logo search
Бухгалтерия_лекции

1С:Предприятие 8 может быть реализована в следующих версиях:

«Бухгалтерия предприятия» (ПРОФ, базовая)

«Бухгалтерия предприятия КОРП» (для организаций, имеющих обособленные подразделения)

1С:Упрощенка 8. «Бухгалтерия предприятия» (базовая)

1С:Предприниматель 8. «Бухгалтерия предприятия» (базовая)

«1С:Налогоплательщик 8»

«Зарплата и управление персоналом» (ПРОФ, базовая)

«Зарплата и управление персоналом КОРП» (для организаций, имеющих обособленные подразделения)

«Зарплата и кадры бюджетного учреждения»

«Бухгалтерия государственного учреждения» (ПРОФ, базовая)

«Свод отчетов ПРОФ»

«Бухгалтерия автономного учреждения» (ПРОФ, базовая)

«Бухгалтерия автономного учреждения КОРП» (для организаций, имеющих обособленные подразделения)

«Бюджетная отчетность»

«Управление производственным предприятием»

«Комплексная автоматизация»

«Документооборот» (КОРП, ПРОФ)

Внедрение и поддержка этих версий осуществляется специальными фирмами, объединенных в систему 1С:Франчайзинг, которые в свою очередь снабжаются обновленными версиями программ из головного офиса 1С. Так как в нашей системе бухгалтерского учета происходят практически непрерывные изменения и дополнения в Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, выходят различные Постановления Правительства и Минфина РФ, Постановления Верховного и Арбитражного судов и другие акты, эти изменения и дополнения должны быть отражены в автоматизированной системе бухгалтерского учета. В системе 1С:Бухгалтерия это производится в форме т.н «релизов», которые регулярно рассылаются подписчикам либо через фирмы-франчайзинги организациям, эксплуатирующим соответствующие версии 1С:Бухгалтерии. Все это позволяет каждой организации, у которой установлена система автоматизации 1С:Бухгалтерия, постоянно учитывать в своей работе все вновь принятые изменения и обновленные формы бухгалтерской отчетности. Наличие такой разветвленной и постоянной системы поддержки обусловило широкое распространение автоматизированной системы 1С:Бухгалтерия.

ЛЕКЦИЯ № 4

УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНЫМ СЧЕТАМ

Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. В банк представляется пакет документов (Устав организации, Учредительные документы, свидетельство о присвоении общегосударственного регистрационного номера (ОГРН), свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельсво о присвоении статистических кодов, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), приказы о назначении должностных лиц (руководителя организации и главного бухгалтера). Кроме того, в банке оформляется карточка подписей сотрудников организации, имеющих право подписывать представляемые в банк документы (как правило, руководителя и главного бухгалтера). На каждый открытый расчетный или текущий счет банк оформляет специальный договор.

С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных поручений) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков).

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

При недостаточности денежных средств на счете списание денежных средств со счета осуществляется в последовательности, определенной Гражданским кодексом РФ (ст.855).

в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;

в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Операции по списанию средств с расчетного счета по поручению клиента осуществляются на основании платежных поручений. При списании денежных средств в оплату товаров, работ или услуг используется форма платежного поручения, показанная в Приложении 1. На верхней строке платежного поручения имеются отметки, которые проставляются работниками банка: дата поступления платежного поручения в банк и дата списания средств с расчетного счета. Далее ставится номер платежного поручения (нумерация ведется последовательно с начала года), дата платежного поручения и вид платежа. Платежное поручение действительно в течение 10 дней, начиная с указанной даты. Вид платежа либо остается незаполненным, либо ставится «электронно», в зависимости от требований банка. На следующей строке ставится сумма платежа прописью.

