logo
Бухгалтерский учет движения основных средств на предприятии и пути его совершенствования (на примере ООО "Компания КонтМТ")

1.2 Понятие, оценка, классификация основных средств и современные особенности их учета

Основные средства представляют собой материально-вещественные ценности, используемые в производственном процессе и с течением времени переносящие свою стоимость на продукцию, производимую с их помощью, путем начисления амортизации.

Правила формирования в бухгалтерском учете организации информации об основных средствах установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н (далее - ПБУ 6/01) [9].

Для принятия активов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств необходимо одновременное выполнение следующих условий:

1) Использование актива в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации. Возможность использования актива в хозяйственной деятельности организации является одним из основных условий для включения его в состав основных средств. 2) Использование в течение длительного времени, т.е. сроки полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. В настоящий момент отменен стоимостный критерий отнесения активов к объектам основных средств. Поэтому к основным средствам относятся предметы независимо от их стоимости, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев.

3) В будущем не предполагается перепродажа актива. Если же организация предполагает его перепродать, то она должна учесть данный актив либо как товар, либо как готовую продукцию.

4) Способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Сроком полезного использования является период, в течения которого использования объекта основных средств приносит доход организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта [25, С.275].

Нельзя не согласиться с Н.П. Кондраковым, что основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннее перемещение и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете суммы амортизации основных средств, точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль над затратами на ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективностью использования [26, С.383].

Для организации учета основных средств, отвечающего поставленным задачам, важное значение имеют следующие предпосылки: классификация основных средств; установление принципов оценки основных средств; установление единицы учета предметов основных средств; выбор форм первичных документов и учетных регистров. В организациях применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой основные средства группируются по следующим признакам отраслевому, видам, принадлежности, использованию. Группировка основных средств по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли. По видам основные средства организаций в соответствии с ОКОФ подразделяются на следующие группы:

- здания и сооружения;

- рабочие и силовые машины и оборудование;

- измерительные регулирующие приборы и устройства;

- вычислительная техника;

- транспортные средства;

- инструмент;

- производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;

- рабочий, продуктивный и племенной скот;

- многолетние насаждения;

- внутрихозяйственные дороги и пр. [28, С.117].

К основным средствам относятся также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организация земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы). Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитического учета. По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся:

- в эксплуатации;

- в запасе (резерве);

- в ремонте;

- в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации;

- на консервации.

В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются:

- на принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);

- находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;

- полученные организацией в аренду;

- полученные организацией в безвозмездное пользование;

- полученные организацией в доверительное управление.

Н.В. Пошерстник отмечает, что единицей учета основных средств является отдельный инвентарный объект, под которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющими вместе одну функцию. Каждому инвентарному объекту присваивают определенный инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе или на консервации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств. Применительно к сложным инвентарным объектам, т.е. включающим те или иные приспособления, обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, как правило, на каждом элементе обозначают тот же номер, что и на основном объединяющем их объекте. Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не ранее чем через пять лет после выбытия. Арендуемые основные средства могут учитываться у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем. Для организации бухгалтерского учета важное значение имеет оценка основных средств. Стоимость основных средств влияет на величину амортизационных отчислений и, соответственно, расходы организации, на оценку обеспеченности обязательств и др. В бухгалтерском учете основные средства могут оценивать различным стоимостям, но чаще применяются первоначальная, восстановительная и остаточная [29, С.43].Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных учредителями в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, является их денежная оценка по договоренности сторон. Первоначальной стоимостью основных средств, пол безвозмездно, считается их текущая рыночная стоимость принятия к учету. Текущая рыночная стоимость определяется основанием цен на аналогичную продукцию изготовителя цен по данным органов Государственной статистики (торговых инспекций) или по экспертным заключениям.

Коммерческая организация может не чаще одного раза в год переоценивать группы однородных объектов основных средств по восстановительной стоимости. Восстановительная стоимость - это стоимость их воспроизводства на определенную дату. Обычно восстановительная стоимость определяется пересчета первоначальной стоимости (либо восстановительной стоимости, если объект уже переоценивался), путем индексации методом прямой (либо экспертной) оценки по документально подтвержденным рыночным ценам.

