logo search
Диплом ОС 2011

Методика учета основных средств и их амортизации Учет поступления основных средств

Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, ведется на счете 01 «Основные средства» по первоначальной восстановительной стоимости.

Счет 01 «Основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении (табл.1).

Таблица 15

Структура счета 01 «Основные средства»

Дебет (Дт)

Кредит (Кт)

1. Сальдо – остаток основных средств на начало периода

2. Поступления основных средств по первоначальной стоимости

3. Выбытие основных средств по первоначальной стоимости

4. Сальдо – остаток основных средств на конец периода (1+2-3)

Счет активный, сальдовый, инвентарный.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости. Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией на счете 01 «Основные средства» в соответствующей доле.

Аналитический учет основных средств по счету 01 «Основные средства» ведется по отдельным инвентарным объектам, а также по их видам, местам нахождения и другим признакам, необходи­мым для составления бухгалтерской отчетности.

При получении в собственность основных средств в бухгалтерском учете на счете 08 отражаются вложения во внеоборотные активы. При вводе основных средств в эксплуатацию формируется первоначальная стоимость объектов основных средств, учитываемая на счете 01 «Основные средства». (табл.2).

Таблица 16

Структура счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Дебет (Дт)

Кредит (Кт)

1. Сальдо – стоимость незавершенных капитальных вложений на начало периода

2. Стоимость строительных, монтажных, буровых работ, оборудования, прочие затраты по кап.вложениям

3. Списание стоимости введенных в действие основных средств

4. Сальдо – стоимость незавершенных капитальных вложений на конец периода (1+2-3)

В таблице 3 отразим бухгалтерские проводки по поступлению основных средств.

Таблица 17

Бухгалтерские проводки по поступлению основных средств

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

2

3

4

1. Получены основные средства от учредителей

1.1.

Сформирована задолженность учредителей по вкладам

75-1

80

1.2.

Поступили основные средства в счет вклада в уставный капитал

08

75-1

2. Построены основные средства

2.1. подрядным способом

2.1.1.

Сформирована стоимость подрядных работ

08

60

2.1.2.

Учтена стоимость подрядных работ

01

08

2.2. хозяйственным способом

2.2.1.

Списаны материалы на строительство

08

10

2.2.2.

Начисленная сотрудникам, занятым строительством, зарплата

08

70

2.2.3.

Введен в эксплуатацию объект основных средств

01

08

3.Приобретены основные средства

3.1. не требующие монтажа

3.1.1.

Начислено поставщику по счету

08

60

3.1.2.

Учтены расходы на доставку

08

76,60,...

3.1.3.

Введен в эксплуатацию объект основных средств

01

08

3.2. требующие монтажа

3.2.1.

Начислено поставщику за оборудование

07

60

3.2.2.

Оборудование передано в монтаж

08

07

3.2.3.

Списаны затраты на монтаж

08

10,70,69...

3.2.4.

Введен в эксплуатацию объект основных средств

01

08

4. Получены безвозмездно основные средства

4.1.

Приняты к учету основные средства (счет 91)

01

91

4.2.

Приняты к учету основные средства (счет 98)

01

98-2

4.3.

Начислена амотризация основных средств (счет 98)

20 02

98-2 91

5. Получены по договору мены основные средства

5.1.

Реализованы материалы по договору мены

62

91

5.2.

Списана стоимость материалов

91

10

5.3.

Оприходовано основное средство

08

60

5.4.

Произведен зачет стоимости материалов и основного средства

60

62

Ввод в эксплуатацию основных средств осуществляется на основании письменного приказа (распоряжения) руководителя организации.

Далее в бухгалтерии составляют Акт приема-передачи основных средств по формам: № ОС-1, № ОС-1а (для ввода в эксплуатацию зданий и сооружений), № ОС-1б (при одновременном вводе в эксплуатацию нескольких объектов основных средств).

Принятые объекты основных средств учитывают в инвентарных карточках по формам: № ОС-6, № ОС-6а (для группы объектов).

Переоценка - уточнение восстановительной стоимости основных средств с целью приведения к современному уровню рыночных цен.

После переоценки восстановительную стоимость принимают за первоначальную стоимость.

Результатом переоценки является уценка или дооценка стоимости имущества.

Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

Увеличение стоимости объекта основных средств в результате переоценки отражается проводкой:

Дебет 01 «Основные средства»

Кредит 83 «Добавочный капитал» субсчет «Прирост стоимости основных средств в результате переоценки».

Дооценка амортизации:

Дебет 83 «Добавочный капитал»

Кредит 02 «Амортизация основных средств»

Уменьшение стоимости объекта основных средств в результате переоценки отражается проводкой:

Дебет 83 «Добавочный капитал»

Кредит 01 «Основные средства».

Когда фирма продает свои основные средства, бухгалтер зачастую сталкивается с различиями между бухгалтерским и налоговым учетом таких сделок. Эти различия образуются в двух случаях.

1) Бухгалтерская остаточная стоимость реализованного объекта не совпадает с его налоговой стоимостью. Происходит это из-за различий в первоначальной стоимости объектов, в сроках их полезного использования или способах начисления амортизации.

И по мере того как по таким объектам начисляется амортизация, в бухучете накапливаются вычитаемые или налогооблагаемые временные разницы.

2) Основное средство продано с убытком.

При продаже основного средства с убытком нужно прописать в учетной политике, что в бухучете убыток от продажи основных средств относится на счет 91 «Операционные расходы».

Разумеется, руководствуясь в бухучете налоговыми правилами, предприятие завышает балансовую прибыль. А значит, оно вводит в заблуждение тех, для кого размер этого показателя имеет существенное значение, - учредителей и инвесторов. Кроме того, появляется риск, что при проверке налоговики сочтут, что, отступив от требований ПБУ 6/01, бухгалтер допустил грубое нарушение правил учета доходов и расходов.

Получается, что данный способ сближения бухгалтерского и налогового учета, далеко не идеален. Поэтому рекомендуется использовать его лишь в том случае, если убыток от продажи основного средства невелик и существенно не повлияет на размер балансовой прибыли.