Основная часть платежного поручения представлена в табличной форме. В левой части таблицы приводятся данные о плательщике и получателе. Три верхних строки посвящены плательщику, в них записывются: ИНН (идендификационный номер налогоплательщика) и КПП (код причины постановки) – номера, присваиваемые налоговой инспекцией, наименование организации – плательщика и наименование банка и его местонахождение – банка, из которого отправляются денежные средстваю. Три следующих строки посвящены получателю: наименование банка-получателя денежных средств и его местонахождение, ИНН и КПП получателя и наименование организации-получателя денежных средств.

В правой части таблицы в верхней строке ставится сумма перевода денежных средств в рублях и копейках. Три последующих строка посвящены реквизитам банковского счета организации-отправителя: двадцатизначный расчетный счет, БИК (банковский идентификационный код) банка-отправителя и двадцатизначный расчетный счет банка-отправителя в одном из отделений Центрального банка России. Банком-отправителем является тот самый банк, в который представлено платежное поручение. Три последующих строки в обратном порядке посвящены реквизитам расчетного счета организации-получателя в банке получателя: БИК банка получателя, расчетный счет банка-получателя в одном из отделения Центрального банка России и расчетный счет организации-получателя в банке получателя.

В следующей табличке из шести строк заполняются только две: вид операции (всегда ставится 01) и очередность платежа (при отправлении денежных средств в оплату товаров, работ или услуг в колонке «Очередность платежа» ставится 6.

Табличка, которая следует за словом «Получатель», для платежных поручений в оплату товаров, работ или услуг не заполняется.

Последняя строка платежного поручения посвящена назначению платежа. В этой строке должно быть описано в свободной форме, за что производится оплата, желательно указать номер выставленного счета и (или) номер договора с организацией-получателем. Если производится предоплата, то назначение платежа начинается со слова «Предоплата». На отдельной строке указывается сумма НДС (налога на добавленную стоимость), которая имеется в составе переводимого денежного средства. Если НДС отсутствует (например, услуга не облагается НДС), то в строке ставится запись «Без налога (НДС)».

Завершают платежное поручение подписи руководителя и главного бухгалтера и печать организации. Ставятся подписи только тех должностных лиц, которые указаны в Карточке подписей, оформленной при открытии банковского счета. Так, если в Карточке подписей есть только фамилия директора, который исполняет обязанности главного бухгалтера, то в платежном поручении ставится только одна подпись.

Имеются некоторые особенности при оформлении платежных поручений на оплату налогов в бюджет, взносов во внебюджетные фонды и в ряд других организаций. Платежное поручение на оплату налога на добавленную стоимость показано в Приложении 2.

Прежде всего заполняется квадратик в левом верхнем углу платежного поручения, который оставался незаполненным при оформлении платежного поручения в оплату товаров, работ или услуг. Значение, которое ставится в этот квадратик, выбирается из следующей таблицы:

"01" - налогоплательщик (плательщик сборов)

"02" - налоговый агент

"03" - сборщик налогов и сборов

"04" - налоговый орган

"05" - служба судебных приставов Минюста РФ

"06" - участник внешнеэкономической деятельности

"07" - таможенный орган

"08" - плательщик иных обязательных платежей на счеты учета доходов бюджета

" " - прочие платежи.

При оплате налогов получателем является УФК (управление федерального казначейства) Минфина России по г. Москве, далее в скобках указывается номер налоговой инспекции, в которой находится на учете организация-плательщик. В графе «Банк плательщика» указывается «Отделение 1 ГТУ (главного территориального управления) Банка России, г. Москва». Единый расчетный счет для уплаты налогов имеет значение «40101810800000010041» и БИК «044583001».

Очередность платежа при уплате налогов ставится «4».

