3.1. Технология и организация документооборота
Организация документооборота включает полный цикл обработки и движения документов в учреждении с момента их создания или получения до завершения исполнения и передачи на архивное хранение.
Движение документов в организации образует документооборот, который должен отвечать следующим требованиям:
оперативности и целесообразности;
исключению лишних инстанций и действий, не обусловленных деловой необходимостью;
соблюдению единой схемы движения, утверждённой руководством учреждения;
использованию унифицированных и стандартизированных форм документов, обеспечивающих совместимость традиционной и автоматизированной обработки;
доступности оперативного контроля исполнения.
Документооборот в учреждении осуществляется в виде трех потоков документов:
входящих (поступающих в учреждение);
исходящих (отправляемых в учреждение);
внутренних (создаваемых в учреждении и не выходящих за его пределы).
При проектировании рациональных документопотоков в организации (на предприятии) составляют схемы движения основных групп и видов документов. Это позволяет установить наиболее рациональные маршруты движения документов и определить этапы их обработки.
Работа с входящими документами. Поступившие в организацию (на предприятие) документы проходят следующие этапы обработки (рис.3.1):
Рис.3.1. Блок-схема работы с входящими документами
Работа с исходящими документами (документами, поступающими из данной организации в другие) включает следующие операции (рис.3.2).
Рис.3.2. Блок-схема работы с исходящими документами
Работа с внутренними документами (рис.3.3). Они создаются и используются в данном учреждении, организации (предприятии). Обращение внутренних документов на этапах их подготовки и оформления организуется в целом аналогично порядку прохождения исходящих документов, а на этапе исполнения (использования) – входящих документов.
Рис.3.3. Блок-схема работы с внутренними документами
Учёт объёма документооборота - означает учёт количества документов, полученных (входящих) и созданных (внутренних, исходящих) организацией за выбранный отрезок времени (год, месяц).
Результаты учёта документов обобщаются службой документационного обеспечения управления (ДОУ) и представляются руководству организации для выработки мер по совершенствованию работы с документами.
Сведения об объёме документооборота необходимы при установлении структуры и штатной численности делопроизводственной службы, выборе технологии работы с документами и технических средств для механизации делопроизводственных процессов, определении степени загрузки службы и отдельных работников.
Регистрация документов – фиксация факта поступления или создания в организации (предприятия) документа путём проставления на нём регистрационного индекса с последующей записью необходимых сведений о документе в регистрационных формах (в журналах, карточках или в памяти ПЭВМ).
Индекс входящего, исходящего или внутреннего документов, как правило, состоит из индекса дела по номенклатуре и регистрационного номера документа. Например, индекс входящего документа 02-12/240 (02-12-240) включает: индекс структурного подразделения (02); номер соответствующего дела по номенклатуре (12); порядковый номер входящего документа, присвоенный ему при регистрации (240).
Каждый документ должен регистрироваться только один раз. Входящие документы регистрируются в день поступления, исходящие и внутренние – в день подписания.
Каждое предприятие должно иметь перечень документов, не подлежащих регистрации. К таки документам относятся:
рекламные материалы;
прейскуранты;
печатные издания (книги, журналы, газеты);
телеграммы;
научные отчеты по темам;
поздравительные письма;
пригласительные билеты;
сообщения о совещаниях, конференциях и их программы.
Документы регистрируются на регистрационно-контрольных карточках или в журналах входящей (рис.3.4), исходящей и внутренней корреспонденции (рис.3.5). Гораздо чаще, особенно в небольших по объёму документооборота предприятиях, применяются журналы формата А4 (210х297мм).
Дата поступления и индекс документа | Корреспондент (адресат) | Краткое содержание | Резолюция | Подпись исполнителя | Отметка об исполнении |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Рис.3.4. Журнал регистрации входящих документов
Дата и индекс документа | Корреспондент (адресат) | Краткое содержание документа | Отметка об исполнении |
1 | 2 | 3 | 4 |
Рис.3.5. Журнал регистрации исходящих и внутренних документов
Регистрация на регистрационно-контрольных карточках (рис.3.6) позволяет оперативно производить поиск при большом объёме документов, т.к. можно сразу разложить их по картотекам, используя различные признаки классификации.
Регистрационные графы в журнале и карточке существенных различий не имеют. Предприятие по своему усмотрению может выбрать оптимальный состав регистрационных граф.
Корреспондент (адресат) | |||
Номер документа | Дата документа | Дата поступления | Входящий номер |
Краткое содержание | |||
Резолюция | |||
Срок исполнения |
Исполнитель | Дата | Исходящий номер |
Кому | Номер дела | |
Отметка об исполнении | ||
Рассылка | Количество листов | |
Фонд номера | Опись номер | Дело номер |
Рис.3.6. Регистрационно-контрольная карточка: лицевая и оборотная сторона
Для регистрации документов с помощью персонального компьютера можно использовать те же графы регистрационного журнала или карточки. Поиск документа на ПЭВМ может осуществляться по основным реквизитам (автор, корреспондент, исполнитель, дата и т.д.).
Целью контроля является обеспечение своевременного и качественного исполнения поручений, зафиксированных в документе. Контролю подлежат все зарегистрированные документы: входящие, исходящие и внутренние, которые по своему характеру требуют решения (ответа). На контроль могут быть поставлены также устные поручения руководства.
Контроль осуществляют руководители, служба документационного обеспечения управления (ДОУ) и ответственные исполнители.
Необходимость постановки документа на контроль, сроки исполнения, исполнители и должностные лица, ответственные за контроль, устанавливаются в резолюции руководителя или в тексте документов (приказ, распоряжение, протокол).
