logo search
Антикризисное управление / Антикризисное управление / АУ Т10

2 Вопрос: Особенности оценки предприятий в процессе антикризисного управления.

Оценка активов несостоятельных предприятий и самих предприятий в целом осуществляется на всех этапах антикризисного управления конкурсного = досудебной санации, наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства. Но на каждом из них она имеет свои характерные особенности, которые, мало исследуются и обобщаются, хотя российская практика уже накопила достаточно опыта для этого.

Вместе с тем ощущается дефицит нормативных методических материалов, касающихся сути процесса оценки собственности. Вот почему в сфере антикризисного управления широко используются зарубежные стандарты оценки (например, Международные стандарты оценки. М., РОО, 1995).

При проведении оценки в антикризисной сфере необходимо в первую очередь руководствоваться ст. 20, 86, 87, 102, 103, 104, 112, 137, 138, 139, 145, 155, 171 и 172 Закона РФ “О несостоятельности (банкротстве)”, где не только формулируются основные положения и условия оценки собственности, но и оговариваются возможные ограничения по распоряжению имуществом, что может играть существенную роль при определении уровня стоимости имущества несостоятельного предприятия-должника.

Непосредственным основанием для заключения договора на оценку являются положения ст. 20, 102 Закона “О несостоятельности (банкротстве)”, где предусмотрено право арбитражного управляющего привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника. В процессе антикризисного управления = это ст. 45, 66-68 Арбитражно-процессуального кодекса (АПК), в которых разъясняются вопросы, требующие специальных знаний, и указывается, что арбитражный суд вправе назначить экспертизу, в том числе, и по оценке стоимости несостоятельного предприятия.

Объектом оценки на разных этапах арбитражного процесса банкротства несостоятельного предприятия могут быть либо отдельные активы предприятия, либо его имущественный комплекс, либо предприятие как бизнес.

Как показывает опыт, чаще всего осуществляется оценка несостоятельного предприятия как имущественного комплекса. Ее существенное отличие от оценки предприятия как действующего состоит в том, что в данном случае оценивается так называемый гудвил – нематериальный актив, выражающий стоимость менеджмента предприятия. Правда, на большинстве производств эта стоимость невысока, а на некоторых отсутствует вовсе, поэтому инвестора-покупателя интересуют в большей степени материальные активы, составляющие имущественный комплекс предприятия.

При его оценке необходимо помнить, что из состава имущественного комплекса исключаются: имущество, изъятое из оборота, куда входят объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для данного региона (жилищный, социальный фонд, детские дошкольные учреждения и пр. ст. 129 ГК РФ), имущественные права, связанные с личной ответственностью должника (лицензий и пр.).

В практике оценки объекты коммунальной инфраструктуры предприятия-должника рассматриваются особо с точки зрения их юридического статуса. Если в плане приватизации предприятия-должника указано, что они значатся в уставном капитале, то значит, они принадлежат предприятию-должнику и включаются в состав оцениваемого имущественного комплекса. Если же они не внесены в уставный капитал, то, соответственно, исключаются из состава имущественного комплекса и не оцениваются.

Ст. 87 Закона “О несостоятельности (банкротстве)” регламентирует продажу части имущества должника в период внешнего управления. В данном случае осуществляется оценка либо рыночной, либо ликвидационной стоимости отдельных активов предприятия в соответствие со ст. 102 (оценка имущества должника), точно так как при продаже имущества должника в период конкурсного производства.

Согласование или утверждение результатов оценки на собрании кредиторов. При оценке то имущество предприятия-должника, которое относится к ограниченно оборотоспособному, продается не на открытых, а на закрытых торгах, поэтому расчет его стоимости осуществляется по особым методикам.

Объектом оценки в сфере антикризисного управления могут быть состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей предприятия-должника, что определяется ст. 4 и 63 ФЗ на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Это имеет особое значение, т.к. влияет на определение состава и количества голосов на собраниях кредиторов, которые, в свою очередь, признаются пропорционально сумме их требований к должнику.

При оценке денежных обязательств и обязательных платежей предприятия-должника необходимо помнить, что с введением внешнего управления и одновременно моратория на эти обязательства, на них начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ России с одновременным прекращением начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций. Начисляемые проценты существенно увеличивают размер обязательств и уменьшают возможности развития предприятия-должника. Не случайно, лишь около 15% предприятий, находящихся во внешнем управлении, финансово оздоровляются, остальные идут на конкурсное производство и ликвидируются.

В состав денежных обязательств входят:

При определении признаков банкротства предприятия принимается во внимание размер обязательных платежей без учета установленных законодательством штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций. Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований.

В случаях, когда должник оспаривает требования кредиторов, размер денежных обязательств и обязательных платежей определяется арбитражным судом. При этом возражения по требованиям кредиторов арбитражный управляющий должен представить в течение недели с момента получения требования. А это очень малый срок для выверки расчетов кредиторов и принятия соответствующего решения. Поэтому желательно, чтобы все расчеты по оценке обязательств по каждому кредитору были у управляющего подготовлены заранее.

В конкурсном производстве требования по возмещению убытков, взысканию неустоек (штрафов, пени) подлежат погашению в пятую очередь, после удовлетворения всех остальных требований .

Функции оценки в процессе арбитражного управления. Их можно подразделить на несколько уровней:

Функции оценки на всех трех уровнях имеют свои особенности. Так, главной функцией оценки в период арбитражного управления является определение соотношения между стоимостью имущества и обязательных платежей. Результаты этого соотношения необходимы для принятия судебных и управляющих решений на всех основных этапах (процедурах) арбитражного процесса, а также при реализации всех особенных процедур банкротства.

Функции оценки второго уровня:

- на этапе досудебной санации:

- на этапе наблюдения:

- на этапе внешнего управления:

- на этапе конкурсного производства:

Примеры третьего уровня особенных функций оценки:

Дата оценки определяется многими факторами. Учитывая, что состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей рассчитывается на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, то эта дата может быть определена как дата оценки. Хотя, применительно к отдельным этапам банкротства при определении состава и размера обязательств должника Закон “О несостоятельности (банкротстве)” придает особое юридическое значение дате подачи в суд заявления, к моменту принятия судом решения или определения о введении соответствующей процедуры. Например:

Датой оценки может быть и дата проведения инвентаризации, т.к. именно ее итоговый акт по составу и состоянию имущества становится основной информационной базой для оценки фактически на всех этапах арбитражного процесса. Этим определяется и конкурсная масса, необходимая для расчетов с кредиторами.

Подчас решающим фактором становится дата осмотра объекта оценки, наличие которого обязан засвидетельствовать эксперт-оценщик. За исключением случаев, если сделать это по каким-либо причинам не удается. Тогда в отчете указывается, что осмотр объекта не производился и оценка осуществляется по данным Заказчика и/или документам Бюро технической инвентаризации (БТИ).

Бывает, что дата оценки определяется датой проведения собрания кредиторов или непосредственно назначается собранием кредиторов.

Заключительная часть : Таким образом, для проведения эффективной антикризисной политики антикризисный управляющий в первую очередь должен определить стоимость кризисного предприятия, а также постоянно следить за ее дальнейшем изменением для определения эффективности применяемых инструментов управления.

Оценка активов несостоятельных предприятий и самих предприятий в целом осуществляется на всех этапах антикризисного управления конкурсного = досудебной санации, наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.

Разработал доцент кафедры ФХД

Кандидат экономических наук Е.Н Амельченко

______” _______________ 200_ года

31