2.2 Графический метод в анализе безубыточности
Порог рентабельности (точка безубыточности) -- это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам. То есть это тот объем продаж, при котором хозяйствующий субъект не имеет ни прибыли, ни убытка.
На практике для вычисления точки безубыточности используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.
1. При графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика "затраты - объем производства - прибыль". Последовательность построения графика заключается в следующем:
- на графике строится линия постоянных затрат (FC), для чего проводится прямая, параллельная оси абсцисс;
- на оси абсцисс выбирается какая-либо точка, то есть какая-либо величина объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитывается величина совокупных затрат (постоянных и переменных). Строится прямая ТС на графике, отвечающая этому значению;
- вновь выбирается любая точка на оси абсцисс и для нее находится сумма выручки от реализации. Строится прямая (TR), отвечающая данному значению.
Изображенная на рисунке 1 точка безубыточности (порог рентабельности) - это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат.
Рисунок 1 - Графическое представление точки безубыточности
Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю.
Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производств (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше - получает прибыль.
- Введение
- 1. Теоретические основы рассматриваемой проблемы
- 1.1 Сущность, роль и значение анализа взаимосвязи "затраты - объем -- прибыль"
- 1.2 Ограничения и допущения анализа безубыточности
- 1.3 Директ-костинг как основа анализа безубыточности
- 2. Современное состояние анализа безубыточности
- 2.1 Краткая финансово-экономическая характеристика предприятия
- 2.2 Графический метод в анализе безубыточности
- 2.3 Метод уравнений в анализе безубыточности
- 3. Перспективы использования анализа безубыточности
- 3.1 Система управления издержками предприятия в рамках CVP-подхода
- 3.2 Использование маржинального анализа в принятии управленческих решений