В платежном поручении для уплаты налогов заполняется также табличка после слова «Получатель». В первой колонке ставится двадцатизначный код бюджетной классификации, который для каждого налога выбирается из таблицы Кодов бюджетной классификации (см. Приложение 3). Во второй колонке ставится код по ОКАТО (общероссийский код административно-териториального деления) налоговой инспекции, в которую направляется налоговый платеж. Коды ОКАТО по г. Москве показаны в таблице (см. Приложение 4). В третьей колонке ставятся буквы «ТП», что означает «Текущие платежи». В четвертой колонке ставится период, за который уплачивается налоговый платеж. Период шифруется следующим образом: МС – месяц, КВ – квартал, ГД – год, и далее номер месяца или квартала (год ставится 00) и четырехзначное обозначение года платежа. В следующей колонке ставится номер документа, на основании которого осуществляется платеж. В нашем случае специальный документ отсутствует, поэтому обязательно ставится знак «0». В следующей колонке ставится дата заполнения налоговой декларации, на основании которой осуществляется платеж. В последней колонке ставятся буквы «НС», что обозначает «Налоги и сборы» - основание, по которому осуществляется платеж.

В графе «Назначение платежа» указывается вид налога и период, за который производится оплата, и запись «Без налого (НДС)». Необходимо отметить, что налоговое платежное поручение должно оформляться только на один вид налога и один срок уплаты.

При оплате с расчетного счета исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, суда или финансовых органов. В бесспорном порядке (выставление на инкассо) со счетов организации списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам.

Остальные платежи, осуществляемые по платежным требованиям, списывают с расчетного счета после принятия акцепта (например, счета энерго-, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций).

Платежное требование выставляется в банк плательщика организацией, которая оказала плательщику услуги и теперь требует оплату за эти услуги (см. Приложение 5). Рассмотрим платежное требование, которое ОАО «Мосэнергосбыт» выставило организации-плательщику ООО «Гривид» за электроэнергию. В верхней строке платежного требования имеются три даты: «Поступление в банк плательщика», «Окончание срока акцепта» и «Списание со счета плательщика». Даты заполняются работниками банка плательщика. В верхней строка «Условия оплаты» стоит надпись «С акцептом», что означает, что плательщик должен дать специальное согласие (акцепт) на списание денежных средств со своего расчетного счета в оплату данного платежного требования. Далее таблица платежного требования совпадает с таблицей платежного поручения с обозначением реквизитов плательщика и получателя. Разница только в том, что в графе «Вид оплаты» стоит надпись «02». В графе «Назначение платежа» получатель указывает сумму оплаты, сумму НДС и номер договора на поставку электроэнергии.

Для того, чтобы банк принял решение об оплате данного платежного требования, необходимо, чтобы плательщик представил в банк специальную форму «Заявление об акцепте, отказе от акцепта» (см. Приложение 6). В верхней строке данного заявления указывается наименование организации-плательщика, ее расчетный счет в банке и наименование банка и его местонахождение. Указывается дата Заявления.

В основном тексте Заявления подчеркивается слово «акцепт» или «отказ от акцепта» (в этом случае платежное требование вернется организации-получателю без оплаты) и указываются номер и сумма платежного требования. Указывается срок окончания акцепта и приводятся банковские реквизиты получателя. Далее заполняется либо строка «Акцептовано в сумме» с указанием суммы прописью, либо две последующие строки «Отказ от акцепта» и «Мотив отказа».

В конце Заявления ставится подпись руководителя организации-плательщика и печать организации.

Ежедневно или в другие сроки, установленные по соглашению с организацией, банк выдает ей выписки из его расчетного счета с приложением оправдательных документов. В выписке указывают начальный и конечный остатки на расчетном счете и суммы операций, отраженных на расчетном счете. В банковской выписке суммы, поступившие на расчетный счет, учитываются по кредиту, а суммы, списанные с расчетного счета, – по дебету. Бухгалтерия проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.

Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетных счетах, учитывают на синтетическом счете 51 "Расчетные счета". В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит - уменьшение денежных средств на расчетном счете. Основанием для записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами.

Например, 51/00 62/00

поступление денежных средств за продажу товара, выполненные работы или услуги.

60/00 51/00

перечисление денежных средств в уплату за товар, работы или услуги.

68/04 51/00

перечисление денежных средств в счет уплаты налога.

