logo search
Бухгалтерия_лекции

2. Принципы бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет заключается в следующих принципах:

1) принцип денежного измерения – в бухгалтерских отчетах информация всегда должна быть выражена в едином денежном измерителе (в валюте страны нахождения предприятия);

2) принцип обязательного документирования – непрерывное, сплошное, документально обоснованное и достоверное отражение учитываемых объектов, которые вытекают из одновременно совершающихся в организации различных операций. Эти операции, в свою очередь, отражают постоянно возобновляемый кругооборот всех средств организации и непрерывную смену их форм;

3) принцип двусторонности или двойной записи – заключается по источникам формирования и по признаку размещения с выполнением равенства в обеих группах бухгалтерского учета;

4) принцип автономности организации – в целях сохранения объективности учета бухгалтерских счетов, на которых отражаются все хозяйственные операции организации, ведется обособленно от счетов, которые предназначены непосредственно для учета лиц, связанных с данной организацией. Разделение бухгалтерских счетов организации и ее владельцев (юридических лиц) считается принципом автономности организации;

5) принцип действующей организации – любая создаваемая организация должна существовать (функционировать) и быть постоянно действующим производством;

6) принцип учета по стоимости – активы учитываются по цене приобретения, т. е. по стоимости. Она является основной базой для учета актива в бухгалтерском учете в течение всего времени его существования. Ориентируясь на эти правила, собственные активы и в балансе числятся по первичной цене (по цене приобретения), и независимо от срока их нахождения на предприятии он не переоцениваются, а вновь создаваемая продукция оценивается по сложившейся стоимости затрат в момент ее выпуска;

7) принцип учетного периода: бухгалтерский учет ведется по учетным периодам, которыми принято считать календарные периоды;

8) принцип консерватизма (осторожности) – несомненно, руководители предприятия всегда хотят дела производства представлять в лучшем виде. Но это не всегда согласуется с реальностью. Предварительное поступление доходов в течение отчетного периода нельзя засчитывать в доходы, уже принадлежащие предприятию, если окончательное исполнение операции выходит за пределы отчетного периода. Их лучше отнести к доходам будущих периодов. В случае, если предприятие понесло расходы, а документально не определена окончательность операции (возможно, эти затраты будут возвращены), то их следует засчитывать в расходы будущих периодов, чтобы не искажать истинные показатели по прибыли. Значит, при получении прибыли или выполнении расходов нужно иметь веские доказательства их правомерности. Отсюда следует, что принцип консерватизма имеет две стороны:

а) доход признается только тогда, когда имеется на то обоснованная уверенность;

б) расход признается, как только возникает обоснованная возможность;

9) принцип реализации – определяет сумму дохода, которая должна быть признана от конкретной продажи в этот период. Так как товар может быть продан по цене выше его стоимости и ниже, в рассрочку и до оплаты, то сумму реализации следует корректировать на предполагаемую сумму безнадежных долгов;

10) принцип увязки – указывает на следующее: если какое-либо событие влияет как на доход, так и на расходы, то воздействие на каждый из них должно быть признано в одном учетном периоде. Затраты на производство продукции входят в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты, а прибыль определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на ее производство. Из вышесказанного следует, что затраты на производство должны быть включены в себестоимость в том периоде, в котором определена выручка от реализации;

11) принцип последовательности – предприятия могут самостоятельно выбирать метод учета, но с условием соблюдать его в течение достаточно долгого времени (не менее года), пока не возникнут достаточно веские причины для его изменения. В противном случае возникнет ситуация несоизмеримости показателей;

12) принцип существенности – устанавливает, что незначительные события могут не приниматься во внимание, но вся важная информация должна быть раскрыта полностью.

3. Понятие о счетах бухгалтерского учета и двойной записи

В процессе производства каждый день осуществляется большое число хозяйственных операций, требующих текущего отражения, для чего используются специальные формы - счета бухгалтерского учета однородности.

Бухгалтерский счет — основная единица хранения информации, которая после обобщения всей бухгалтерской информации необходима для принятия управленческих решений. Для каждого вида имущества, обязательства и операции открываются отдельные счета со своим наименованием и цифровым номером (шифром), которые соответствуют каждой статье баланса, например, 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 20 «Основное производства», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 99 «Прибыль и убытки», 80 «Уставный капитал» и др.

Каждый счет представляет собой двухстороннюю таблицу:

левая сторона счета — дебет правая сторона счета — кредит

Для одних счетов дебет означает увеличение, кредит — уменьшение, а для других, наоборот, дебет — уменьшение, а кредит — увеличение.

В зависимости от содержания бухгалтерские счета подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные.

Активные счета предназначены для учета имущества по наличию, составу и размещению. Пассивные счета отражают учет имущества по источникам его образования.

Правило расчета конечного сальдо на активных счетах:

C2а=С1д+Од-Ок,

Где С1д – начальное дебетовое сальдо, Од – оборот по дебету, Ок – оборот по кредиту, С2а – конечное сальдо на активном счете.

