Ведение бухгалтерского учёта для ТОО "Петробайс"

отчет по практике

1.3 Бизнес процессы предприятия

Одним из основных факторов прозрачности управления предприятием розничной торговли является представление его в виде сети бизнес-процессов. Поскольку каждая организация или система создаются для того, чтобы достигать определенных целей.

Бизнес-процесс - это процесс, для которого можно определить одну или несколько точек входа (входные данные и условия, необходимые для начала процесса), измеряемые цели, алгоритм достижения этих целей (четко определенная последовательность шагов и этапов, их описание и документирование), одну или несколько точек выхода, обязанности и ответственность всех участников процесса, взаимодействие между ними и другими заинтересованными лицами (руководство, заказчики, контролирующие органы и т.п.). От эффективности бизнес-процессов напрямую зависит конкурентоспособность и прибыльность компании. Бизнес-процесс должен быть:

1) описанным;

2) оптимальным;

3) действительно выполняться согласно описанию.

Именно от этого зависят результаты работы компании, в том числе и финансовые [13].

Процессы организации могут быть разделены на три основных типа по характеру деятельности и создаваемому продукту: основные процессы, вспомогательные процессы, процесс управления организацией.

К основным процессам организации, как правило, относят процессы производства, сбыта и снабжения. К основным следует относить процессы, добавляющие ценность продукции для потребителя. Примерами таких процессов являются: маркетинг, закупки, производство, хранение, поставка продукции, сервисное обслуживание и другие, связанные с продукцией.

Вспомогательные процессы напрямую не добавляют стоимости и являются затратными. К ним относят:

1) подготовка кадров;

2) сервисное обслуживание оборудования;

3) обеспечение связью, IТ-обеспечение;

4) административно-хозяйственное обеспечение;

5) финансовое и бухгалтерское обеспечение деятельности организации;

6) обеспечение безопасности;

7) другие процессы.

Приведенный список процессов не является исчерпывающим или обязательным. Каждая организация решает для себя сама, какие процессы стоит выделять для ее нормального функционирования.

Управление организацией в ряду процессов стоит отдельно. Согласно рекомендациям многих источников по процессному подходу, в каждой организации должны быть выделены процессы управления, планирования, улучшения, коммуникации и т.д. Выделение в качестве объекта описания так называемых управления деятельностью требует измерения их результативности и эффективности.

В аппарат управления обычно входят следующие подразделения с их функциями:

1) отдел стратегического развития (функции - определение проектов стратегических целей организации, составление проектов долгосрочных планов, контроль и анализ их выполнения и т.д.);

2) планово-экономический отдел (функции - разработка проектов текущих планов организации, расчет плановых технико-экономических нормативов, экономический анализ мероприятий, программ и бизнес-планов, контроль за выполнением плановых показателей подразделений и т.д.);

3) административный отдел (функции - подготовка и выпуск организационно-распорядительных документов, веден об структуры предприятия, канцелярия и делопроизводство в масштабах всей организации, организационные вопросы функционирования директората и т.д.);

4) другие службы или помощники (референты) генерального директора по специфическим видам деятельности.

После перечисления функций процесса управления что выделение и описание отдельного процесса управления небольшой (до 300-500 работников) организации, тоже может быть нецелесообразным. Отнесение планового отдела к аппарату управления может рассматриваться в качестве одного из возможных вариантов. В более простых случаях можно обойтись без описания процесса управления [15].

Бизнес- процессы ТОО "Петробайс"

При внедрении процессного подхода к управлению одной из важнейших задач является регламентация существующих в организации бизнес документирование (регламентация) процесса означает создание документации, определяющей ход, результаты процесса и порядок управления процессом. Документирование процессов организации должно осуществляться на основе определенных внутренних стандартов. Регламентируемый процесс должен иметь одного или нескольких владельцев, целиком отвечающего за его выполнение и полученные результаты. Основной их обязанностью является управление каждым процессом [16].

Владельцем процесса в ТОО "Петробайс" являются Круглова О.В., которая занимают должность менеджера предприятия. Владелец бизнес-процесса имеет в своем распоряжении ресурсы, необходимые для выполнения процесса.

К основным бизнес - процессам, протекающим в ТОО "Петробайс" относятся:

1) продажа товаров;

2) закупка товаров;

3) оказание и выполнение строительных работ.