ЛЕКЦИЯ № 5

Прием и выдача наличных денежных средств с расчетного счета

Прием и выдача наличных денег с расчетного счета производятся банком на основании документов, утвержденных банком. Предприятие имеет право реализовывать свою продукцию, работы, услуги, ненужные основные средства и другие ценности за наличный расчет, а также выполнять другие хозяйственные операции, в результате чего в кассе накапливаются излишние наличные деньги сверх норм оптимальной потребности.

Для сдачи излишних наличных денег из кассы предприятия на хранение в банк на имя представителя предприятия выписывается расходный кассовый ордер, по которому деньги изымаются из кассы. В банке представитель предприятия получает у оператора банка и заполняет специальный бланк «Объявление на взнос наличными» в одном экземпляре, состоящем из трех частей: Объявления, Квитанции и Ордера (см. Приложение 7). Заполнение этих трех частей практически идентично. Заполняются дата, наименование организации, от имени которой вносится денежная сумма и наименование получателя денежной суммы (чаще всего та же самая фирма). Записывается ИНН, КПП, расчетный счет фирмы-получателя и код по ОКАТО, наименование банка-получателя и его БИК, а также вносимая сумма прописью и цифрами. Денежные средства разрешается вносить только на расчетный счет фирмы в данном банке. Обозначается источник поступления (торговая выручка, финансовая помощь, взнос в Уставный фонд и т.д.). Помещенные в колонки таблички «Символ» и «Сумма» заполняются работниками банка. Клиент подписывает только Объявление. После проверки правильности заполнения объявления работником банка он ставит свою подпись на всех трех частях. Наличные деньги сдаются непосредственно в приходную кассу банка, и кассовый работник подписывает все три части объявления. Верхняя часть объявления остается в банке, а представителю предприятия выдается Квитанция с печатью банка, которая прикладывается потом к расходному кассовому ордеру вместо отчета о направлении расхода. Третья часть возвращается на предприятие вместе с выпиской банка за тот день, когда будет зачислена на расчетный счет поступившая сумма. При этом бухгалтерией предприятия осуществляется проводка:

Дебет 51 «Расчетный счет», кредит 50 «Касса».

Иногда эту проводку записывают через промежуточный счет 57/00:

Дебет 51 «Расчетный счет», кредит 57 «Переводы в пути».

Дебет 57 «Переводы в пути», кредит 50 «Касса».

Для получения денег из банка предприятие должно иметь чековую книжку, которую оно получает в банке по заявлению специальной формы (см. Приложение 8). В Заявлении указывается номер, дата и номер расчетного счета организации в данном банке, а также количество денежных чековых книжек и соответствующее количество листов в них. Указывается полностью фамилия, имя и отчество кассира (или другого уполномоченного лица) и удостоверяется его подпись. Расположенный справа «Талон в кассу» заполняется теми же сведениями. Заявление подписывается руководителем и главным бухгалтером и заверяется печатью предприятия. После проверки правильности составления заявления в бухгалтерии банка оно передается в расходную кассу банка, где кассир под расписку на заявлении получает чековую книжку на 25 или 50 чеков. Если чековая книжка не получена в течение 30 дней, то она аннулируется. На каждом чеке напечатано наименование фирмы и ее номер расчетного счета, а также наименование и реквизиты банка.

Предприятие получает наличные деньги из банка через кассира, либо другое уполномоченное лицо по денежному чеку, выписанному на его имя (см. Приложение 9). В день получения денежных средств бухгалтер заполняет все реквизиты одного чека и корешка к нему. В графе «Заплатите» пишется фамилия, имя и отчество лица, получающего деньги по чеку, в графе «Сумма прописью» пишется получаемая сумма с большой буквы и с самого начала строки. Под роспись в корешке чек выдается лицу, получающему деньги. Корешок чека остается в чековой книжке. На оборотной стороне чека записывается цель расхода наличных средств и соответствующая сумма. Чек подписывается на лицевой стороне и под записью о цели расхода на оборотной стороне лицами, чьи подписи имеются в карточке подписей банка (чаще всего руководителем и главным бухгалтером). Чеки действительны в течение 10 дней со дня их выписки, не считая день выписки, без исправления даты. Чек представляется в банк. Работник банка проверяет правильность заполнения чека, отрывает от чека и передает представителю предприятия контрольную марку, по которой выдаются деньги из кассы банка.