Правило расчета конечного сальдо на пассивных счетах:

С2п=С1в+Ок-Од

Где С1в – начальное кредитовое сальдо, Од – оборот по дебету, Ок – оборот по кредиту, С2п – конечное сальдо на пассивном счете.

Кроме активных и пассивных счетов, в практике бухгалтерского учета используются активно-пассивные счета, которые могут иметь как дебетовое, так и кредитовое сальдо, в зависимости от произведенных операций. Если по активно-пассивному счету выведено сальдо, то оно показывает конечный итог от противоположных операций. Например, на счете 99 «Прибыль и убытки» отражаются как прибыли, так и убытки, но в конце месяца выводится окончательный финансовый результат — прибыль (если сальдо кредитовое) или убыток (если сальдо дебетовое).

Расчет исходящего сальдо на счетах представлен в следующих таблицах:

1. Правило расчета исходящего сальдо на активных счетах (А):

Дебет

Оборот ДЕБЕТ (сумма)

Оборот КРЕДИТ (сумма)

Дебет

Начальное сальдо (входящий остаток) =

+

-

Исходящее сальдо (исходящий остаток)

Исходящий остаток может быть либо дебетовым, либо равняться нулю.

Пример 1. На активном счете 51/00 имелось начальное сальдо 1000 руб. Поступление по этому счету – 200 руб., списание с этого счета – 500 руб.

Исходящее сальдо (дебетовое) рассчитывается как:

1000 + 200 – 500 = 700 руб.

2. Правило расчета исходящего сальдо на пассивных счетах (П):

Кредит

Оборот ДЕБЕТ (сумма)

Оборот КРЕДИТ (сумма)

Кредит

Начальное сальдо (входящий остаток) =

-

+

Исходящее сальдо (исходящий остаток)

Исходящий остаток может быть либо кредитовым, либо равняться нулю.

Пример 2. На пассивном счете 70/01 имелось начальное сальдо 500000 руб. За отчетный период было начислено 200000 руб. (оборот по кредиту) и списано в результате выплаты 350000 руб. (оборот по дебету).

Исходящее сальдо (кредитовое) рассчитывается как:

500000 – 350000 + 200000 = 350000 руб.

ЛЕКЦИЯ № 2

3. Правило расчета исходящего сальдо на активно-пассивных счетах (АП):

Дебет

Кредит

Оборот ДЕБЕТ (сумма)

Оборот КРЕДИТ (сумма)

Дебет

Кредит

Начальное сальдо

+

-

S > 0

Исходящее сальдо

S < 0

Исходящее сальдо

Начальное сальдо

-

+

S > 0

Исходящее сальдо

S < 0

Исходящее сальдо

Исходящий остаток может быть либо дебетовым, либо кредитовым, либо равняться нулю.

Пример 3. На активно-пассивном счете 76/00 имелось начальное дебетовое сальдо 50000 руб. За отчетный период дебиторская задолженность увеличилась на 20000 руб., кредиторская соответственно – на 30000 руб.

Исходящее сальдо рассчитывается как:

50000 + 20000 – 30000 = 40000 руб. – сальдо дебетовое.

Пример 4. На активно-пассивном счете 76/00 имелось начальное дебетовое сальдо 50000 руб. За отчетный период дебиторская задолженность увеличилась на 20000 руб., кредиторская соответственно – на 100000 руб.

Исходящее сальдо рассчитывается как:

50000 + 20000 –100000 = -30000 руб. (S<0) – сальдо кредитовое на сумму 30000 руб.

Пример 5. На активно-пассивном счете 68/04 имелось начальное кредитовое сальдо 20000 руб. За отчетный период произведены начисления (оборот по кредиту) в сумме на 20000 руб., произведена оплата (оборот по дебету) на сумму 30000 руб.

Исходящее сальдо рассчитывается как:

20000 + 20000 – 30000 = 10000 руб. – сальдо кредитовое.

Пример 6. На активно-пассивном счете 68/04 имелось начальное кредитовое сальдо 20000 руб. За отчетный период произведены начисления (оборот по кредиту) в сумме на 10000 руб., произведена оплата (оборот по дебету) на сумму 35000 руб.

Исходящее сальдо рассчитывается как:

20000 + 10000 – 35000 = -5000 руб. (S<0) – сальдо дебетовое на сумму 5000 руб..

Cущность двойной записи на счетах

Любая хозяйственная операция обязательно обладает двойственностью и взаимностью. Для сохранения этих свойств и контроля за записями хозяйственных операций на счетах в бухгалтерском учете используется способ двойной записи.

Двойная запись представляет собой запись, в результате которой каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: в дебет одного счета и одновременно в кредит другого взаимосвязанного с ним счета на одинаковую сумму.

Счет дебет Счет кредит Сумма

Метод двойной записи обусловливает существование таких понятий, как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка. Корреспонденция счетов - это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи, например, между счетами 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета», или 10 «Материалы» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т. д.

Бухгалтерская проводка есть не что иное, как оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащий регистрации.

Пример. От поставщика поступили материалы на сумму 1000 тыс. руб.

Бухгалтерская проводка этой операции будет осуществлена следующим образом:

Д-т сч. 10 «Материалы» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 1000000