К вспомогательным бизнес-процессам относятся:

4) управление оказанием услуг;

5) управление персоналом (набор, обучение, аттестация);

6) управление запасами;

7) административно-хозяйственное обеспечение;

8) финансовое и бухгалтерское обеспечение деятельности ТОО.

Назначением 3 типа бизнес-процесса является управление деятельностью ТОО "Петробайс".

Определив, какие типы процессов нужны для организации и выделив эти процессы, можно переходить к построению системы управления ими.

Закупка товаров - это сбор, учет, обработка заказов на материальные ресурсы, выбор поставщиков, размещение заказов, оплата и контроль оплаты. В случае необходимости - возврат товаров поставщикам.

Процесс подразделяется на ряд этапов (таблица 1.1):

1) обработка и учет заявок на материалы ТОО "Петробайс", в процессе чего заявки, поступающие от менеджеров, группируются по типам и видам товаров, срокам исполнения, потенциальным поставщикам и т.д.

2) выбор выгодных поставщиков для размещения заказов на материалы. Основными критериями здесь являются, во-первых, цена и качество продукции, во-вторых, длительность отношений с поставщиком, в-третьих - географическое расположение. Также менеджер учитывает ключевой показатель - реализуемость товаров данного поставщика.

3) учет договоров на поставку материалов. В Договорах определяются сроки поставок и платежей за ресурсы. Оговариваются особые условия поставок и оплаты (транспорт, вид отгрузки и оплаты) и т.д.

4) учет и контроль исполнения поставок. Этот этап предусматривает учет поступающих как приходных товарных, так и расходных финансовых документов, контроль их соответствия договорным условиям. Менеджер ТОО "Петробайс" дает распоряжение на оприходование материалов на склад в том случае, если приходные документы выполнены в соответствии с действующими договорами.

5) учет возврата материалов поставщикам. Этот этап выполняется в случае несоответствия поставленных ресурсов условиям договоров. На возвращаемые ресурсы оформляются возвратные товарные документы.

Таблица 1.1 Бизнес-процесс закупка товаров

Владелец процесса

Процесс

Подпроцесс

Вход процесса

Выход процесса

Менеджер

Закупка материалов

1) Обработка и учет заявок;

2) Выбор поставщиков;

3) Заключение договоров на поставку;

4) Учет и контроль исполнения поставок и оплат;

5) Учет возврата материалов.

1) Пороговые уровни запасов;

2) Заявки от специалистов;

3) Информация о поставщиках;

4) Счета от поставщиков;

5) Товарные документы от поставщиков.

1) Платежи поставщикам;

2) Возвратные документы поставщикам.

Управление запасами - определение оптимальных структур и объемов запасов, оперативные учет и контроль уровня запасов на складах материальных ресурсов и продукции.

В процесс входят следующие этапы:

1) оприходование материалов от поставщиков. Регистрация, в которых фиксируются операции по оприходованию и списанию материалов и товаров происходит на ТОО "Петробайс" (таблица 1.2).

2) учет и контроль внутреннего перемещения товарно-материальных ценностей ТОО "Петробайс".

3) инвентаризация материальных запасов. Оформляются ведомости инвентаризации, акты списания недостач и оприходования излишков.

4) учет и контроль товарных запасов. Анализ динамики запасов товарно-материальных ценностей по их объему и структуре, определение как оптимальных, так и пороговых уровней запасов. Оперативная информация позволяет оценить объем замороженных в запасах финансовых средств.

Таблица 1.2 Бизнес-процесс управление запасами

Владелец процесса

Процесс

Подпроцесс

Вход процесса

Выход процесса

Менеджер

Управление

запасами

1) Оприходование товаров

от поставщиков;

2) Учет и контроль внутренних перемещений

товаров;

3) Инвентаризация

товарных запасов;

4) Учет, контроль и анализ товарных запасов

Распоряжение на оприходование

Пороговые

уровни запасов.

Процесс относится к вспомогательным бизнес-процессам, так как Назначением процесса "управление запасами" является обеспечение деятельности основных процессов. А результатом процесса является предоставление ресурсы для основных процессов, то есть для продажи. Управление оказанием услуг - непосредственная работа с клиентами по предоставлению им услуг, а также оптимальное составление штатного расписания работников. Управление персоналом - это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению управления в труде определенного качества и количества. Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально-психологического, неформального характера.

Делись добром ;)