logo search
KompTehn_vNaukTehn_amp_ObrazLekts

Особенности бухгалтерского учета хозяйственной деятельности предприятий

Вся деятельность учитывается в виде двух составляющих бухгалтерского баланса Актива и Пассива.

Актив

  1. часть бухгалтерского баланса (левая сторона), отражающая состав и стоимость имущества организации на определённую дату.

  2. Совокупность имущества, принадлежащего юридическому лицу или предпринимателю.

Действующая в Российской Федерации форма бухгалтерского баланса включает два раздела активов: оборотные и внеоборотные активы.

К оборотным активам относятся активы, которые используются (расходуются) в процессе повседневной хозяйственной деятельности. Например: материальные запасы, дебиторская задолженность, денежные средства и т. д.

К внеоборотным активам относятся активы, изъятые из хозяйственного оборота, но отражаемые в бухгалтерском учёте. Например: основные средства, нематериальные активы, долгосрочные вложения и т. д.

В экономической теории также выделяют виды активов по степени их ликвидности (т.е. их способности быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной): высоколиквидные, низколиквидные и неликвидные активы. Самым высоколиквидным активом являются сами деньги.

Активы - это ресурсы, контролируемые компанией, возникшие в результате прошлых событий, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем. (Данная трактовка содержится в принципах МСФО).

Активы:

  1. совокупность имущественных прав, которые принадлежат физическому и юридическому лицу в виде основных средств, невещественных активов, финансовых вкладов, а также денежных требований к другим физическим и юридическим лицам (противопол.-пассив);

  2. левая сторона бухгалтерского баланса предприятия, экономическая группировка хозяйственных средств по составу, размещению и использованию, в денежном выражении на начало и конец отчётного года.

Активы имеют три основные характеристики:

(a) Актив приводит к получению вероятных будущих экономических выгод при использовании имеющегося потенциала, отдельно или в сочетании с другими активами, что способствует, прямо или косвенно, увеличению будущих чистых денежных потоков;

(b) Организация может получать и контролировать выгоду от использования актива;

(c) Сделка или событие, послужившее возникновением права на, или контроля над получаемыми выгодами уже произошли.

(Данная трактовка содержится в принципах ГААП. FASB Concepts Statement no. 6 (Paragraph 26).

Стоит отметить, что данные условия выполняются только для имущества коммерческих организации. Для некоммерческих организаций, не преследующих своей целью получение экономической выгоды в виде максимизации положительного денежного потока, первое условие не выполняется.

Пассив (от лат. passivus — восприимчивый, пассивный, недеятельный) — противоположная активу часть бухгалтерского баланса (правая сторона), — совокупность всех обязательств (источников формирования средств) предприятия. Учредительные средства. Кредитные средства, взятые предприятием, неоприходованные доходы.

Повторимся Вся деятельность учитывается в виде двух составляющих бухгалтерского баланса Актива и Пассива.

Баллансом называется потому что величина Акитва всегда равна величине пассива.

А=П

"Балансом генеральным называется таблица, в которой сопоставляются имущественные средства предприятия с их источниками; этот баланс представляет экономическое и юридическое положение предприятия в данный момент". Это определение актуально и сегодня.

С точки зрения баланса, хозяйственная операция (событие, которое характеризует отдельные хозяйственные действия (факты), вызывающие изменения в составе, размещении имущества и (или) источниках его образования) представляет из себя изменение составляющий генерального баланса.

Выделяют следующие типы хозяйственных операций:

При любом типе хозяйственных операций равенство актива и пассива сохраняется.

Отражаются хозяйственные операции в регистрах бухгалтерского учёта в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учёта.

    1. Баланс

Фактически, весь бухгалтерский учет, который ведется в организации, находит отражение в балансе и в других формах отчетности. С использованием средств автоматизации бухгалтерского учета можно составлять баланс всегда, когда это может понадобиться, без особенного труда. Конечно, никто не будет составлять баланс после каждой хозяйственной операции, как это делаем мы в нашем примере.

Таблица 1.1. Баланс ООО "Разработчик"

Актив (имущество)

Пассив (источники образования имущества)

Код

Сумма

Код

Сумма

Денежные средства на расчетном счете (260)

10

Уставный капитал (410)

10

Баланс (300)

10

Баланс (700)

10