logo search
UMK_080400_DOUP

Понятие «документ». Классификация документов

Слово «документ» в переводе с латинского означает «свидетельство», «способ доказательства». Документ — это материальный объект с закрепленной в нем информа­цией для передачи ее во времени и пространстве. Доку­мент выступает одновременно и как предмет труда уп­равленческого работника, и как его результат.

Документ — это основной объект труда в сфере управ­ления. Управленческая деятельность требует фиксации событий, действий или решений, данных в форме докумен­та. Фиксирование информации в документе, оформление служебных документов регламентировано стандартами.

Федеральный закон «Об информации, информатиза­ции и защите информации» от 20.02.95 г. № 24-ФЗ дает понятие «документированная информация» или «доку­мент» -- это зафиксированная на материальном носите­ле информация с реквизитами, позволяющими ее иден­тифицировать.

ГОСТ Р 51141-98 дает понятие официальный доку­мент — это документ, имеющий право на использование в организации (учреждении), созданный юридическим и физическим лицом, оформленный и удостоверенный в ус­тановленном порядке.

Все документы в зависимости от вида деятельности Делятся на две группы. Первая группа — это документы по общим и административным вопросам, т.е. по вопро­сам общего руководства предприятием (организацией) и его производственной деятельностью. Вторая группа — Документы по функциям управления.

Документы классифицируются по наименованиям: служебные письма, приказы, протоколы, акты, докладные записки, договоры и т.д. Оформление всех этих до­кументов унифицировано, но они могут быть разными:

- по месту составления — внутренние (документы, составляемые работниками данного предприятия) и внешние (документы, поступающие из других пред­приятий, организаций и от частных лиц);

- по содержанию — простые (посвященные одному вопросу) и сложные (охватывающие несколько воп­росов);

- по форме - индивидуальные, когда содержание каждого документа имеет свои особенности (напри­мер, докладные записки), трафаретные, когда часть документа отпечатана, а часть заполняется при со­ставлении, и типовые, созданные для группы од­нородных предприятий. Как правило, все типовые и трафаретные документы печатаются типографским способом или на множительных аппаратах;

по срокам исполнения — срочные, требующие ис­полнения в определенный срок, и несрочные, для которых срок исполнения не установлен;

- по происхождению - служебные, затрагивающие интересы предприятия, организации, и личные, ка­сающиеся конкретного лица и являющиеся имен­ными;

- по виду оформления — подлинные, копии, выпис­ки, дубликаты;

- по средствам фиксации — письменные, графичес­кие, фото- и кинодокументы и т.д.