На каждую полученную в банке сумму в бухгалтерии выписывается приходный кассовый ордер на имя получателя денег с указанием номера чека. Квитанция приходного ордера прикладывается к выписке банка, а сам приходный ордер - к кассовому отчету. При этом осуществляется следующая проводка:

Дебет 50 «Касса», Кредит 51 «Расчетный счет», либо

Дебет 50 «Касса», Кредит 57 «Переводы в пути»

Дебет 57 «Переводы в пути», Кредит 51 «Расчетный счет».

Текущие валютные операции

Текущие валютные операции производятся на основе закона РФ от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Организации (юридические лица) имеют право открывать валютный счет на территории РФ в любом банке, уполномоченном Центральным банком на проведение операций с иностранными валютами. Обычно банки открывают счета по отдельным видам иностранных валют. Можно открывать счета сразу в нескольких валютах, что позволяет избежать конверсии валюты из одной в другую, осуществляемой за плату, по действующему курсу международного валютного рынка на день совершения операции.

За открытие валютных счетов и осуществление по ним операций организация платит комиссионное вознаграждение в валюте. Каждый уполномоченный банк устанавливает свои тарифы ставок комиссионных вознаграждений. Кроме того, банк взимает с организации суммы в валюте в оплату расходов по переводу, комиссионных вознаграждений иностранных банков и других расходов, фактически произведенных в связи с совершением валютных операций.

Текущие валютные операции бывают следующих видов:

а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включающие:

- выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, а также выплаты по возмещению вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими своих трудовых обязанностей;

- оплату расходов, связанных с командированием работников за рубеж;

- платежи в связи с принятием наследства;

- платежи за участие в международных конгрессах, симпозиумах, конференциях, спортивных и культурных мероприятиях, а также в других международных встречах, выставках и ярмарках;

- иные валютные операции, перечень которых устанавливается Правительством

Российской Федерации.

Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений.

В хозяйственной практике организации используют денежные средства и совершают сделки не только в российских рублях, но и в различных иностранных валютах. В связи с этим наряду с ценностями и операциями, выраженными в рублях, объектом бухгалтерского учета становятся так называемые валютные ценности и операции.

Предприятие может действовать не только на внутреннем российском рынке, но и экспортировать за рубеж товары и услуги, а также приобретать их за рубежом для реализации на территории России. При этом расчеты, в большинстве случаев будут вестись в иностранной валюте.

В России базовой валютой бухгалтерского учета — то есть денежной единицей, используемой для оценки имущества, обязательств и хозяйственных операций, исчисления конечного финансового результата и публикации отчетности — являются российские рубли. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях, независимо от вида валют, фактически использованных при совершении тех или иных хозяйственных операций. Стоимость активов и обязательств (денежных знаков в кассе организации, средств на счетах в кредитных организациях, денежных и платежных документов, финансовых вложений, средств в расчетах, включая по заемным обязательствам, с юридическими и физическими лицами, основных средств, нематериальных активов, материально - производственных запасов, а также других активов и обязательств организации), выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежит пересчету в рубли.

Для того чтобы правильно отразить хозяйственную операцию, совершенную в иностранной валюте в бухгалтерском учете, необходимо точно определить рублевую сумму этой операции. Это можно сделать это последовательно, проведя следующие действия:

определить дату пересчета;

установить курс, по которому ведется пересчет иностранной валюты в рубли;

произвести расчет;

определить сумму курсовой разницы.

