Анализ и учет товарооборота торгового предприятия ООО "Волгаконтракт"

дипломная работа

1.2 Особенности производственного процесса на торговом предприятии и процесса планирования

Производственный процесс в магазине представляет собой совокупность взаимосвязанных и последовательных операций, обеспечивающих доведение товаров до конечных потребителей с полным качеством при наименьших затратах труда и высоком уровне торгового обслуживания. Операцией называется часть технологического процесса, выполняемая работниками с помощью совокупности способов и приемов.

Производственные операции магазина включают разгрузку, транспортировку товаров, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже, продажу.

Все технологические операции магазина условно можно подразделить на основные и вспомогательные.

К основным относятся: операции, связанные с продажей товаров и обслуживанием покупателей, отбор, отмеривание, расчет за товары и так далее.

Вспомогательные операции включают приемку товаров по количеству и качеству, распаковку, доставку в кладовые, хранение, подготовку к продаже, доставку в торговый зал, размещение и выкладку товаров в торговом зале, организацию хранения и сдачу тары.

На технологический процесс магазина влияет ряд факторов. Важнейшими из них являются уровень развития торговли, объем и структура товаров народного потребления, степень их подготовленности к продаже, методы продажи, состояния товарных запасов, система товароснабжения, тип, размер торгового предприятия, степень его хозяйственной самостоятельности.

Под влиянием этих факторов формируется структура и последовательность технологических операций магазина.

В торговой практике сложилось три основные схемы технологических процессов.

Первая схема включает приемку товаров по количеству и качеству, подачу их сразу же в торговый зал для продажи. Она наиболее прогрессивна и возможна только при поставке товара в таре- оборудовании, полностью подготовленной к продаже, что исключает из технологического процесса самые трудоемкие операции.

Во второй схеме технологический процесс, включает приемку, хранение и продажу товаров. В данном случае возникает необходимость в специальных помещениях для хранения.

Наиболее сложный и менее экономичной является третья схема, при которой, товары поступившие в магазин, требуют предварительной подготовки к продаже.

При любой из схем весь технологический процесс можно разделить на этапы.

Первый этап - операции с товарами до предложения их покупателям в торговом зале: приемка и подготовка их к продаже, создание требуемого режима хранения.

Второй этап - операции, связанные с непосредственным обслуживанием покупателей. Это наиболее ответственный участок технологического процесса. Здесь на высоком уровне должна быть осуществлена демонстрация товаров в действии, помощь в выборе, квалифицированная консультация. Особенность этого этапа заключается в том, что при выполнении операций работники магазинов не только должны иметь профессиональные навыки обращения с людьми, но и хорошо изучить психологию покупателя.

Третий этап - операции по оказанию дополнительных услуг: раскрой тканей, прием предварительных заказов, подгонка по фигуре швейных изделий купленных в магазине.

Все операции технологического процесса взаимосвязаны, должно выполняться в четкой последовательности.

Важнейшими принципами организации внутри магазинного технологического процесса являются:

- Комплексный подход к определению рациональной схемы технологического процесс для конкретного магазина;

- Соответствие технологии работы магазина современному научно- техническому уровню развития торговли, достижением отечественного и зарубежного опыта;

- Экономическая эффективность принятой технологической схемы работы магазина, обеспечивающая рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- Создание условий для полной сохранности товаров и их потребительной стоимости;

- Сокращение применения ручного труда и повышение эффективности использования торгово-технологического оборудования.

Метод продажи является фактором, определяющим содержание и последовательность операций технологического процесса. Это должно быть учтено при проектировании технологических схем планирования магазина, размещение функциональных помещений.

Внедрение прогрессивных методов доставки и продажи товаров обуславливает особое требование к устройству входов и выходов магазинов, разгрузочных площадок, дебаркадеров, прочности покрытия пола.

Основными направлениями рационализации технологического процесса магазинов является широкое внедрение прогрессивных методов продажи товаров и обслуживания покупателей, разработка рациональных схем технологической планировки, повышения уровня технологического оснащения, обеспечение бесперебойного снабжения товарами, их рациональное размещение и выкладка, совершенствование работы узлов расчета.

