28.Организационно-правовая документация: назначение и виды документов.
Организационно-правовые документы являются правовой основой деятельности организации и содержат положения, основанные на нормах административного права и обязательные для исполнения.1
Организационная деятельность учреждения фиксируется в организационно-правовых документах, содержащих правила, нормы, положения, определяющие статус организации, ее компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, функциональное содержание деятельности организации в целом, ее подразделений и работников, их права, обязанности, ответственность и другие аспекты.2
Организационно-правовые документы в обязательном порядке проходят процедуру утверждения уполномоченным на это органом – вышестоящей организацией, руководителем данной организации, коллегиальным органом (например, общим собранием акционеров, советом директоров и др.) или руководителем структурного подразделения – в зависимости от вида и разновидности документа. Утверждаться организационные документы могут непосредственно руководителем,распорядительным документом руководителя (приказом или распоряжением) или коллегиальным органом. Датой организационно-правового документа является дата его утверждения.3
С точки зрения срока действия организационно-правовые документы относятся к бессрочным: они действуют впредь до их отмены или до утверждения новых (исключение составляет штатное расписание, которое разрабатывается и утверждается ежегодно). По мере изменения характера деятельности учреждения и организации труда в организационно-правовые документы могут вноситься изменения, для чего руководитель издает распорядительный документ (приказ или распоряжение). В случае реорганизации деятельности разрабатываются и утверждаются новые организационно-правовые документы.4
Порядок внесения изменений или их пересмотра зависит от вида организационно-правовых документов.5
Разрабатывает организационно-правовые документы руководство учреждения или подразделения с привлечением юридической службы и квалифицированных специалистов, хорошо знающих работу учреждения.6
Текст большинства организационно-правовых документов состоит из разделов, имеющих собственные заголовки и разделенных на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами.7
В процессе подготовки организационно-правовые документы в обязательном порядке проходят процедуру согласования (визирования) со всеми заинтересованными подразделениями и лицами, юридической службой (юристом), заместителями руководителя организации или одним из заместителей, курирующим соответствующее направление деятельности организации.8
К организационно-правовым документам относятся устав, учредительный договор, положение об организации, положение о структурном подразделении,положение о коллегиальном (совещательном органе) организации, регламент, штатное расписание, инструкция, должностная инструкция.
Организационно-правовые документы оформляются на стандартном листе бумаги (формат А4) или на общем бланке (в зависимости от вида документа), при этом обязательными реквизитами являются следующие: наименование организации (также указывается наименование подразделения, если документ утверждается руководителем подразделения), наименование вида документа, дата, номер документа, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения.
- Документ и его место в системе управления.
- 2.Документоведение как научная дисциплина и его связь с другими науками.
- 3.Связь информации и документа.
- 4.Функции документа.
- 5.Способы документирования и их развитие.
- 6.Текстовое документирование.
- 7.Материальные носители информации.
- 8.Фотокинодокументирование: появление, развитие, применение.
- 9.Фонодокументирование: появление, развитие, применение.
- Формуляр управленческого документа: история и современное состояние.
- 11.Унификация и стандартизация в документоведении. Современные государственные стандарты на документы.
- Унификация и стандартизация документов
- 12.Унифицированная система организационно-распорядительной документации (ус орд).
- 13. Бланки документов; требования к конструированию бланков.
- 14.Юридическая сила документа.
- 15.Реквизит «наименование организации – автора документа», требования к оформлению.
- 16.Реквизит «справочные данные об организации», требования к оформлению.
- 17.Реквизит «адресат», требования к оформлению.
- 18.Реквизит «регистрационный номер документа», его назначение.
- 19.Реквизит «дата документа», требования к оформлению.
- 20.Реквизит «ссылка на регистрационный номер и дату документа». Когда и где он проставляется.
- 21.Реквизиты «гриф согласования документа» и «визы согласования документа», требования к оформлению.
- 22.Резолюция как реквизит документа. Требования, предъявляемые к резолюции.
- 23.Общие требования к тексту документа.
- 24.Лингвистические особенности текста служебного документа.
- 25.Понятия «оригинал», «подлинник», «дубликат», «копия».
- 26.Информационно-справочная документация: ее назначение и виды.
- 27.Служебные письма и их разновидности.
- 28.Организационно-правовая документация: назначение и виды документов.
- 29.Виды распорядительных документов.
- 30.Формуляр управленческого документа и история его развития.