Курс той или иной иностранной валюты по отношению к рублю представляет собой выраженную в рублях цену других национальных валют . Для целей бухгалтерского учета указанный пересчет в рубли производится по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте (см. Приложение 10).

Расчеты в иностранной валюте обычно проводятся в следующих формах: банковский перевод, документарное инкассо, документарный аккредитив, по открытому счету, чеками.

Банковский перевод — это расчетная операция, проводимая посредством пересылки платежного поручения одного банка другому (см. Приложение 11). В Заявлении на перевод указывается банк, которому дается поручение на перевод валюты, номер и дата заявления, а также номер текущего валютного счета, с которого нужно осуществить перевод валюты. В табличной части Заявления на перевод указывается сумма валюты цифрами и прописью, наименование фирмы, переводящей валюту, наименования банков посредника и бенефициара (т.е. получателя валюты), наименование бенефициара, его адрес и номер банковского счета, а также кратко описывается назначение перевода. Указывается также, с кого следует списать все расходы и комиссии по переводу, и если их следует списать со счета организации-перевододателя, то указывается номер его счета. Заявление подписывается руководителем и главным бухгалтером и ставится печать организации.

Документарное инкассо представляет собой поручение экспортера (кредитора) своему банку получить от импортера (плательщика) непосредственно или через другой банк денежную сумму или подтверждение, что она буде уплачена в определенный срок, против товарных документов.

Документарный аккредитив — это денежное обязательство банка, которое выставляется на основании поручения его клиента-импортера в пользу экспортера.

Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах в банках на территории страны и за рубежом используют счет 52 «Валютные счета»

По дебету счета 52 «Валютные счета» отражается поступление денежных средств на валютные счета предприятия. По кредиту счета 52 «Валютные счета» отражается списание денежных средств с валютных счетов предприятия.

Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок банка и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

Внутри каждого валютного счета может быть открыт субсчет «Транзитный валютный счет». Транзитный валютный счет открывается для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте. Для того, чтобы поступившие валютные средства были зачислены на текущий валютный счет, предприятие должно представить в банк паспорт сделки (см. Приложение 12) и ряд других документов.

В паспорте сделки указывается наименование банка, дата, номер паспорта проставляется банком. Даются сведения о резиденте: наименование фирмы, ее юридический адрес, ОГРН и дата внесения в государственный реестр, ИНН и КПП. Приводятся реквизиты иностранного контрагента: наименование, название страны и код страны. Код страны выбирается из справочника «Коды стран мира», фрагмент которого показан в Приложении 13. В п.3 паспорта сделки приводятся сведения о заключенном контракте: номер и дата подписания контракта, валюта контракта и код валюты (берутся 6,7 и 8 знаки из номера текущего валютного счета), сумма контракта в валюте и дата завершения операций по контракту. П.4 и п.5 при отсутствии сведений не заполняются. Паспорт сделки подписывается руководителем и главным бухгалтером организации, ставится печать организации.

Валютные средства перечисляются с кредита счета 52 («Транзитный валютный счет») в дебет счета 52 («Текущий валютный счет»):

52/01 Транзитный валютный счет 62/01 Расчеты по продажам в валюте

52/00 Текущий валютный счет 52/01 Транзитный валютный счет

Покупка и продажа иностранной валюты

Иностранная валюта может быть куплена и продана на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки. Под покупкой (продажей) иностранной валюты через уполномоченный банк следует понимать приобретение (отчуждение) иностранной валюты по договору купли — продажи с уполномоченным банком, а также приобретение (отчуждение) иностранной валюты посредством заключения с уполномоченным банком договоров комиссии или договоров поручения, в соответствии с которыми комиссионером или поверенным выступает уполномоченный банк. Иностранная валюта, купленная организациями, зачисляется в полном объеме на их текущие валютные счета в уполномоченных банках.