Нельзя не согласиться с мнением Н.П. Кондракова, что одновременно пересчитываются и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта. Если организация решает переоценить группу основных средств, то это необходимо будет делать регулярно. Результаты проведенной переоценки объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете обособленно. Они не включаются в отчетность предыдущего года [26, С.197]. Для определения остаточной стоимости необходимо из первоначальной (или восстановительной) стоимости вычесть сумму начисленной амортизации основных средств. Именно по этой стоимости они и отражаются в бухгалтерском балансе. Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить выполнение следующих задач:

- формирование фактических затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств к бухгалтерскому учету;

- правильное оформление и своевременное отражение операций по движению (приобретение, внутреннее перемещение, выбытие) объектов;

- контроль за сохранностью объектов, принятых к учету;

- выбор оптимального способа начисления амортизационных отчислений;

- полное исчисление затрат, связанных с поддержанием объектов в рабочем состоянии;

- обеспечение контроля за сохранностью основных средств;

- достоверное определение финансовых результатов от выбытия (продажи) объектов;

- получение информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности.

Первичные учетные документы, которыми оформляются все хозяйственные операции, проводимые организациями, принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а не по документам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, по формам, самостоятельно разрабатываемым организациями, содержащими обязательные реквизиты, предусмотренные действующим законодательством. К обязательным реквизитам первичных учетных документов, в частности, относятся:

- наименование документа (формы);

- код формы;

- дата составления;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

К примерным дополнительным реквизитам, вводимым организациями, можно отнести:

- номер документа;

- адрес организации;

- основание хозяйственной операции, зафиксированной документом;

- др. дополнительные реквизиты, определяемые характером

содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной документированных хозяйственных операций.

А.Е. Суглобов считает, что при изготовлении бланочной продукции на основе унифицированных форм первичной учетной документации допускается внесение изменений в части расширения и сужения граф и строк с учетом значимости показателей, включения дополнительных строк (включая свободные) и вкладных листов для удобства размещения и обработки необходимой информации. Во всех случаях необходимо учитывать, что все вносимые изменения в утвержденные унифицированные формы первичной учетной документации должны оформляться соответствующими организационно-распорядительными документами организации (приказами, распоряжениями, учетной политикой и т. п.) [32, С.68].

Поддерживая мнение И.И. Бочкаревой и Г.Г. Левина необходимо отметить, что первичный бухгалтерский документ - письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации. Хозяйственные операции, не оформленные первичным учетным документом, не принимаются к учету и не подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета. Первичные учетные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по форме, учетной документации [18, С.282]. Постановлением от 21 января 2003 года № 7 «06 утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» Госкомстат РФ утвердил унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, которые распространяются на организации всех форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации [17]. Исключение составляют кредитные и бюджетные учреждения.

Регистром синтетического учета основных средств является журнал-ордер №13. Для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию, а также при выбытии объектов из состава основных средств предусмотрены следующие документы:

- акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма ОС-1);

- акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма ОС-1а);

- акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма ОС-1б).

Акты утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту должна быть приложена техническая документация, относящаяся к данному объекту основных средств. Аналитический учет ведется в инвентарных карточках. Данные приема и исключения объекта из состава основных средств вносятся в инвентарную карточку либо книгу учета объектов основных средств (формы ОС-6, ОС-6а, ОС-6б). Очень часто объекты основных средств перемещаются внутри организации из одного структурного подразделения в другое. Для оформления и учета таких перемещений применяется накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма ОС-2). Накладная выписывается передающим подразделением в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарную карточку либо книгу учета объектов основных средств (формы ОС-6, ОС-6а, ОС-6б). Оформление и учет приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации оформляется актом о приеме-передаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма ОС-3). Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма ОС-6). В соответствии с п. 68 «Методических указаний по учету основных средств» в целях организации контроля за своевременным получением основных средств из ремонта, инвентарные карточки по этим объектам в картотеке рекомендуется переставлять в группу «Основные средства в ремонте» [20]. При поступлении объекта основных средств из ремонта производится соответствующее перемещение инвентарной карточки. Списание пришедших в негодность объектов основных средств также оформляется документально. Для этих целей применяются следующие документы:

- акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма ОС-4);

- акт о списании автотранспортных средств (форма ОС-4а);

- акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма ОС-4б).

Акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом. В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Для правильного использования основных средств и их сохранности, каждому объекту присваивается инвентарный номер, на весь период эксплуатации и при выбытии объекта, другому объекту не присваивается. На каждый объект открывается инвентарная карточка, в которой ведется аналитический учет основных средств, она должна вестись в двух экземпляров (один - в бухгалтерии, второй - в подразделении). В карточках указывается первоначальная стоимость объекта, предполагаемая срок службы, материально ответственное лицо характерного объекта. И все данные о движении, в том числе реконструкции и модернизации [29, С.83]. В соответствии с ПБУ 6/01 предприятие имеет право начислять амортизацию. Стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, погашается посредством начисления амортизации. Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).Объекты основных средств со стоимостью не более 20 000 рублей за единицу разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. Способ начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств определяется учетной политикой предприятия и производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. ПБУ 6/01 «Учет основных средств» определены следующие способы начисления амортизации:

- линейный способ; - способ уменьшаемого остатка; - способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; - способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) [9]. При том нельзя не согласится с мнением С.П. Суворова, что начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств в течение отчетного года производится ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 исчисленной годовой суммы. Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашению стоимости объекта или выбытия объекта. Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на счете 02 (П) «Амортизация основных средств». Начисление амортизации ОС производится ежемесячно в размере 1/12 годовой нормы амортизационных отчислений и отражается бухгалтерскими проводками:

Дебет счета 20 «Основное производство», или Дебет счета 23 «Вспомогательные производства», или Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы», или Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы», или Дебет счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» [31, С.85].

Аналитический учет амортизации основных средств ведется в ведомостях.

Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах: 01 «Основные средства» (активный); 02 «Амортизация основных средств» (пассивный); 91 «Прочие доходы и расходы» (активно-пассивный).

Счет 01 «Основные средства» предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации и правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.

Стоимость основных средств, поступивших в качестве вклада и уставный капитал, оформляют бухгалтерскими записями: Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями»

Дебет счета 01 «Основные средства»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

А.Е. Суглобов считает, что основные средства, приобретенные за плату у других организаций и лиц, а также созданные в самой организации, отражают по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложение во внеоборотные активы» [32, С.96].

Н.А. Каморджанова считает, что безвозмездно принятые основные средства приходуют по дебету счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 98 «доходы будущих периодов», субсчет 98/2 «Безвозмездные поступления». Стоимость безвозмездно полученных основных средств по мере начисления амортизации по ним списывается с субсчета 98/2 «Безвозмездные поступления» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

По безвозмездно принятым основным средствам составляются следующие бухгалтерские записи:

При выбытии основных средств накопленная амортизация по объекту списывается в уменьшение его первоначальной стоимости. При этом дебетуют счет 02 «Амортизация основных средств» и кредитуют счет 01«Основные средства». При выбытии основных средств вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». Кроме того, по дебету счета 91 отражают все расходы, связанные с выбытием основных средств, а по кредиту - все поступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, лома, утиля, полученных при ликвидации объектов, и др.). Таким образом, на счете 91 «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки» [24, С.209].

Бухгалтерские записи по списанию основных средств:

При продаже основных средств их продажную стоимость отражают по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчикам и (или) 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно остаточную стоимость основных средств списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91«Прочие доходы и расходы», а сумму амортизации по проданным основным средствам - в дебет счета 02 «Амортизация основных средств» и кредит счета 01«Основные средства». В дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» списывают также НДС по основным средствам (с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам») и расходы по продаже основных средств с кредита счетов 23 «Вспомогательные производства» и др. При безвозмездной передаче основных средств их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 «Основные средства» и дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», а сумму амортизации с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке и др. по безвозмездно передаваемым объектам отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита соответствующих расчетных и других счетов. Финансовый результат от безвозмездной передачи основных средств списывают со счета 91 «Прочие доходы и расходы» на счет 99 «Прибыли и убытки» [24, С. 204].

Нельзя не согласиться с мнением ряда авторов, М.Л. Макальской и А.Ю. Денисовой, что основные средства, переданные в счет вклада в уставный капитал (фонд) других организаций на счет вклада в общее имущество по договору простого товарищества, списывают по остаточной стоимости в дебет счета 58 «Финансовые вложения» с кредита счета 01 «Основные средства», а сумму амортизации по переданным основным средствам - с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Дополнительные расходы, связанные с передачей основных средств, списывают в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита соответствующих счетов. Разница между согласованной оценкой вклада (которая должна быть отражена по счету 58 «Финансовые вложения») и остаточной стоимостью основных средств, переданных в счет вклада в уставный капитал организации, отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве операционного дохода или расхода. При этом если согласованная оценка превышает остаточную стоимость основных средств, то сумму разницы дебетуют счет 58 «Финансовые вложения» и кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы». Если согласованная оценка ниже остаточной стоимости, то разницу отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 58 «Финансовые вложения» [28, С.153].