Приемка товаров в магазине является важнейшей составной частью технологического процесса. Она осуществляется материально ответственными лицами в соответствии с инструкциями о порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству.

Правила, установленные этими инструкциями, применяются во всех случаях, когда иной порядок не предусмотрен стандартами, особыми условиями поставки, другими обязательными нормативными документами.

Товары в магазине принимают по качеству и количеству.

В зависимости от способа доставки и упаковки товара определяется технологии приемки.

Приемку товаров по количеству при доставке незатаренного товара, товара в открытой таре, а также по весу брутто и количеству мест производят сразу же в момент доставки их в магазин.

Ели товар доставлен в исправной таре, кроме проверки веса брутто и количества тарных мест, магазин вправе потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто и количества единиц в каждом месте.

Если товар в поврежденной таре, то проверку веса нетто и количества тарных единиц в каждом месте магазин проводит одновременно с приемкой по массе брутто и количеству мест в момент получения товара от поставщика.

Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству товарных единиц в каждом месте принимают одновременно со вскрытием тары, но не позднее двадцати четырех часов по скоропортящимся и десяти дней по не скоропортящимся товарам с момента их поступления.

Приемку товаров по количеству производят путем сопоставления данных сопроводительных фактов с фактическим наличием товаров. Если сопроводительные документы отсутствуют, то товары принимают по фактическому наличию на основе составленного акта, в котором указывают какие документы отсутствуют.

При поступлении товаров, вес которых нельзя проверить, необходимо в момент получения принять их по весу брутто, а после продажи товаров проверить вес тары. Результаты проверки оформляют актами. Акт о массе тары должен быть составлен не позднее десяти дней, после ее освобождения, а из под влажных товаров немедленно, после ее освобождения. При обнаружении в процессе приемки недостачи магазин должен дальнейшую приемку приостановить, поступившую партию товара хранить отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей, обеспечить их полную сохранность.

О выявлении недостачи составляют акт за подписями лиц, принимавших товар. Магазин обязан по скоропортящимся товарам немедленно, после обнаружения недостачи, по остальным не позднее двадцати часов направить поставщику по телеграфу или телефону вызов- уведомление. В нем указывают наименование продукции, номер счета- фактуры, характер недостачи, состояние пломб, а также количество недостающей продукции.

Для осуществления контроля за своевременным завозом товаров в магазин в торговом отделе открываются специальные карточки на каждого поставщика с указанием конкретных объемов, сроков поставки, сроков согласования спецификаций и форм отгрузки.

В этих карточках ведется также учет фактического завоза товаров, что позволяет сопоставить фактические показатели с плановыми, оценить выполнение плана завоза и принять конкретные меры по улучшению товароснабжения магазина.

На основании карточек учета поступления товаров товароведом совместно с заведующим отдела, секцией, филиалом составляется график завоза по каждой группе товаров на месяц, квартал.

По истечении месяца на основании данных бухгалтерской и статистической отчетности осуществляется текущий анализ хозяйственной деятельности. Этот анализ является средством оперативного контроля за выполнением плановых показателей магазина по всем направлениям хозяйственной деятельности. По результатам текущего анализа разрабатываются мероприятия по устранению выявленных недостатков в организации торговли, выполнении планов.

Основной функцией торговли является реализация товаров. Однако для обеспечения конкурентоспособности с развитием рынка торговые организации должны оказывать ряд дополнительных сопутствующих реализации товаров услуг, связанные с доведением товаров до конечного потребителя. К этим функциям относятся следующие: маркетинговые исследования, изучение покупательского спроса на товары, консультационные услуги покупателям в выборе товаров, оказание дополнительных сервисных услуг по доставке купленных товаров "на дом" покупателю, прием заказов на товары, отсутствующие в продаже и другие. Объем и характер выполняемых торговой организацией функций зависит от ее обособленности, типа, размера, технической оснащенности, места расположения и других факторов.

Среди характерных особенностей торговли необходимо отметить следующие:

- Завершение цикла товарного производства, реализация товаров конечному потребителю (розничная торговля).

- Результаты торговой деятельности обуславливают состояние денежного обращения в государстве.

- Аккумулирование наличных денежных средств, необходимость организации строго контроля соблюдения действующих норм и правил организации налично-денежного оборота

- Оказание дополнительных сопутствующих реализации товаров услуг в доведение товара до потребителя.

