Ias 1 Представление финансовой отчетности
IAS 2 Запасы
IAS 7 Отчеты о движении денежных средств
IAS 8 Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки
IAS 10 События после отчетной даты
IAS 11 Договоры на строительство
IAS 12 Налоги на прибыль
IAS 14 Сегментная отчетность
IAS 16 Основные средства
IAS 17 Аренда
IAS 18 Выручка
IAS 19 Вознаграждения работникам
IAS 20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи
IAS 21 Влияние изменения валютных курсов
IAS 23 Затраты по займам
IAS 24 Раскрытие информации о связанных сторонах
IAS 26 Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)
IAS 27 Консолидированная и отдельная финансовая отчетность
IAS 28 Инвестиции в ассоциированные организации
IAS 29 Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции
IAS 30 Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов
IAS 31 Участие в совместной деятельности
IAS 32 Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации
IAS 33 Прибыль на акцию
IAS 34 Промежуточная финансовая отчетность
IAS 36 Обесценение активов
IAS 37 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
IAS 38 Нематериальные активы
IAS 39 Финансовые инструменты: признание и оценка
IAS 40 Инвестиционная недвижимость
IAS 41 Сельское хозяйство
Дополнительно 5 стандартов "Улучшение международных стандартов":
IFRS 1 Принятие международных стандартов финансовой отчетности впервые
IFRS 2 Выплаты на основе долевых инструментов
IFRS 3 Объединения предприятий
IFRS 4 Договоры страхования
IFRS 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта и отчетности в РФ и проблемы ее адаптации к МСФО.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Правительством РФ разработана и утверждена (постановлением от 6 марта 1998 г. № 283) Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:
совершенствование нормативного правового регулирования;
формирование нормативной базы (стандарты);
методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности). По мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета должна возрастать.
Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета.
Главная задача — создание приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.
Концептуальная основа системы МСФО — «Принципы подготовки и представления финансовой отчётности» (Framework).
концептуальные основы находятся в постоянном развитии. первая версия концептуальных основ (тогда они назвались принципы подготовки и пред-
ставления финансовой отчетности) появилась в 1989 году.В 2006 году совет по мсфо совместно с советом по стандартам финансовой отчетности сШа начал работу по совершенствованию базовых принципов финансовой отчетности для приведения их в соответствие с существующей экономической действительностью,а также с целью гармонизации международных стандартов и стандартов сШа. В сентябре 2009 года эта работа привела к появлению нескольких глав,а сами принципы подготовки
и представления финансовой отчетности стали именоваться концептуальные основы финансовой отчетности.
Принципы подготовки и представления финансовой отчетности- документ, который удовлетворяет сами стандарты.
Цель фреймворк:
- Предоставление пользователя информации необходимой для принятий необходимых решений.
Основополагающие принципы:
- Принцип начисления, непрерывности деятельности – означает, что компания не планирует в ближайшем будущем свою деятельность прекращаь.
Методы оценки элементов отчётности. Современные тенденции и перспективы применения различных методов оценки элементов отчётности.
Оценка - это определение денежного эквивалента элемента финансовой отчетности, в соответствии с которой он отражается в финансовой отчетности.
Существует несколько методов оценки, используемые при формировании отчетности, причем не исключается использование нескольких методов оценки в разной комбинации.
1. Первоначальная (историческая, фактическая; historical cost ) стоимость - это оценка того или иного объекта учета на основе фактической суммы денежных средств, их эквивалентов, заплаченных при его приобретении с учетом транспортных и иных расходов, связанных с этой операцией, или начисленных при его изготовлении собственными силами (для активов - это стоимость их приобретения, а для обязательств - сумма, полученная в обмен на обязательство).
Если предположить заведомо нереальную ситуацию, что покупательная способность денежной единицы, в которой выражена стоимость, останется неизменной, то данный метод можно выделить в качестве оптимального. Но это не так. В связи с этим, оценка товарно-материальных ценностей часто производится по стоимости реализации за вычетом торговых издержек или по рыночной стоимости.
2. Текущая (восстановительная; current cost) стоимость - это сумма денежных средств или их эквивалентов, которую пришлось бы выплатить в данный момент при необходимости замены данного объекта материального имущества новым. Обязательства оцениваются по текущей стоимости, которая представляет собой недисконтированную сумму денежных средств, необходимых для их погашения в данный момент.