После указания руководителя о постановке документа на контроль секретарь-референт или другое лицо, ответственное за контроль исполнения документов, красным фломастером проставляет букву «К» или делает оттиск специальным штемпелем «Контроль» на левом поле документа напротив реквизита «Заголовок», а затем в регистрационном журнале или карточке делает отметку о контроле, сроках исполнения, ответственном исполнителе. Эти сведения берутся из резолюции руководителя на документе. Очень удобна для осуществления контрольных операций регистрационно-контрольная карточка. На её верхнем поле кружком обводят дату исполнения документа, взятую из резолюции. На нижнем поле есть графа для постановки срока фактического исполнения документа. Карточка помещается в контрольную картотеку.
Сроки исполнения документов исчисляются в календарных днях с даты подписания (утверждения), а для поступивших документов – с даты поступления. Сроки исполнения могут быть типовыми и индивидуальными.
Типовые сроки исполнения документов устанавливаются нормативными актами органов государственной власти, а также центральных органов управления. Индивидуальные сроки устанавливаются руководителем. Конечная дата исполнения указывается в тексте документа или в резолюции руководителя. Если срок исполнения документа не указан, он должен быть исполнен не более чем в 10-дневный срок.
Исполнение документа (поручения) может быть поручено нескольким исполнителям. Исполнитель, указанный первым, является ответственным и отвечает за своевременное и качественное исполнение задания в целом.
Документ считается исполненным и снимается с контроля после выполнения заданий, запросов, сообщения результатов заинтересованным лицам или организациям или другого документированного подтверждения исполнения.
На документах проставляется отметка об исполнении, подпись лица, подтверждающего исполнение, дата. Информация о результатах исполнения документов обобщается по состоянию на первое число каждого месяца и доводится до сведения руководства в форме сводки об исполнении документов и поручений.
- Казнадей т.А. Делопроизводство: Учебно-методический комплекс. – Мн.: ипд, 2008. – 110 с.
- Содержание
- Введение
- Учебно-тематический план дисциплины для специальности 1-26 02 01 бизнес-администрирование
- Учебно-тематический план дисциплины для специальностей 1-26 02 03 маркетинг, 1-25 01 07 экономика и управление на предприятии, 1-25 01 10 коммерческая деятельность
- Тема 1. Введение. Место делопроизводства в структуре управленческого труда
- 1.1. История развития делопроизводства на территории Республики Беларусь
- 1.2. Нормативно-правовые акты и методические документы по делопроизводству и архивному делу
- 1.3. Место и роль документов в управлении на современном этапе. Понятия: документ, делопроизводство
- 1.4. Классификация документов и характеристика различных видов документов
- 1.5. Документационное обеспечение управления
- 1.6. Организационные основы делопроизводства
- Тема 2. Документирование управленческой деятельности (письменные бизнес-коммуникации)
- 2.1. Цели и задачи унификации и стандартизации управленческой документации
- 2.2. Методы унифицированного текста
- 2.3. Унифицированные системы документации
- 2.4. Формуляр-образец
- 2.5. Назначение, особенности и содержание организационно-распорядительной документации
- 2.6. Оформление реквизитов организационно-распорядительных документов
- 2.7. Специфика языка и стиля служебных документов
- 2.8. Изложение служебных писем. Виды и реквизиты писем
- 2.9. Конкуренты делового письма – факс, электронная почта и телефонограмма
- 2.10. Международная деловая переписка
- 2.11. Документирование трудовой деятельности
- 2.12. Коммерческие документы
- Тема 3. Организация работы с документами
- 3.1. Технология и организация документооборота
- 3.2. Составление номенклатуры дел
- 3.3. Формирование и оформление дел
- 3.4. Обеспечение сохранности документов архива
- 3.5. Понятие служебной и коммерческой тайны
- 3.6. Сущность и особенности конфиденциального делопроизводства
- 3.7. Организация делопроизводства с обращениями граждан
- Тема 4. Организация и условия труда работников служб документации
- 4.1. Роль секретаря в организации информационного и документационного обеспечения
- 4.2. Офис в системе управления
- Тема 5. Роль информационных технологий и организационной техники в документационном обеспечении управления
- 5.1. Средства организационной техники в офисе
- 5.2. Специализированное оборудование и мебель для офиса
- 5.3. Способы автоматизации делопроизводства
- 5.4. Анализ рынка асдоу
- 5.5. Применение современных офисных программ для составления, оформления, хранения документов
- 5.6. Использование мастеров для оформления документов
- 6. Методическое обеспечение дисциплины
- 6.1. План проведения практических занятий
- Тема 2. Документирование управленческой деятельности (письменные бизнес-коммуникации)
- Тема 3. Организация работы с документами
- Тема 4. Организация и условия труда работников служб документации
- Тема 5. Роль информационных технологий и организационной техники в документационном обеспечении управления
- 6.2. Перечень вопросов к зачету
- 6.3. Самостоятельная управляемая работа для студентов дневной и заочной форм обучения
- Тема 4. Организация и условия труда работников служб документации
- Тема 5. Роль информационных технологий и организационной техники в документационном обеспечении управления
- 6.4. Контрольные вопросы и практические задания для самопроверки
- Тема 1. Введение. Место делопроизводства в структуре управленческого труда
- Тема 2. Документирование управленческой деятельности (письменные бизнес-коммуникации)
- Тема 3. Организация работы с документами
- Тема 4. Организация и условия труда работников служб документации
- Тема 5. Роль информационных технологий и организационной техники в документационном обеспечении управления
- 6.5. Учебно-методические материалы по дисциплине Основная литература
- Дополнительная литература