- Высокая адаптивная способность хозяйствования.

- Высокий уровень оборачиваемости капитала, зависимость результатов торговой деятельности от скорости оборота средств.

- Отсутствие как такового производственного процесса обуславливает отсутствие в учете незавершенного производства.

- Цена и ассортимент реализуемых товаров находятся в значительной зависимости от характера спроса, особенностей социально-экономического состава обслуживаемого населения.

- Доходы от торговли подвержены сезонным колебаниям в зависимости от времени года, дней недели, часов суток, например, активизация спроса и на фоне роста цен в новогодние праздники.

- Личная ответственность работников торговых организаций за сохранность материальных и финансовых ресурсов.

Таким образом, большое значение должно придаваться активизации сотрудничества производителя и торговли, оптимизации экономических отношений между структурами торговли и покупателями в современных условиях некоторой стабилизации и экономического роста. В системе товарного обращения торговля занимает ключевое положение, выполняя транзитную роль от производителя к потребителю, в обеспечении всего населения необходимыми ресурсами, что подтверждает неоспоримую значимость совершенствования управления в торговой отрасли в условиях становления российской экономики.

1.3 Организация бухгалтерского учета на предприятиях торговли

Предметом бухгалтерского учета в торговле является хозяйственная деятельность торговой организации. Составными частями предмета бухгалтерского учета являются объекты бухгалтерского учета. К ним относятся:

1) имущество (активы организации);

2) обязательства организации (источники формирования имущества);

3) хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников их формирования.

Основные хозяйственные процессы торговой организации - покупка и продажа товара. Эти процессы состоят из множества хозяйственных операций, связанных с товарным и денежным оборотом. Кроме основных торговых операций необходимо выполнять управленческие функции, содержать, обслуживать и ремонтировать помещения, оборудование, инвентарь, обеспечивать снабжение электроэнергией, теплом, водой и т.д. Эти хозяйственные операции направлены на обслуживание торгового процесса.

Организация бухгалтерского учета - это система построения учетного процесса. Учетный процесс слагается из следующих основных элементов:

1) первичный учет;

2) регистры бухгалтерского учета;

3) документооборот;

4) инвентаризация;

5) отчетность.

Учетный процесс организует главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно руководителю организации. При формировании учетной политики главный бухгалтер определяет структуру бухгалтерской службы и уровни подчиненности.

Каждая хозяйственная операция должна оформляться первичным документом, только в таком случае она принимается к бухгалтерскому учету. Первичный документ составляется в момент совершения операции или сразу после ее окончания. Учесть операцию значит сделать бухгалтерскую проводку, то есть отразить операцию на счетах бухгалтерского учета. Причем эти счета берутся из рабочего плана счетов, который разрабатывается главным бухгалтером в учетной политике организации.

Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах. Главный бухгалтер решает, по какой форме и на каких носителях (бумажных или машинных) будет вестись бухгалтерский учет в организации.

Порядок документооборота в организации также определяется главным бухгалтером в учетной политике. Документооборот - это путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указывается порядок, место и время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.

Инвентаризация имущества и обязательств организации - это проверка и документальное подтверждение их наличия, состояния и оценки. Инвентаризация обеспечивает достоверность бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер разрабатывает, а руководитель утверждает план проведения инвентаризаций в торговой организации. В плане определяют порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций.

Формы бухгалтерской отчетности, как внешней, так и внутренней, также разрабатываются главным бухгалтером и утверждаются в приказе по учетной политике. Кроме того, главный бухгалтер определяет:

- отчетный период, за который составляется та или иная форма отчета;

- объем и сроки представления отчетности внутренним и внешним пользователям;

- круг должностных лиц (внутренних пользователей), которым представляются определенные формы отчета;

- наименования и адреса учреждений (внешних пользователей), которым представляется бухгалтерская отчетность;

- способ представления отчетности (почтой, курьером, телекоммуникационными каналами связи и пр.);

- фамилии работников бухгалтерии, ответственных за составление конкретных форм отчетности.