3. Справедливая стоимость (честная; fair value) - определяется как сумма денежных средств, достаточная для приобретения актива или исполнения обязательств при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую сделку, независимыми друг от друга сторонами. Данная оценка в большей степени используется для текущего учета активов и обязательств с целью формирования объективной картины деятельности организации.
4. Рыночная стоимость (market value)- сумма денежных средств, которая может быть получена при продаже или должна быть уплачена при приобретении финансового инструмента или другого актива на действующем финансовом рынке.
5. Стоимость реализации (чистая продажная цена; стоимость погашения; ликвидационная стоимость; (realizable or settlement value) - это сумма, которая может быть получена от продажи актива при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими ее осуществить сторонами за вычетом затрат на выбытие, т.е. торговых издержек.
6. Текущая дисконтированная стоимость (приведенная; present value) - является величиной будущих чистых поступлений денежных средств от использования данного актива в ходе обычной хозяйственной деятельности. Обязательства оцениваются по дисконтированной стоимости будущего оттока денежных средств, который потребуется для погашения обязательств при нормальной хозяйственной ситуации.
Дисконтирование стоимости основано на реально существующем положении, что некоторая сумма денег сегодня стоит больше, чем в будущем, из-за того, что она может быть использована для получения дохода в виде процентов. Дисконтированная сумма определяется по формуле сложных процентов в зависимости от принятой в расчет нормы процента и числа временных периодов.
В общем случае норма процента выбирается по среднему или преобладающему значению текущей рыночной процентной ставки для данных финансовых операций.
Сравнительные характеристики бухгалтерской отчетности по международным и российским стандартам.
В настоящее время каждая российская организация вынуждена вести одновременно несколько видов учета в целях подготовки отчетности в соответствии:
* с правилами российского бухгалтерского учета;
* требованиями гл. 25 Налогового кодекса РФ [15];
* стандартами организации по управленческому учету;
* требованиями ПБУ 18/02 [29];
* МСФО.
Работу по ведению всех указанных видов учета выполняют, как правило, одни и те же сотрудники организации, что приводит к резкому увеличению их нагрузки. На помощь бухгалтерам приходит то или иное программное обеспечение. Сейчас трудно найти организацию, которая не использовала бы программные средства для ведения различных видов учета.
Во-первых, наличие отчетности по МСФО позволяет получить доступ к банковским кредитам на более выгодных условиях. Кроме того, она может обеспечить компании возможность выхода на международные рынки капитала.
Во-вторых, перевод российских компаний на МСФО должен стимулировать сотрудничество отечественного бизнеса с западными партнерами.
В-третьих, составление отчетности согласно МСФО позволит фирмам иметь более прозрачную и структурированную' информацию для принятия управленческих решений.
Отличия бухгалтерской отчетности по российским правилам от финансовой отчетности по МСФО обусловлены отсутствием аналогов по использованию для учета объединения компаний метода покупки или метода объединения интересов * (МСФО 22).
Согласно МСФО 22 «Объединение компаний» существуют два метода учета объединения компаний: метод покупки, при котором определяется покупатель, стоимость покупки и осуществляется распределение установленной стоимости на идентифицируемые активы и обязательства, и метод объединения интересов, который применяется в тех редких ситуациях, когда покупатель не может быть определен. Выбор метода не зависит от юридической формы сделки.
В российских правилах вопросы объединения деятельности (бизнеса) двух и более компаний пока не разработаны.
Организация разработки международных стандартов финансовой отчетности
Комитет по международным стандартам финансовой отчетности– независимая организация, главной целью создания которой является достижение единообразия учетных принципов, которыми пользуются предприятия и организации во всем мире для составления финансовой отчетности.
Работа КМСФО финансируется профессиональными бухгалтерскими организациями, транснациональными компаниями, финансовыми институтами и другими организациями. КМСФО также получает прибыль от продажи собственных разработок и публикаций.
В функции Комитета входит:
в интересах общественности формулировать и публиковать стандарты бухгалтерского учета для их использования в процессе составления финансовой отчетности, а также обеспечивать их принятие и исполнение во всем мире;
проводить общую работу по улучшению и унификации правил, стандартов бухгалтерского учета и процедур, относящихся к составлению финансовой отчетности.
Процесс разработки международных стандартов бухгалтерского учета включает шесть этапов:
I этап – формирование Редакционной комиссии. Она обычно включает в себя представителей бухгалтерской профессии не менее, чем из трех различных стран. Ее возглавляет уполномоченный представитель Правления.