Покупка валюты

Для покупки иностранной валюты необходимо оформить «Заявление на покупку валютных средств» (см. Приложение 14). В Заявлении указывается наименование банка, номер и дата заявления (нумерация идет с начала года), а также реквизиты организации: название, ИНН, код по ОКПО (берется из извещения управления статистики), фамилия, имя и отчество лица, уполномоченного на сделку по покупке валюты, номер расчетного счета организации в данном банке, БИК банка и номер валютного счета, на который должны быть зачислены купленные валютные средства. В табличной части Заявления приводятся код покупаемой валюты, сумма покупки, максимальный курс сделки и сумма в рублях, направляемая на покупку валюты. Две последние цифры устанавливаются по согласованию с банком.

Далее приводятся номер счета, с которого поручается списать рублевые средства (т.н. рублевое покрытие) и номер текущего валютного счета, на который будет зачислена купленная валюта. Указывается также срок действия Заявления. «Заявление на покупку валюты» подписывается руководителем организации и главным бухгалтером, ставится печать организации.

Возникающие при покупке иностранной валюты превышение курса покупки над курсом ЦБ отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», а превышение курса ЦБ над курсом покупки - по кредиту счета 91.

Основные проводки по операциям покупки иностранной валюты:

76/00 51/00 Сумма 1 (рублевое покрытие)

52/00 76/00 Сумма2 ( валюта)

Для вычисления курсовой разницы берется курс валюты на день совершения операции покупки валюты (см. Приложение 10) и вычисляется Сумма3 -сумма в рублях, соответствующая сумме купленной в данный день валюты:

Сумма3=Сумма2*Курс валюты.

Далее вычисляется разность суммы в рублях по курсу сделки, направленной на покупку валюты, и Суммы3. Эта разность составляет курсовую разницу:

Курсовая разница=Сумма1-Сумма3;

Рублевое покрытие, взимаемое банком, практически всегда превышает рублевый эквивалент валютной суммы, т.к банки «закладываются» на возможное повышение курса валюты за время от даты подачи заявления на покупку валюты до даты зачисления валюты на текущий валютный счет.

Возникающая при этом отрицательная курсовая разница списывается со счета 76/00 на счет прочих расходов 91/02:

91/02 76/00

В случае возникновения положительной курсовой разницы сумма списывается на счет прочих доходов 91/01:

76/00 91/01

Продажа валюты

Операция по продаже валюты осуществляется на основании «Заявления на продажу валютных средств» (см. Приложение 15).

В Заявлении указывается наименование банка, номер и дата заявления (нумерация также идет с начала года) и реквизиты организации: название, ИНН, код по ОКПО, фамилия, имя и отчество лица, уполномоченного на сделку по покупке валюты, номер расчетного счета организации в данном банке, БИК банка и номер валютного счета, на который должны быть зачислены купленные валютные средства. В табличной части Заявления приводятся код покупаемой валюты, сумма продажи, максимальный курс сделки и сумма от продажи в рублях по курсу сделки. Две последние цифры устанавливаются по согласованию с банком.

Далее приводятся номер счета, на который поручается зачислить полученные рублевые средства. Указывается также срок действия Заявления. «Заявление на продажу валютных средств» подписывается руководителем организации и главным бухгалтером, ставится печать организации.

Основные проводки при продаже иностранной валюты:

76/00 52/00 Сумма 1 (продаваемая валюта)

51/00 76/00 Сумма2 ( полученная рублевая сумма)

Для вычисления курсовой разницы берется курс валюты на день совершения операции продажи валюты (см. Приложение 10) и вычисляется Сумма3 -сумма в рублях, соответствующая сумме проданной в данный день валюты:

Сумма3=Сумма1*Курс валюты.

Далее вычисляется разность этой суммы и суммы продажи в рублях по курсу сделки, которая и составляет курсовую разницу:

Курсовая разница=Сумма3-Сумма2;

Полученная курсовая разница относится на счет прочих расходов 91/02

91/02 76/00

либо прочих доходов 91/01

76/00 91/01.