logo search
ПОЛОЖЕНИЕ об ИГА на ДиДОУ на 2011-2012 уч

Тема 7. Проектирование систем информационного обеспечения управления

Нормативно-методические документы по разработке ИОУ. Стадии разработки ИОУ. Задачи и методы предпроектного обследования информационного обеспечения. Изучение структуры, задач и функций объекта исследования. Исследование задач, функций и структуры службы ИОУ объекта. Изучение состава и объема документооборота. Синтаксический, семантический и прагматический уровни исследования потоков информации. Исследование количественных, качественных и временных характеристик информационных потоков. Изучение технологических процессов получения, обработки, использования и хранения информации. Инструментарий проведения обследования.

Обобщение и анализ данных предварительного обследования. Использование вычислительной техники для систематизации и анализа исходных данных. Разработка информационной модели объекта управления. Основные виды проектных документов по ИОУ на стадиях технического и рабочего проектирования. Принцип интегрированной обработки информации – основа проектирования ИОУ. Проектирование оптимальной системы управления документами и информационными ресурсами. Выбор технического и программного обеспечения для разрабатываемой системы ИОУ. Реализация новых информационных технологий в создаваемой системе ИОУ.

Занятие 1. Задачи и структура информационного обеспечения управления

Вопросы для самоконтроля:

1. Роль информации в управлении. Характеристика видов информации, используемой в аппарате управления.

2. Соотношение функций управления и информационных процессов, обеспечивающих эти функции.

3. Назначение и особенности отдельных составных частей ИОУ: систем документации; систем классификации и кодирования ТЭСИ.

4. Задачи ИОУ.

5. Традиционное и автоматизированное ИОУ. Понятие и состав. Влияние новых информационных технологий на ИОУ.

Занятие 2. Источники и литература

Вопросы для самоконтроля:

1. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г., определяющий информацию как важнейший вид ресурсов.

2. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002г. №184-ФЗ – новый подход к стандартизации в России.

3. Система ЭДИФАКТ (Электронный обмен данными в управлении, в торговле и на транспорте) ГОСТ 6.20.1-90 как международная информационная технология.

4. ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации.

Занятие 3. Становление мировой стандартизации

Вопросы для самоконтроля:

1. Стандарты как один из видов технической документации, их виды.

2. Советский период в истории отечественной стандартизации – начало формирования стандартизации современной России.

3. Современный период в истории отечественной стандартизации.

4. Принципы, цели и задачи стандартизации.

5. Научная база стандартизации.

6. Национальный орган по стандартизации и его деятельность.

7. Концепция национальной стандартизации 2006 г.

Занятие 4. Международные организации по стандартизации

Вопросы для самоконтроля:

1. История возникновения международной организации по стандартизации ИСО (ISO).

2. Цели, структура и деятельность ИСО.

3. Международные организации по стандартизации: МЭК (Международная электротехническая комиссия) и МСЭ (Международный союз электросвязи).

4. Взаимодействие ИСО, МЭК и МСЭ.

5. Значение международных классификаций информации для обеспечения информационной совместимости информационных систем разных стран.

6. Международные классификации информации, разработанные ООН и другими международными организациями.

7. Отличительные особенности американской и европейской систем стандартизации.

Занятие 4. Объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций

Задания для самостоятельной работы:

1.Изучить нормативную базу унификации документов. ПР 50.1.019-2000

2.Изучить ГОСТ Р 1.4-2004 Стандарты организаций Общие положения Разработка и применение стандартов. Правила построения стандартов и общие требования к их содержанию.

3.Разработать и оформить ОСТ организации (по выбору), оформить ссылки по ГОСТ Р 1.5-2004 Стандарты национальные Российской Федерации Правила построения, изложения, оформления и обозначения

Занятие 5. Унифицированные системы документации

Задания для самостоятельной работы:

Разработать унифицированную форму документации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Цели и задачи унификации документов управления.

2. Направления, принципы унификации документов.

3. Цели и задачи создания УСД.

4. Правила стандартизации о стадиях разработки УСД.

Занятие 6. Методы классификации ТЭСИ

Задания для самостоятельной работы:

1.Выполнить классификацию информационных объектов, при помощи иерархический метод классификации.

2.Выполнить классификацию информационных объектов, при помощи фасетного метод классификации.

3.Сравнить полученные классификации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Классификация как универсальный метод изучения явлений объективной действительности.

2. Факторы, влияющие на выбор методов классификации ТЭСИ.

3. Иерархический и фасетный методы классификации, их преимущества и недостатки.

Занятие 7. Методы кодирования ТЭСИ

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнить кодирование информационных объектов, при помощи порядкового метода кодирования.

2. Выполнить кодирование информационных объектов, при помощи серийно-порядкового метода кодирования.

3. Выполнить кодирование информационных объектов, при помощи последовательного метода кодирования.

4. Выполнить кодирование информационных объектов, при помощи параллельного метода кодирования.

5. Рассчитать контрольное число по модулю 11.

Вопросы для самоконтроля:

1.Кодирование как процесс преобразования данных.

2.Общие требования, предъявляемые к методам кодирования ТЭСИ.

3.Регистрационные и сложные классификационные методы кодирования ТЭСИ, их преимущества и недостатки.

4.Критерии выбора методов кодирования ТЭСИ.

5.Формулы структур записи кодов. Назначение, математическая сущность и методика расчёта контрольного числа по модулю 11.

