Пояснительная записка
Цели и задачи изучения дисциплины.
Реальной основой исторической науки являются исторические источники. Один из источников – неопубликованные документы, хранящиеся в архивах, являющихся субъектом информационных процессов, часто информационных ресурсов и информационных систем. Архивное дело является предметом, архивный документ – объектом архивоведения.
«Архивоведение» относится к дисциплинам обязательного профессионального цикла и предназначена для студентов I курса дневного отделения и рассчитана на 3 зачетные единицы, то есть на 18 часов лекционного курса и 30 часов практических занятий и 48 часа самостоятельной работы.
Программа составлена на основе государственных образовательных стандартов, базисной государственной программы, современной учебной и методической литературы.
Цель курса «Архивоведение» ознакомить будущих историков с работой архивов, научить методике работы над архивными документами.
Задачи курса – сообщить основные данные об истории и организации архивного дела в России; ознакомить с практикой работы архивов, их задачами и функциями; дать основные понятия и термины архивоведения; дать понятие о научно-справочном аппарате архивов; ознакомить с принципами организации делопроизводства фондообразователей и основными видами документов; научить основным методам и приемам работы с архивными документами; ознакомить с основными правилами подготовки документов к изданию.
Требования к уровню освоения дисциплины:
Студент должен:
иметь подготовку по истории и организации архивного дела, теории и методике архивоведения, целостное представление о специфике архивных документов, о своеобразии и содержании архивной деятельности;
знать историю возникновения и развития архивов;
знать законодательство и нормативную базу архивной деятельности в России;
понимать структуру архивной сети и архивных служб современного мира;
знать виды и типы архивохранилищ России, знать основные направления деятельности архивных учреждений;
владеть архивной терминологией;
знать связь архивоведения с другими науками и научными дисциплинами;
понимать специфику и сущность архивной деятельности;
знать и уметь применять принципы, методы и методику архивоведения;
знать и уметь проводить классификацию документов;
иметь представление об описании документов, их учёте и обеспечении сохранности;
знать историю госучреждений – основных фондообразователей ГАИО;
овладеть методикой поиска и работы с архивными документами;
знать систему научно – справочного аппарата архивных учреждений;
знать права и обязанности потребителей ретроспективной информации работающих в читальном зале архива;
уметь работать с описями архивных фондов;
уметь составлять тематические запросы и запросы социально – правового характера;
определять направления поиска ретроспективной информации и осуществлять её поиск.
Итоговая аттестация по дисциплине
Формой итоговой аттестации является экзамен.
- Архивоведение
- 032600.00 «Архивоведение» (очная форма обучения бакалавриат)
- Пояснительная записка
- Объем дисциплины и виды учебной работы:
- Примерный тематический план
- Содержание разделов и тем
- Раздел 1. История Архивного дела в России
- 2. Архивы и архивное дело в Древнерусском государстве, в период феодальной раздробленности, в Русском централизованном государстве (IX-xviIвв.)
- 3. Архивы в Российской империи (XVIII в.-1917г.)
- 4. Архивная деятельность в советский и современный периоды
- Раздел 2. Организация работы Архивов Российской Федерации.
- 5. Организация документов и дел Архивного фонда Российской Федерации.
- 6. Комплектование архивов и экспертиза ценности документов.
- 7. Информатизация архивного дела.
- Раздел 3. Работа исследователя с архивными документами.
- 8. Научно-справочный аппарат к документам Архивного фонда Российской Федерации.
- 9 . Использование архивных документов.
- 10. Работа исследователя с архивными документами.
- Тематика семинарских занятий Тема 1. Вводная лекция
- Тема 2. Архивное дело в дореволюционной России
- Тема 3. Архивная деятельность в советский и современный периоды
- Тема 4. Организация документов и дел Архивного фонда Российской Федерации
- Тема 5. Комплектование архивов и экспертиза ценности документов
- Тема 6. Информатизация архивного дела
- Тема 7. Научно-справочный аппарат к документам Архивного фонда Российской Федерации.
- Тема 8. Использование архивных документов. Работа исследователя с архивными документами
- Критерии оценивания видов деятельности на практических занятиях
- Оценивание по балльно-рейтинговой системе оценки и при кредитно-модульной системе организации учебного процесса (брс и кмс)
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Наличие: библиотека УлГпу