Н.П. Кондраков считает, что основные средства, внесенные по договору простого товарищества, оценивают по балансовой стоимости на дату вступления договора в силу. По окончании отчетного периода (месяца, квартала) определяют разность между дебетовыми и кредитовыми оборотами по каждому субсчету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и списывают ее на счет 99 «Прибыли и убытки». Превышение дебетового оборота над кредитовым отражают по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», а превышение кредитового оборота над дебетовым - по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки» [26, С.297].

основные средства бухгалтерский учет

2. Состояние бухгалтерского учета движения основных средств в ООО «Компании КонтМТ»

2.1 Оганизационно-экономическая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Компания КонтМТ», именуемое в дальнейшем ООО «Компания КонтМТ», создано в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ в ред от 27.12.2009(с изм. и доп. вступившими в силу 01.01.2010) Управление предприятием осуществляется в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации и Уставом предприятия.

ООО «Компания КонтМТ» действует на основании Устава (приложение 1). Устав - нормативный документ, в котором содержатся общие положения по внутренней организации деятельности (включая, порядок взаимоотношений с третьими лицами, организацию работы руководящих органов, голосование и т.п.), определяет наименование, местонахождение, порядок формирования, компетенция руководящих органов, условия реорганизации и прекращения деятельности и другие пункты, не противоречащие законодательству. ООО «Компания КонтМТ» зарегистрировано в Московской Регистрационной палате, в реестре за №002.053.889 от 20 августа 2009 года.

ООО «Компания КонтМТ» является юридическим лицом, которое имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Место нахождения ООО «Компания КонтМТ»: РФ, г. Москва, ул. Южнобутовская, д.53. По данному адресу размещается исполнительный орган общества - Генеральный директор.Почтовый адрес общества: 113623,г.Москва, 1-ая Горловская, д.4

Общество является коммерческой организацией и преследует в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Основными видами деятельности ООО «Компания КонтМТ» в соответствии со статьей 4 Устава (приложение 1) являются:

- производство специальной тары;

- швейное производство;

- текстильное производство;

- производство продукции промышленно-технического назначения.

Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Полномочия высшего органа общества осуществляет участник общества единолично. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единолично исполнительным органом общества - директором, который подчинен участнику общества. Общество самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность, а также социальное развитие коллектива. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями продукции и услуг, а также поставщиками материально-технических и иных ресурсов. Реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг осуществляются по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно.

Органы управления ООО «Компания КонтМТ» схематично изображены на рис.1.

4

Размещено на http://www.allbest.ru/

26

Рис. 1 -- Схема органов управления ООО «Компания КонтМТ»

Географически ООО «Компания КонтМТ» расположена в Москве. Это даёт предприятию определённые преимущества:

- наличие сравнительно развитой инфраструктуры (дороги, сети телекоммуникаций и др.);

- наличие сравнительно высококвалифицированных кадров;

- средняя зарплата ниже, чем в Москве, что снижает себестоимость выпускаемой продукции;

- продукция ориентирована практически исключительно для российских потребителей.

В ООО «Компания КонтМТ» бухгалтерский учёт осуществляет структурное подразделение - бухгалтерия, возглавляемая главным бухгалтером в лице Карпухиной Е.В. Обязанности возлагаются на главного бухгалтера в соответствии с «Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ» и статьей 7 «Федерального Закона «О бухгалтерском учете в РФ». Все бухгалтерские и финансовые документы подписываются генеральным директором и главным бухгалтером. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств с учетом требований Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995г. №49 один раз в отчетный год.

В своей деятельности бухгалтерия должна руководствоваться Положением о бухгалтерской службе, утвержденным Генеральным директором, в котором определены основные задачи и функции бухгалтерской службы. Но к сожалению такое положение отсутствует в организации, что можно отнести к недостаткам ведения учета.(приложение 2) Главный бухгалтер несет ответственность за методологию бухгалтерского учета, обеспечивает контроль и своевременное отражение хозяйственных операций в форме бухгалтерских проводок в соответствии с рабочим планом счетов, анализирует и обобщает информацию, составляет баланс и отчетность и представляет их в установленные сроки в контролирующие организации. Бухгалтерия ООО «Компания КонтМТ» состоит из подразделений, подчинённых главному бухгалтеру: общего, расчетного и производственного отдела, материальной группы. В состав бухгалтерии входят работники: главный бухгалтер, заместители главного бухгалтера, бухгалтеры-экономисты, бухгалтеры-кассиры.

