logo search
Диплом ОС 2011

Учет выбытия основных средств

Основные средства выбывают из организации в случаях:

- продажи;

- списания в случае морального и физического износа;

- ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

- передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, паевой фонд;

- передачи по договорам мены, дарения;

- передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации;

- недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств;

- частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;

- в иных случаях.

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Доходы и расходы от выбытия объекта основных средств подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.

Реализация основных средств осуществляется в основном по договорам купли-продажи, по которым, одна сторона (продавец) обязуется передать вещь(товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Цена, по которой продается основное средство, устанавливается соглашением сторон.

Вклады в уставный капитал других организаций являются долгосрочными инвестициями. В качестве инвестиций могут выступать денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта.

Выбытие объекта основных средств, передаваемого в счет вклада в уставный (складочный) капитал, паевой фонд, в размере его остаточной стоимости отражается в бухгалтерском учете по дебету счета учета расчетов и кредиту счета учета основных средств.

Передача основных средств на безвозмездной основе может происходить между взаимозависимыми лицами. Например, учредитель может передать дочерней организации имущество с целью улучшения ее финансово-хозяйственной деятельности и в результате увеличения прибыли и получения более высоких дивидендов.

Расходы, связанные с выбытием основных средств, признаются операционными расходами в размере остаточной стоимости объекта основных средств.

Выбытие основных средств может происходить при форс-мажорных обстоятельствах, например: аварии, стихийные бедствия, пожары, кражи и др.

При выявлении факта хищения, недостачи имущества либо его утери при чрезвычайных ситуациях, вызванных экстремальными условиями, в организации должна быть проведена внеплановая инвентаризация имущества.

Для проведения инвентаризации в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер, и лица, на которые возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества.

По результатам инвентаризации должна быть составлена инвентаризационная опись основных средств (N ИНВ-1), сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (N ИНВ-18) и ведомость результатов, выявленных инвентаризацией (N ИНВ-26).

В случае, если виновные лица не установлены, объект основных средств списывается с баланса по остаточной стоимости. Отсутствие основных средств оформляется актом на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих объект основных средств (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состоянием основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации.

Аналитический учет основных средств по счету 01 должен вестись в разрезе двух счетов. При выбытии основных средств делается проводка, которая отражается списанием первоначальной стоимости выбывающих основных средств:

Дебет 01 «Выбытие основных средств»

Кредит 01 «Основные средства в эксплуатации».

Кроме этого, списывается начисленная амортизация основных средств:

Дебет 02

Кредит 01 «Выбытие основных средств».

Сформированная на субсчете «Выбытие основных средств» остаточная стоимость списывается как расходы по выбытию:

Дебет 91.2

Кредит 01 «Выбытие основных средств».

По дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в течение отчетного периода также отражаются расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств в корреспонденции со счетами учета затрат.

К счету 91 «Прочие доходы и расходы» могут быть открыты субсчета:

91-1 «Прочие доходы»;

91-2 «Прочие расходы»;

91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Записи по субсчетам 91-1 «Прочие доходы» и 91-2 «Прочие расходы» согласно Инструкции по применению нового Плана счетов производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-2 и кредитового оборота по субсчету 91-1 определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо на отчетную дату не имеет.

Потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки» (табл.7).

Таблица 21

Бухгалтерские проводки по выбытию основных средств

Содержание операции

Дебет

Кредит

1. Списание основного средства за непригодностью

1.1.

Списание первоначальной стоимости основных средств

01-В

01-Э

1.2.

Списание амортизации

02

01-В

1.3.

Списание остаточной стоимости основных средств

91-2

01-В

2. Продажа имущества

2.1.

Списание первоначальной стоимости основных средств

01-В

01

2.2.

Списание амортизации

02

01-В

2.3.

Списание остаточной стоимости

91

01-В

2.4.

Получена выручка от продажи

62

91

2.5.

Начислен НДС от продажи

91

68

3. Безвозмездня передача имущества

3.1.

Списание первоначальной стоимости

01-В

01

3.2.

Списание амортизации

02

01-В

3.3.

Списание остаточной стоимости

91

01-В

3.4.

Списание расходов, связанных с передачей

91

10,70,69...

4. Передача в счет вклада в уставный капитал

4.1.

Списание первоначальной стоимости

01-В

01

4.2.

Списание амортизации

02

01-В

4.3.

Списание остаточной стоимости

91

01-В

4.4.

Учтены финансовые вложения

58

91

Расходы, связанные с ликвидацией оборудования списываются в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», в корреспонденции со счетом 23 «Вспомогательные производства».

Материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. Такой порядок учета материальных ценностей, полученных в результате списания основных средств, установлен пунктом 54 Положения №34н.

Принятие к учету пригодных к дальнейшему использованию запасных частей, металлолома отражается по дебету счета 10 «Материалы», в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы».

Таблица 22

Бухгалтерские проводки по ликвидации основных средств

Корреспонденция счетов

Содержание операций

Дебет

Кредит

01-В

01-Э

Списана первоначальная стоимость ликвидируемого оборудования

02

01-В

Списана сумма начисленной амортизации

91-2

23

Отражены расходы вспомогательного производства по демонтажу оборудования

10-5

91-1

Оприходованы запасные части, полученные при демонтаже оборудования

10-6

91-1

Оприходован полученный при демонтаже металлолом

99

91-9

Списано сальдо прочих доходов и расходов

Выбытие пришедшего в негодность объекта основных средств (кроме автотранспорта) оформляют актом о списании (форма N ОС-4). Если из строя вышло сразу несколько предметов, составляют общий акт о списании (форма N ОС-4б).

При ликвидации автотранспорта заполняют специальный акт (форма N ОС-4а).

Акты составляют в двух экземплярах: один передают в бухгалтерию, второй остается у работника, ответственного за сохранность основных средств.

Если основное средство продано или безвозмездно передано, акт о списании оформлять не надо. В этом случае объекты выбывают на основании акта о приеме-передаче (формы N ОС-1, ОС-1а, ОС-1б).

При передаче оборудования в монтаж основные средства с баланса фирмы не списывают. В этом случае их выбытие оформляют актом о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма N ОС-15).