Ема 15. Аудит учета расчетов с бюджетом по налогам
Целью аудита учета расчетов с бюджетом является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, сборов и платежей. По каждому уплачиваемому предприятием в бюджет налогу, сбору и платежу аудиторы должны проверить:
правильность определения налогооблагаемой базы;
правильность применения налоговых ставок;
правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов;
правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей;
правильность составления налоговой отчетности.
В процессе аудиторской проверки расчетных операций по налогам и сборам следует руководствоваться следующими основными нормативными документами:
Налоговым кодексом РФ (часть I от 31.07.97 № 146-Ф3, в ред. Федерального закона от 24.03.2001 № 118-Ф3, часть II от 05.08.2001 № 117-ФЗ, в ред. Федерального закона от 30.05.2001 № 71-Ф3, в ред. Федерального закона от 29.05.2002 №57-ФЗ, в ред. Федерального закона от 31.12.2002 №187-Ф3);
Приказом МНС РФ от 21.01.2002 № БГ-6-03/25 “Об утверждении Инструкции по заполнению деклараций по налогу на добавленную стоимость”;
Методическими рекомендациями по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса РФ, утв. Приказом МФ РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447 , в ред. Приказа МНС РФ от 22.05.2001 № БГ-3-03/156;
Приказом МНС РФ от 26.02.2002 № БГ-3-02/98 “Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 25 “Налог на прибыль организаций ” части второй Налогового кодекса РФ, в ред. Приказа МНС РФ от 20.12.2002 №БГ-3-02/729;
Приказом МНС РФ от 29.12.2001 № БГ-3-02/585 “Об утверждении Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль”, в ред. Приказа МНС РФ от 09.09.2002 №ВГ-3-02/480;
Положением по бухгалтерскому учету “Учет расчетов по налогу на прибыль” (ПБУ 18/02), утв. Приказом МФ РФ от 19.11.2002 №114Н;
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2002 . № 121 “Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ по вопросам налогообложения прибыли организаций”.
В ходе аудиторской проверки необходимо изучить первичные документы: платежные поручения, счета-фактуры, накладные, приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты подотчетных лиц, Главную книгу или журнал хозяйственных операций, балансы, отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс, расчеты (декларации) по отдельным налогам и платежам, Положение об учетной политике предприятия, журналы-ордера и другие документы, а также соответствующие счета бухгалтерского учета.
Встречающиеся наиболее часто на практике нарушения можно классифицировать:
1. По налогу на добавленную стоимость (НДС):
неправильное исчисление налогооблагаемой базы;
необоснованное предъявление к возмещению из бюджета НДС;
необоснованное выделение сумм уплаченного НДС расчетным путем;
неправильное документальное оформление по суммам, освобожденным от НДС;
незаконное применение льгот по НДС;
ошибки при исчислении и уплате в бюджет НДС в результате изменения статуса имущества;
нарушение сроков платежей.
2.По налогу на прибыль:
искажение определения прибыли от реализации продукции (работ, услуг);
необоснованное уменьшение налогооблагаемой прибыли;
не включение прибыли, получаемой участником от совместной деятельности во внереализованные расходы;
ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, затрат, неправильное отнесение отдельных налогов, а также штрафов и пеней по ним на счета учета затрат или на убытки и др).
3.По налогу на имущество:
завышение налогооблагаемой базы в результате завышения стоимости имущества в момент переоценки;
завышение налогооблагаемой базы за счет включения в нее объектов основных средств, относящихся к жилищно-коммунальной и социальной сфере полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика;
не учет имущества, внесенного в совместную деятельность (созданное совместной деятельностью);
незаконное применение льгот по налогу на имущество;
нарушение сроков платежей.
4. По единому социальному налогу (ЕСН):
необоснованное применение как регрессивной шкалы обложения ЕСН, так и отказ от ее применения;
неверное начисление ЕСН на выплаты, произведенные коммерческой организацией за счет чистой прибыли;
неправильное формирование налоговой базы по ЕСН при выплатах в натуральной форме;
при исчислении ЕСН по авторским договорам не учитываются профессиональные вычеты;
незаконное включение сумм ЕСН с материальной выгоды в себестоимость продукции (работ, услуг).
- Тема: «Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства» Содержание
- 1. Методика, нормативная база, цели и задачи аудиторской проверки бухгалтерской отчетности
- 1.1 Методика аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
- 1.2. Цели и задачи аудита
- 1.3 Нормативная база регулирования организации бухгалтерского учета
- 2.Объекты проведения аудиторской проверки
- 2.1 Оценка организационной системы бухгалтерского учета
- 2.2 Оценка формы бухгалтерского учета и ее соответствия условиям организации и управления
- 2.3 Проверка системы документации и документооборота
- Ема 15. Аудит учета расчетов с бюджетом по налогам