Ведение бухгалтерского учета в торговой организации должно быть строго регламентировано, то есть подчинено определенным правилам. Свод правил бухгалтерского учета - это система нормативных документов, которые в зависимости от назначения и статуса можно разделить по следующим уровням:

1-й уровень

Закон "О бухгалтерском учете"

Гражданский кодекс РФ

Другие законы по бухгалтерскому учету

Указы Президента РФ

Постановления Правительства РФ

2-й уровень

Положения по бухгалтерскому учету (стандарты)

3-й уровень

Нормативные документы Минфина России:

- приказы

- методические рекомендации (указания)

- инструкции

- комментарии

- письма

4-й уровень

Нормативные документы других министерств и ведомств

5-й уровень

Приказ по учетной политике организации

Другие рабочие документы организации

Синтетические счета предназначены для отражения обобщенных данных об активах и обязательствах организации, дающий обобщенные показатели в денежном выражении. Такие показатели содержатся в синтетических счетах и необходимы для общего представления о наличии и движении средств и их источников.

Счета, на которых отражаются детальные данные по каждому виду активов, обязательств и процессов, называются аналитическими.

Аналитический учет - это учет, дающий детализированные показатели в денежном, а в необходимых случаях и в натуральном выражении. Детализация показателей устанавливается в зависимости от конкретных условий и потребности в получении сведений для оперативного управления. Кроме того, аналитический учет имущества организации обеспечивает его сохранность.

Аналитический учет неразрывно связан с синтетическим и ведется с целью детализации этого учета. Сам по себе аналитический счет существовать не может, он жестко привязан к синтетическому счету.

Субсчет является промежуточным учетным звеном между синтетическим счетом и аналитическими счетами. Например, к синтетическому счету 41 "Товары" открывается субсчет 1 "Товары на складах". Однако если организация имеет несколько складов, то по указанному субсчету следует организовать аналитический учет в разрезе складов и материально-ответственных лиц.

Если по синтетическому счету нет необходимости вести аналитический учет, то такой счет называют простым. Счета, которые требуют ведения аналитического учета, называются сложными.

На основе Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России, каждая организация разрабатывает свой рабочий план счетов.

При этом организация может уточнять содержание субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета для учета специфических операций. Для этого можно использовать свободные номера счетов.

Порядок ведения аналитического учета организация устанавливает самостоятельно исходя из Инструкции к Плану счетов, ПБУ, методических указаний и других нормативных актов Минфина.

Записи в аналитическом учете производятся только на основании первичных документов.

Записать операцию в счетах бухгалтерского учета значит отразить ее содержание в бухгалтерских книгах, карточках или свободных листах (ведомостях), которые являются учетными регистрами. Запись хозяйственных операций в учетных регистрах называется учетной регистрацией.

Регистрами синтетического учета являются главная книга, книга "Журнал-Главная", журналы-ордера.

Регистрами аналитического учета являются книги, карточки, ведомости.

После регистрации хозяйственной операции в учетном регистре на первичном документе делается пометку о произведенной записи (проставляют номер этой записи). По окончании месяца по каждой странице учетных регистров подводятся итоги.

Итоговые записи синтетических и аналитических регистров обязательно сверяются путем составления оборотных ведомостей.

Оборотные ведомости - это способ обобщения данных учетной регистрации в счетах бухгалтерского учета. Оборотные ведомости составляются в конце месяца на основании следующих данных:

- сальдо (остаток) на начало месяца;

- обороты за месяц;

- сальдо на конец месяца.

Оборотные ведомости могут составляться по счетам синтетического и аналитического учета.

Оборотную аналитическую ведомость можно составить по любому уровню аналитического учета.

Оборотно-сальдовая ведомость (оборотно-сальдовый баланс) составляется на конец месяца на основании данных по каждому синтетическому счету: остатков на начало месяца (начального или входящего сальдо), оборотов за месяц и остатков на конец месяца (конечного сальдо). Оборотно-сальдовую ведомость можно составить только по синтетическим счетам либо в разрезе субсчетов.

Шахматная оборотная ведомость - это оборотная ведомость, составляемая по шахматной форме. Шахматная ведомость содержит корреспонденцию счетов.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций, наличных денежных расчетов при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, по учету торговых операций при продаже товаров в кредит, по учету торговых операций в комиссионной торговле утверждены Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132.

