопустима в связи с самой спецификой художественных промыслов. Таким образом, в отрасли народных художественных промыслов затраты на оплату труда вместе со страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды составляют около 50 процентов всех затрат. Кроме того, значительную долю в затратах занимает потребление энергетических ресурсов (от 15 до 30 процентов). Всё это приводит к тому, что организациям и мастерам народных художественных промыслов сложно конкурировать с предприятиями, использующими автоматизированный труд.

Финансово-экономический кризис 2009 года усугубил негативные тенденции в сфере народных художественных промыслов. Для того чтобы в неблагоприятных социально-экономических условиях поддержать отрасль, необходимы дополнительные виды государственной поддержки народных художественных промыслов.

Основными причинами отрицательных тенденций являются:

- техническая и технологическая отсталость производств и, как следствие, низкая конкурентоспособность изделий;

- постоянное повышение цен на энергоносители и сырье;

- высокие процентные ставки по банковским кредитам;

- отсутствие единой эффективной системы государственной поддержки народных художественных промыслов на федеральном, региональном и местном уровнях;

- неразвитость организационной инфраструктуры сбыта изделий народных художественных промыслов на внутреннем и зарубежном рынках;

- отсутствие системы эффективного менеджмента и маркетинга в организациях народных художественных промыслов;

- снижение профессионального уровня подготовки кадров и отсутствие эффективной системы переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере народных художественных промыслов и, как результат, сокращение численности профессионалов в отрасли, угроза утраты художественно-стилевых особенностей и традиций, преемственности;

- недостаточно эффективная система пропаганды и популяризации народных художественных промыслов среди широких слоев населения.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о том, что на сегодня в отрасли сложилась тяжелая ситуация, поддержка организаций и мастеров народных художественных промыслов недостаточна, необходимо расширять формы и виды поддержки, привлекая средства федерального, регионального и местного бюджетов.

Создание условий для развития отрасли народных художественных промыслов является одним из направлений стратегии социально-экономического развития Ярославской области и определяет задачи региональной политики в области народных художественных промыслов, которые возможно решить, объединив действия органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, общественных организаций.

Необходимость решения вопроса поддержки народных художественных промыслов программно-целевым способом обусловлена реализацией принципов результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Реализация Областной целевой программы сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в Ярославской области на 2012 - 2014 годы позволит:

- сохранить традиции и самобытность народных художественных промыслов Ярославской области;

- способствовать обеспечению стабильности организаций, производящих изделия народных художественных промыслов;

- осуществить продвижение изделий народных художественных промыслов на внутреннем и внешнем рынках;

- обеспечить техническое перевооружение и реконструкцию действующих организаций народных художественных промыслов, не нарушая основ технологии и традиций;

- обеспечить подготовку специалистов для организаций народных художественных промыслов;

- увеличить объем отгруженных изделий народных художественных промыслов до 295 млн. рублей;

- увеличить численность работающих в сфере народных художественных промыслов до 1750 человек;

- увеличить количество субъектов народных художественных промыслов за счет легализации деятельности индивидуальных мастеров;

- создать необходимые предпосылки для дальнейшего устойчивого развития народных художественных промыслов.

Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом от 6 января 1999 года № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах», Федеральным законом от 6 декабря 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с учетом материалов парламентских слушаний на тему: «Народные художественные промыслы: проблемы сохранения и развития», проходивших 26 апреля 2011 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и Концепции государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 24 сентября 2009 года № 854 «Об утверждении Концепции государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года», и направлена на возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов в регионе.