II этап – разработка проекта международного стандарта. Редакционная комиссия рассматривает возникающие вопросы подготовки и представления финансовых отчетов, а также обсуждает план работы КМСФО над этими вопросами. Помимо этого Редакционная комиссия изучает требования к бухгалтерскому учету и учетную практику на национальном и региональном уровне, включая различные бухгалтерские системы в различных экономических условиях. В результате обсуждения указанных вопросов Редакционная комиссия представляет на рассмотрение Правления «Общий план разработки проекта международного стандарта финансовой отчетности».
III этап – подготовка рабочего проекта положений стандарта. Редакционная комиссия готовит « Рабочий проект положений» целью которого является установление тех принципов, которые будут использованы при подготовке «Проекта международного стандарта финансовой отчетности». Все заинтересованные стороны могут вносить свои предложения и замечания на стадии рассмотрения проекта, которая обычно длится четыре месяца.
IV этап – утверждение Правлением рабочего проекта положений стандарта. Редакционная комиссия просматривает перечень замечаний по «Рабочему проекту положений» и согласовывает его окончательный вариант, после чего документ представляется на утверждение Правления и используется в качестве базы подготовки «Проекта международного стандарта финансовой отчетности».
V этап – составление плана разработки международного стандарта. Редакционная комиссия разрабатывает план «Проекта международного стандарта финансовой отчетности», который впоследствии рассматривается и в случае его принятия публикуется, все заинтересованные стороны могут вносить свои предложения и замечания на стадии рассмотрения проекта, которая обычно длится от одного месяца до полугода.
VI этап – подготовка проекта международного стандарта. Редакционная комиссия рассматривает все предложения и замечания и готовит «Проект международного стандарта финансовой отчетности» на рассмотрение Правления. После утверждения проекта, для чего необходимо не менее голосов членов Правления, публикуется новый стандарт бухгалтерского учета.
Методика трансформации отчётности в формат МСФО. Виды трансформационных корректировок. Трансформация отдельных форм отчётности.
Начать работу (обычно в электронных таблицах Excel) рекомендуется с составления рабочей таблицы входящих остатков. Для этого необходимо перенести, а затем перегруппировать и реклассифицировать информацию из отчетности РСБУ (баланс, ОПУ) в таблицу входящих остатков. На практике во избежание недоразумений со знаками всех сумм они соответствуют логике бухгалтерских проводок: активы заносятся в трансформационную таблицу со знаком плюс, а обязательства и капитал со знаком минус.
Перегруппировка означает, что заносить остатки нужно с учетом их будущей презентации в балансе по МСФО. Например, незавершенное строительство будет раскрываться в составе основных средств и поэтому заносится в соответствующий раздел, т. е. «Основные средства» (в дальнейшем это также облегчит составление примечания по движению основных средств за период в разрезе категорий).
Трансформационная таблица заполняется и по строкам, и столбцам: по строкам показываются наименования статей баланса и отчета о прибылях и убытках по МСФО, а по столбцам – остатки по российским данным. Затем заносятся все индивидуальные корректировки по МСФО и в результате – выводимые на их основе остатки отчетности по МСФО.
Основными видами трансформационных корректировок являются
переоценка с признанием эффекта в течение одного отчетного периода;
переоценка с признанием эффекта в течение нескольких отчетных периодов;
переклассификация без переоценки с признанием эффекта в течение одного отчетного периода;
переклассификация без переоценки с признанием эффекта в течение нескольких отчетных периодов;
переклассификация с переоценкой с признанием эффекта в течение одного отчетного периода;
переклассификация с переоценкой с признанием эффекта в течение нескольких отчетных периодов.
Международные стандарты в области учета собственного капитала и их применение в РСБУ.
К собственному капиталу организации можно отнести средства целевого финансирования, расходование которых ограничено определенными условиями. При выполнении этих условий полученные средства становятся для организации собственными, при невыполнении – требуют возврата и относятся к кредиторской задолженности. К таким средствам относятся: государственная помощь и средства, предоставляемые в аналогичном порядке иными лицами в форме субвенций, субсидий, безвозвратных займов, предоставления организации различных ресурсов, финансирования различных мероприятий.
Государственная помощь представляет собой прямые экономические действия, направленные на увеличение экономических выгод для организации, в форме субвенций и субсидий, безвозвратных займов, финансирования отдельных мероприятий.