1.4 Анализ товарных запасов в экономике торговли

В связи со спецификой деятельности большая часть финансовых средств торговой организации аккумулирована в товарных запасах, поэтому эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей в экономике торговли.

В соответствии с нормами бухгалтерского законодательства, а именно Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01" (далее ПБУ 5/01), товары признаются частью материально-производственных запасов.

Товарные запасы относятся к текущим материальным активам, образуя оборотные средства торговой организации. По степени ликвидности - это медленно реализуемые активы, поэтому эффективное управление товарными запасами позволит избежать иммобилизации финансовых ресурсов и перенаправить их на стратегическое развитие торговой деятельности.

Товарные запасы при формировании, хранении и реализации должны соответствовать стандартам качества и быть пригодными для употребления.

Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей - потребителей. Товары классифицируются по следующим различным признакам:

1) по целям использования:

- потребительские товары - это товары, непосредственно предназначенные для конечного потребления, удовлетворения личных потребностей человека,

- производственные товары - это товары, используемые в производственном цикле при создании новых товаров;

2) по времени использования / потребления:

- товары краткосрочного пользования, используемые один или несколько раз,

- товары длительного пользования, используемые многократно;

3) по характеру потребления:

- товары повседневного спроса,

- товары тщательного выбора,

- престижные товары;

4) по характеру использования в зависимости от степени их участия в процессе производства:

- сырье, материалы, тара и упаковка,

- комплектующие детали, инструмент, инвентарь,

- техника и оборудование, прочие товарно-материальные запасы.

5) по функциональной принадлежности:

- товары - продукты питания,

- промышленные товары;

6) по видам запасов:

- текущие запасы - это товары на стадии реализации,

- подготовительные запасы - это товары на стадии предпродажной подготовки,

- гарантийные (страховые) запасы - необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации на случай срыва запланированных сроков текущих поставок товаров, изменения интенсивности потребления при непредвиденном возросшем спросе,

- сезонные запасы - это необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации в период сезонного колебания покупательского спроса,

- переходящие запасы;

7) по видам движения товаров в учете:

- товары в пути, товары на складе,

- товары на стадии предпродажной подготовки,

- зарезервированные товары, товары в магазинах в процессе реализации, товары на консигнации,

- реализованные товары на ответственном хранении.

На эффективность использования товарных запасов оказывают влияние следующие внешние и внутренние факторы, снижение влияния которых может производиться за счет оптимизации управления товарными запасами:

- внешние факторы - налоговое законодательство, финансово-кредитная политика, величина процентов к уплате по заемным средствам, экономическая ситуация в государстве;

- внутренние факторы - пути минимизации влияния внутренних факторов: ликвидация сверх нормативных запасов, совершенствования нормирования запасов, улучшение организации снабжения, оптимальный выбор надежных поставщиков, уровень запасов; рациональная организация сбыта товаров, применение рациональных форм расчетов; ускорение документооборота.

Для оценки эффективности управления товарными запасами необходимо проанализировать эффективность использования товарных запасов. Экономический анализ, прежде всего, проводится по данным бухгалтерской отчетности, а для более детального рассмотрения отдельных вопросов также используется информация управленческого учета и аналитическая информация по бухгалтерским счетам учета.

Эффективность использования товарными запасами оценивается следующими показателями:

- удельный вес товарных запасов в их общей величине на начало и конец отчетного периода;

- абсолютный прирост товарных запасов на конец отчетного периода (в денежных единицах измерения и в натуральных единицах измерения по каждому виду товара);

- темп прироста товарных запасов на конец отчетного периода (в процентах), сравнивается с темпом прироста выручки от торговой деятельности;

- оборачиваемость товарных запасов, характеризующая длительность одного полного кругооборота средств с момента превращения оборотных средств из денежной формы в запасы и до их реализации. При ускорении оборачиваемости товарных запасов высвобождаются материальные ресурсы и источники их финансирования;

- показатель экономии оборотных средств в результате снижения расходов на материальные ресурсы и товарные запасы на единицу реализованного товара без ущерба для качества, надежности, эксплуатационных свойств;

Оценка скорости оборачиваемости запасов в торговой деятельности является одним из основополагающих элементов экономического анализа, так как товарные запасы относятся к медленно реализуемым активам, а в оборотных средствах торговой организации они имеют значительный удельный вес. Оценка влияния на приращение объема продаж экстенсивности и интенсивности использования запасов и оборотных средств позволят вычленить более рациональные и прогрессивные пути повышения эффективности результатов торговой деятельности.

