1.1. Цели, задачи и основные принципы учета в розничной торговле
Для правильного руководства деятельностью предприятия розничной торговли необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением бухгалтерского учета на предприятии.
Основным объектом бухгалтерского учета в розничной торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации розничной торговли обязана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием.
Главной целью бухгалтерского учета в розничной торговле являются:
контроль за сохранностью товаров;
своевременное предоставление руководству организации информации о фактическом валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.
Для достижения этих целей необходимо решить комплекс бухгалтерских задач:
обеспечение совместно с другими службами организации розничной торговли материальной ответственности за товары;
проверка правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
проверка полноты и своевременности оприходования товаров, правильности и своевременности списания реализованных и отпущенных товаров;
обеспечение контроля за соблюдением нормативов товарных запасов, выявления неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
установление контроля за правильным проведением инвентаризации, своевременное и правильное выявление ее результатов;
обеспечить контроль за правильной организацией и формированием цен; соблюдение условий франкировки;
своевременное и правильное выявления валового дохода.
В основе решения перечисленных задач лежат следующие основные принципы учета товаров:
единство показателей бухгалтерского учета при реализации товаров предприятий розничной торговли;
возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия (например, за день);
организация учета в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу или бригаде согласно договору о материальной ответственности. Согласно такой организации учета все потери от недостач и хищении лежат на материально-ответственном лице. Если этот принцип нарушен или нет договора о материальной ответственности. Администрация организации не может предъявить обоснованный иск виновным;
организация выбирает схему учета товаров, которая наиболее подходит для работы данной организации. В ООО "Турист" применяется стоимостная схема учета товаров - фиксируется общий объем товарной массы;
единство оценки товаров при их оприходовании и списании в расход; если товары были оприходованы по продажным ценам, то списываться они должны по этим же ценам;
периодическая проверка путем проведения инвентаризаций фактических остатков товаров и сравнение их с данными бухгалтерского учета для проверки обеспечения сохранности ценностей;
контроль за деятельностью материально ответственных лиц путем встречной сверки (например, все списания со складов ООО "Турист" должны совпадать с оприходованиями этих ценностей в отделе).
Если в организации налажена практическая реализация изложенных признаков, то это создаст условия для эффективного решения задач, стоящие перед бухгалтерским учетом предприятия розничной торговли. Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом товарных операций предприятия розничной торговли, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отставание учета, запаздывание предоставления отчетности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий.
Недостатки в организации учета приводят к его запутанности, созданию условий для хищений материальных ценностей, увеличению расходов на содержание учетного персонала.
- Содержание
- Глава 1. Методологические основы организации учета в розничной торговле
- 1.1. Цели, задачи и основные принципы учета в розничной торговле
- 1.2. Особенности деятельности ооо "Турист"
- 1.3. Основные элементы учетной политики организации
- 1.4. Оценка товаров в ооо "Турист"
- Глава 2. Действующая практика учета в розничной торговле
- 2.1. Документальное оформление и учет движения товаров
- Учет реализации товаров по договору комиссии
- Отражение результатов переоценки товаров
- 2.2. Учет валового дохода и издержек обращения
- Отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с издержками обращения
- 2.3. Автоматизированная обработка информации по учету товаров в розничной торговле
- Глава 3. Анализ розничного товарооборота
- 3.1.Анализ розничного товарооборота в динамике
- 3.2. Факторный анализ и структура розничного товарооборота
- Заключение
- Список используемой литературы
- Приложения
- Рабочий план счетов ооо "Турист"
- Динамика розничного товарооборота ооо«Турист» за 1998-2000 г.Г.
- Диаграмма 1
- Розничный товарооборот ооо «Турист» по кварталам года
- Ритмичность развития розничного товарооборота ооо «Турист» по месяцам года
- Диаграмма 2
- График 1 Ритмичность развития розничного товарооборота ооо «Турист» по месяцам года
- Розничный товарооборот по отделам ооо «Турист» за 1998-2000 г.Г.
- Диаграмма 3
- Диаграмма 4
- Диаграмма 5
- Розничный товарооборот ооо «Турист» по товарным группам за 1998-2000 г.Г.
- Товарный баланс по ооо «Турист» за 1998 - 2000 г.Г.
- Показатели по труду по ооо«Турист» за 1998 - 2000 г.Г.
- Расчет влияния трудовых ресурсов на динамику розничного товарооборота
- Показатели эффективности использования материально-технической базы ооо «Турист» за 1998-2000 г.Г.
- Расчет влияния показателей эффективности использования материально-технической базы предприятия на динамику розничного товарооборота