Субвенции и субсидии выражаются в передаче организации активов или погашении ее кредиторской задолженности в обмен на выполнение определенных условий.
Безвозвратные займы представляют собой кредиты, от погашения которых организация освобождается при выполнении ряда условий.
Финансирование отдельных мероприятий представляет собой покрытие государственными или иными органами расходов организации, которые она не понесла бы, не получив данной помощи.
В составе собственного капитала могут быть выделены две основные составляющие: инвестированный капитал, т.е. капитал, вложенный собственниками в организацию, и накопленный капитал – капитал, созданный в организации сверх того, что было первоначально авансировано собственниками.
Информация о капитале организации в обязательном порядке отражается в бухгалтерской отчетности. Это позволяет пользователям отчетности сформировать мнение о финансовом положении организации.
Собственный капитал отражается в форме «Бухгалтерский баланс» и в форме «Отчет об изменениях капитала». Присвоение разд. III бухгалтерского баланса наименования «Капитал и резервы» фактически является формальным соблюдением тенденции сближения с МСФО, не имеющим реального методологического значения. Очевидно, что данное утверждение может рассматриваться как спорное, хотя бы в силу того, что согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций счета разд. VII «Капитал» предназначены «для обобщения информации о состоянии и движении капитала организации» [7].
Как и в РСБУ, в МСФО нет отдельного стандарта, посвященного вопросам признания и отражения в отчетности капитала компании и его элементов.
Существует несколько МСФО, затрагивающих вопросы учета капитала: МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации», МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию», МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» [6].
Раскрывая содержание элементов финансовой отчетности компаний, Принципы составления и представления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements) (далее – Принципы МСФО) определяют капитал как чистые активы, а именно как «оставшуюся долю активов предприятия после вычета всех его обязательств» [4]. Такой подход позволяет рассматривать бухгалтерский баланс не как исключительно записи по счетам в течение отчетного периода, но и как результат измерения элементов финансового положения организации (активов и обязательств) на отчетную дату.
Капитал рассматривается не столько как результат оценок прошлых событий, сколько как результат сегодняшних оценок текущего состояния организации, которые в большей степени (по сравнению с оценками прошлых событий) могут служить основой для принятия инвестиционных решений, ориентированных на будущее. Именно эта идея лежит в основе и оправдывает применение оценки элементов бухгалтерского баланса по справедливой стоимости, их представление по дисконтированной стоимости будущих денежных потоков.
Величина капитала компании формируется, с одной стороны, благодаря отражению фактов хозяйственной жизни в течение отчетного периода, а с другой – в результате оценок статей баланса как компонентного финансового положения организации на отчетную дату.
Анализ содержания Принципов МСФО применительно к учету капитала свидетельствует о том, что в бухгалтерском балансе западных компаний капитал разделен на три основные статьи: средства, внесенные акционерами, нераспределенную прибыль, резервы, сформированные из нераспределенной прибыли, а также резервы, представляющие собой корректировки, обеспечивающие поддержание капитала.
Средства, внесенные акционерами, представляют собой инвестированный капитал, составляющими которого являются уставный и добавочный капитал, в части эмиссионного дохода. Нераспределенная прибыль и резервы составляют накопленный капитал, возникший в процессе функционирования организации [2].
Как и в отчетности по РСБУ, собственный капитал в отчетности по МСФО отражается в двух формах:
в бухгалтерском балансе;
в отчете об изменениях в собственном капитале.
Составляющие собственного капитала организации в соответствии с РСБУ и МСФО
РСБУ | МСФО |
Уставный капитал | Уставный капитал |
Добавочный капитал | Добавочный капитал |
Резервный капитал | Резервный капитал |
Нераспределенная прибыль | Нераспределенная прибыль |
Доходы будущих периодов |
|
Прочие резервы |
|
Целевое финансирование |
|
- Ias 1 Представление финансовой отчетности
- 11. Международные стандарты в области учета основных средств и их применение в рсбу
- 12. Международные стандарты в области учета нематериальных активов и их применение в рсбу
- 17. Адаптация различных систем бухгалтерского учета, их соответствие международным стандартам.
- 18. Регулирование и стандартизация правил ведения бухгалтерского учета при формировании отчетных данных.
- 20 Мсфо – сходные и отличающиеся стандарты.