1.4. Пользователи информации финансовой отчетности
В условиях рынка предприятия являются независимыми производителями. Однако финансовые результаты их деятельности, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, интересуют достаточно большое количество пользователей информации, и прежде всего тех, кто входит в так называемые партнерские группы предприятия, т.е. непосредственно участвует в его финансовой и хозяйственной деятельности, вносит свой вклад в эту деятельность, требует компенсации за свой вклад и, исходя из своих интересов, анализирует информацию о предприятии.
В табл. 1.2 представлена характеристика основных партнерских групп предприятия.
Следует отметить, что не все группы пользователей имеют равный доступ к информации: только администрация и частично собственники могут анализировать все данные управленческого и финансового учета, бухгалтерской (финансовой) и другой отчетности. Информация остальных партнерских групп ограничена данными публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, хотя именно эти пользователи непосредственно и “жестко” заинтересованы в финансовых результатах деятельности предприятия, так как от этих результатов зависят их собственное финансовое благополучие, доходы бюджета.
Таблица 1.2 Характеристика партнерских групп (пользователей информации) предприятия
Партнерские группы | Вклад в деятельность предприятия | Требования компенсации | Что анализируют |
1. Администрация, руководство | Знание дела и умение руководить | Оплата труда и другие привилегии | Всю информацию, полезную для управления |
2. Персонал, служащие | Выполнение работ в соответствии с разделением труда | Зарплата и социальные условия | Финансовые результаты |
3. Поставщики | Поставка материальных ресурсов | Договорная цена | Финансовое положение |
4. Покупатели и клиенты | Сбыт продукции и услуг | Договорная цена | Финансовое положение |
5. Собственники | Собственный капитал | Дивиденды | Финансовые результаты и финансовое положение |
6. Заимодавцы | Заемный капитал | Проценты | Ликвидность баланса |
7. Государственные органы и внебюджетные фонды | Услуги общества | Налоги и другие сборы и взносы | Финансовые результаты и их слагаемые |
Кроме того, существует еще одна довольно обширная группа пользователей финансовой отчетности, которые непосредственно не заинтересованы в результатах деятельности предприятия, но представляют и защищают интересы первой группы потребителей и других клиентов.
К ним относятся:
аудиторы и аудиторские фирмы;
консультанты по финансовым вопросам;
специалисты в области ценных бумаг и фондовых бирж (брокеры и дилеры);
юристы и юридические фирмы;
регулирующие органы;
пресса и информационные агентства;
торгово-производственные агентства;
профсоюзы;
научно-исследовательские организации;
общественность.
- Содержание
- 1.1. Возникновение аудита
- 1.2. Необходимость аудита
- 1.3. Сущность аудита и аудиторской деятельности
- 1.4. Пользователи информации финансовой отчетности
- 1.5. Цели и задачи аудита
- 1.7. Объем аудита бухгалтерской отчетности и стадии аудиторской проверки
- 1.9. Место аудита в системе контроля. Аудит и ревизия
- 2.0 Независимость аудиторов
- 2.1. Регулирование аудиторской деятельности
- 2.2. Ответственность аудиторов и аудиторских фирм
- 2.3. Страхование профессиональной и гражданской ответственности аудиторов