Документальное оформление и учет движения товаров на оптовых предприятиях

курсовая работа

1.1 Цели, задачи и основные принципы учета в оптовой торговле

На сегодняшний день торговля является едва ли не самым распространенным видом предпринимательской деятельности. В этой сфере заняты все существующие малые предприятия и подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Резкий подъем данного сектора экономики привел в торговлю миллионы людей, ранее сталкивавшихся с ней только в роли покупателей.

Торговая деятельность является весьма специфическим видом деятельности. Она всегда и везде привлекала и привлекает пристальное внимание государства. С одной стороны торговля затрагивает интересы всех без исключения граждан, и эти интересы требуют законодательной защиты, а с другой стороны - это основная сфера налично-денежного обращения, которое тоже требует государственного регулирования и контроля, как с точки зрения его влияния на общее состояние экономики страны, так и с чисто фискальных позиций обеспечения значительной доли бюджетных поступлений.

Нельзя продать, что угодно и как угодно. Принимая от покупателя деньги или передавая ему товар, продавец принимает на себя вполне определенные обязанности и несет ответственность за их надлежащее исполнение. Одновременно у продавца возникают обязанности и перед государством по уплате соответствующих налогов и иных обязательных платежей в бюджет, за ненадлежащее исполнение которых он может понести финансовую, административную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.

Торговля как отрасль экономики представляет собой вид хозяйственной деятельности, состоящий в продвижении товара от производителя к потребителю. Согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 51303-99 "Торговля - термины и определения" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта от 11 августа 1999 г.) торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей продажей товаров и оказанием услуг покупателям. Содержание хозяйственной деятельности организации, занимающейся торговлей, состоит из следующих процессов:

- заготовление товаров;

- подготовка товаров к продаже;

- продажа товаров.

Сегодня огромное количество законодательных актов и нормативных документов регламентирует буквально каждый шаг торговых организаций. Но ни в одном из них нет четкого и ясного определения понятия оптовой торговли.

Согласно статье 506 Гражданского Кодекса РФ взаимоотношения между продавцом и покупателем регулируются на основании заключенного договора поставки. По договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, несвязанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием [3, с. 175].

Таким образом, на основании вышеприведенных определений, критерием отнесения торговли к оптовой является не способ оплаты товара и количество приобретаемого товара, а вид покупателя (юридические лица) и характер использования товара (для предпринимательских целей, т.е. в производстве или для перепродажи).

Целью бухгалтерского учета вообще и в торговле в частности, является формирование информации для внутренних и внешних пользователей.

Заинтересованными внешними пользователями информации считаются юридические и физические лица, имеющие потребность в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для понимания, оценки и использовании этой информации. Это сторонние пользователи с прямым и непрямым финансовым интересом: реальные и потенциальные инвесторы, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом.

Пользователи с прямым финансовым интересом - это реальные и потенциальные инвесторы, банки, поставщики основных средств и производственных запасов и другие кредиторы. Данная категория пользователей допускается только до информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности. Сторонних пользователей с непрямым финансовым интересом, можно назвать одним словом - государство, в лице:

ФНС РФ, ПФР, Госкомстат и др. Причем, налоговики, аудиторы имеют право затребовать всю учетную информацию, необходимую для проверки правильности уплаты федеральных, региональных и местных налогов.

Сторонние пользователи, имеющие право на использование всей или части внутренней учетной информации, обязаны хранить коммерческую тайну предприятия. Остальные сторонние пользователи информации используют в основном данные бухгалтерской отчетности (Приложение 1,2).

Таким образом, каждому из перечисленных пользователей необходима своя информация, в зависимости от специфики пользователя. Но вместе с этим, им необходима и общая информация, например о способности организации воспроизводить денежные средства и аналогичные активы,

времени и последовательности их поступления.

Внутренние пользователи - это администрация предприятия: совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений. Состав информации, необходимый для перечисленной категории пользователей, определяется на основании:

- соответствия функциям работника;

- стоимости информации;

- необходимости соблюдения коммерческой тайны.

Формирование информации о финансовом положении организации, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении, необходимо широкому кругу заинтересованных лиц для принятия обоснованных решений, как видно из перечисленных выше категорий пользователей.

Так как в основе хозяйственной деятельности оптового торгового предприятия лежат процессы приобретения, хранения и реализации товаров, то основными целями бухгалтерского учета в торговле являются:

- контроль за сохранностью товаров;

- своевременное представление руководству предприятия информации о товарообороте и валовом доходе;

- о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.

Для достижения вышеперечисленных целей, по мнению Николаева Г.А. и Блицау Л.П. решается комплекс бухгалтерских задач:

- проверка правильности документального оформления товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;

- контроль за товарным запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;

- контроль за финансовыми показателями (размер прибыли, источники поступления средств и порядок их расходования, оборотные средства, капитальные вложения, отчисления от прибыли и т.д.), за правильностью расчетов с поставщиками и покупателями, за своевременным поступлением платежей в бюджет, за правильностью использования банковских кредитов;

- учет расходования фонда заработной платы, выявление соотношения между ростом эффективности труда и средней заработной платой;

- выявление возможности для снижения издержек обращения и повышения рентабельности производства;

- контроль за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств. Он достигается путем четкого разграничения материальной ответственности должностных лиц за вверенные им ценности, а также путем проведения своевременной и качественной инвентаризации и ревизии.

Указанные задачи бухгалтерского учета на оптовом предприятии могут быть выполнены при условии правильной организации самого учета. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отставание учета, запаздывание представления отчетности и другой информации. Недостоверная, несвоевременная информация препятствует повышению экономической эффективности деятельности оптовых предприятий торговли.

Запаздывание предоставления отчетности, в частности в органы ФНС, влечет дополнительные расходы (штрафы), а также более пристальное внимание этих органов. Недостатки в организации учета приводят к его запутанности, созданию условий для хищений материальных ценностей и других злоупотреблений, увеличению расходов на содержание учетного персонала (раздувание штатов).

бухгалтерский учет документальный синтетический аналитический

Делись добром ;)