Рис. 2 - Структура бухгалтерии предприятия ООО «Компания КонтМТ»

С бухгалтером-кассиром должен быть заключен договор о полной материальной ответственности. Содержание служебных обязанностей разрабатывается главным бухгалтером для всех учетных работников и утверждается руководителем предприятия. На предприятии не разработаны и не утверждены должностные инструкции всех работников бухгалтерии, с которыми все работники ознакомлены под роспись, что тоже можно отнести к недостаткам ведения бухгалтерского учета на предприятии. (приложение 3)

Приказом генерального директора ООО «Компания КонтМТ» №41 от 29.12.2009г. в целях обеспечения правильной организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете от 21.11.1996г. №129-ФЗ; «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утвержденным Приказом Минфина РФ №34н от 29.07.1998г.; «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина РФ от 11.03.2009 г. №22н (Приложение 4).

Утвержденная приказом руководителя учетная политика сформирована главным бухгалтером предприятия с учетом целей как бухгалтерского, так и налогообложения. Налоговый учёт на предприятии ведётся в соответствии со статьями 313-333 главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» на основе данных первичных документов бухгалтерского учёта. Главный бухгалтер обеспечивает контроль за исполнением учетной политики, за движением активов, формированием доходов и расходов, выполнением обязательств и отражением на счетах бухгалтерскою учета хозяйственной оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности, проведение (совместно с другими службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов организации. Реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики, на исследуемом предприятии, позволяет оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности.

В учетной политике ООО «Компания КонтМТ» для целей бухгалтерского учета указывается, что основанием для записей в регистрах бухгалтерского учёта являются первичные учётные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчёты, которые оцениваются в денежном выражении путём суммирования производственных расходов в рублях и копейках. На предприятии применяются унифицированные формы первичной учётной документации в соответствии с постановлениями Госкомстата России.

Учет в ООО «Компания КонтМТ» это: сбор информации о хозяйственной деятельности предприятия; ее обработка и выдача в понятной форме соответственно поставленным целям - в виде отчетов. Нормы бухгалтерского учета, установленные нормативными актами (документами) разных уровней, в ООО «Компания КонтМТ» используют при организации бухгалтерского учета, при выборе вариантов учетной политики, которую можно считать продолжением бухгалтерских норм для ООО «Компания КонтМТ». Компьютеризация позволяет выполнять рутинную, но ответственную работу. Бухгалтер в ООО «Компания КонтМТ» только вводит информацию в первичные документы. Все остальное делают компьютеры: обрабатывают, регистрируют документы, делают учетные записи на основании документов, а затем формируют отчеты.

Первичные документы могут поступать на предприятие извне, а могут составляться в бухгалтерии или других подразделениях. Но независимо от места составления, все первичные документы поступают в бухгалтерию. В организации не утвержден перечень работников, которые наделены правами подписи первичных документов.

Каждый первичный документ бухгалтерия предприятия тщательно проверяет:

­ по сути - соответствует ли первичный документ свершившемуся факту и действующему законодательству,

­ по форме - все ли необходимые реквизиты правильно заполнены, является ли это заполнение четким и качественным, своевременно ли оформлен документ и подан в бухгалтерию;

­ арифметически - правильно ли выполнены арифметические действия в документе.

Неправильно оформленные документы бухгалтерия предприятия не принимает - их надо составить заново. Такая тщательная проверка необходима, так как только правильно оформленные документы имеют юридическую силу.

Движение документов в учётном процессе от момента их составления до завершения использования и сдачи в архив представляет собой документооборот. Согласно учетной политике главный бухгалтер обеспечивает контроль и отражение на счетах всех хозяйственных операций, предоставление оперативной и результативной информации в установленные сроки по схеме документооборота (Приложение СХЕМА ДОКУМЕНТООБОРОТА 5). На каждую группу документов должен составляться в приложении к учетной политике свой график документооборота, в котором указываются стадии документооборота, а также ответственные лица и исполнители на каждой стадии. В ООО «Компания КонтМТ» график документооборота не разработан.