Занятие 8. Автоматизация кодирования ТЭСИ

Задания для самостоятельной работы:

1. Рассчитать штриховой код EAN – 13 и контрольное число по модулю 10 для продукции расфасованной в разные упаковки.

2. Рассчитать штриховой код EAN – 13 продукции, которая находится внутри транспортной упаковки по штриховому коду EAN – 14.

3. Рассчитать штриховой код EAN – 14 упаковки по штриховому коду EAN – 8.

4. Рассчитать контрольное число по модулю 10 для штрихового кода EAN – 14, EAN –8.

Вопросы для самоконтроля:

1. Государственная регламентация автоматической идентификации.

2. Штриховые (линейные) коды и возможности их использования для кодирования информации.

3. Структура штрихового кода EAN – 13, EAN – 14, EAN –8.

4. Назначение, математическая сущность и методика расчёта контрольного числа по модулю 10.

5. Технические способы штрихового кодирования.

Занятие 9. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ РФ)

Вопросы для самоконтроля:

1. История разработки ЕСКК ТЭСИ РФ.

2. Задачи и состав ЕСКК ТЭСИ.

3. Важнейшие нормативно-методические документы о ЕСКК ТЭСИ. ПР 50.1.019-2000, ПР 50.1.020-2000, ПР 50.1.021-2000

4. Категории классификаторов ТЭСИ, их статус, особенности и место в ИОУ.

5. Функции классификаторов ТЭСИ в ИОУ.

Занятие 10.Общероссийские классификаторы Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля:

1. Общероссийские классификаторы информации по социальной защите населения.

2. Общероссийские классификаторы информации по описанию организации экономики.

3. Общероссийские классификаторы информации о продукции, видах экономической деятельности и оказываемых услугах.

4. Общероссийские классификаторы информации о природных и трудовых ресурсах.

5. Общероссийские классификаторы информации о финансово-кредитной сфере.

6. Общероссийские классификаторы информации об управленческой документации, показателях и единицах измерения.

7. Общероссийские классификаторы информации о стандартах и технологических процессах. Общероссийские классификаторы прочих видов информации.

Занятие 11. Организация разработки классификаторов ТЭСИ и их внедрение

Вопросы для самоконтроля:

1. Нормативно-методические документы по разработке классификаторов ТЭСИ. ПР 50.1.020-2000.

2. Правила стандартизации о технологическом процессе разработки общероссийских классификаторов ТЭСИ.

3. Условия разработки классификаторов в качестве общероссийских классификаторов ТЭСИ.

4. Основания для разработки или пересмотра ОК ТЭСИ.

5. Задачи предварительного обследования и важнейшие источники исходных данных для разработки классификатора. Предложение по разработке ОК ТЭСИ (техническое задание).

6. Разработка проекта классификатора и его согласование.

7. Оформление проекта классификатора.

8. Порядок утверждения ОК ТЭСИ.

9. Задачи и организация регистрации классификаторов.

10. Нормативно-методические документы по внедрению классификатора ТЭСИ.

Занятие 12. Разработка классификаторов ТЭСИ

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить Правила по стандартизации ПР 50.1.020-2000 "Порядок разработки общероссийских классификаторов".

2. Разработать и оформить классификатор.

Занятие 13. Организация ведения классификаторов ТЭСИ

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить Правила по стандартизации ПР 50.1.021-2000 "Положение о введении общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата РФ"

2. Оформить Представление изменений к общероссийскому классификатору.

3. Заполнить формы представления изменений к общероссийскому классификатору.

Вопросы для самоконтроля:

1. Цели и задачи системы ведения классификаторов ТЭСИ.

2. Нормативно-методические документы по ведению классификаторов. ПР 50.1.021-2000.

3. Структура системы ведения ОК ТЭСИ РФ.

4. Задачи и функции органов системы ведения ОК ТЭСИ РФ.

5. Основные технологические процессы в системе ведения классификаторов ТЭСИ.

Занятие 14. Обеспечение достоверности и защиты информации в ИОУ

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие достоверности информации.

2. Допустимый уровень достоверности информации в условиях традиционных методов обработки информации и в условиях автоматизации информационных процессов.

3. Объективные и субъективные ошибки в данных.

4. Классификация ошибок, допускаемых человеком при обработке информации.

5. Мероприятия, способствующие снижению количества ошибок.

6. Синтаксические и семантические искажения в данных.

7. Ошибки в кодах. Виды контроля достоверности данных.

Занятие 15. Защита информации в ИОУ

Вопросы для самоконтроля:

1. Необходимость защиты информации в системах обработки данных.

2. Объективные и субъективные факторы, представляющие угрозу сохранности информации.

3. Классификация средств защиты документной информации.

4. Каналы утечки информации.

5. Методы и средства защиты информации.

Занятие 16. Проектирование систем информационного обеспечения управления

Вопросы для самоконтроля:

1. Нормативно-методические документы по разработке ИОУ.

2. Задачи и методы предпроектного обследования информационного обеспечения.

3. Изучение структуры, задач и функций объекта исследования.

4. Исследование задач, функций и структуры службы ИОУ объекта.

5. Изучение состава и объёма документооборота.

6. Исследование количественных, качественных и временных характеристик информационных потоков.

7. Изучение технологических процессов получения, обработки, использования и хранения информации. Инструментарий проведения обследования.

8. Обобщение и анализ данных предварительного обследования.

9. Основные виды проектных документов по ИОУ на стадиях технического и рабочего проектирования.