Кроме перечисленных показателей эффективности использования товарных запасов в целях принятия управленческих решений актуальным представляется оценка таких показателей, как товарная структура в товарообороте, рентабельность используемой торговой площади по видам товаров, объем продаж в расчете на единицу торгового персонала или смену (производительность труда), товарная структура поставленных на заказ товаров и прочее.

В результате высокой оборачиваемости товарных запасов в торговле экономический анализ рекомендуется осуществлять за минимальный период времени. Отчетным периодом при этом могут быть часы, день, технологическая смена персонала, будние дни, выходные и праздничные дни, неделя, декада, месяц.

Методология экономического анализа показателей эффективности использования оборотных средств, а в том числе и товарных запасов, не является целью настоящей статьи, более подробно этот вопрос рассмотрен в статье "Оценка деловой активности торговой организации".

Оценка товарных запасов и анализ покупательского спроса на отдельные виды товаров позволяет спрогнозировать потребность в товарах различного ассортиментного ряда как в целях развития конкретной торговой организации и повышения ее конкурентоспособности, так и в целях макроэкономического анализа развития экономики по таким показателям как товарная структура в розничной торговле, товарные запасы, коэффициент оборачиваемости товарных запасов и другим показателям.

В международной практике для оценки развития экономики макроэкономическом аспекте используются такие нестандартные для российской статистики показатели как заказы на товары длительного пользования и заказы на производственные товары.

Заказы промышленности -- это индикатор, который показывает потребность промышленности в товарах длительного и недлительного пользования. Увеличение значения этого индикатора характеризует активность производства и его возможный рост, тогда как уменьшение свидетельствует о сворачивании производства. Заказы на товары длительного пользования -- это индикатор, который показывает потребность в товарах со сроком использования более 3 лет. Обычно такие товары имеют большую цену (например, автомобили), поэтому отражают не только ожидания потребителей, но также и способность последних тратить такие большие суммы. Увеличение этого показателя положительно характеризует состояние экономики и производства. Поэтому рост данного показателя помогает валюте усиливаться, а падение -- ослабляет ее. Этот индикатор публикуется ежемесячно и достаточно важен для рынка.

Как видно, даже аналитическая информация в управлении товарными запасами используется в оценке макроэкономических показателей.

Эффективное управление товарными запасами позволяет также изыскивать пути оптимизации расходов торговой организации по таким статьям как транспортные и складские расходы. Без предварительного анализа товарных запасов и покупательских предпочтений решение сократить расходы на содержание ряда складских помещений может привести не к экономии, а к обратному эффекту - сокращению продаж и прибыли в результате постоянного дефицита товаров. Чтобы этого избежать, необходимо оценить покупательский спрос, имеющиеся возможности организации в товарных запасах, динамику объема продаж, месторасположение покупателей, мощность и местонахождение складских помещений, транспортные расходы и другие критерии. После этого анализируется альтернативное использование высвободившихся средств в случае сокращения расходов по содержанию складских помещений или транспортных расходов. Оценка проводится комплексным анализом влияния прогнозируемых расходов на показатели товарооборота и рентабельности.

2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

2.1 Учет поступления и реализации товаров на предприятии

Товары являются частью материально - производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

Порядок отражения товаров в бухгалтерском учете регулируется ПБУ 5/01.

При поступлении товаров оформляется Акт о приемке товаров (форма № ТОРГ-1). Если количество и качество товаров не совпадает с данными, указанными в сопроводительных документах дополнительно составляется Акт об установленном расхождении (форма № ТОРГ-2). При этом приемка товара производится по фактическому наличию. При обнаружении недостачи товара (или других отклонений от условий договора-поставки) покупатель обязан приостановить приемку, обеспечить сохранность товара, принять меры к предотвращению его смешения с другим однородным товаром и вызвать представителя поставщика (грузоотправителя) для составления двустороннего акта.

При установлении расхождений при приемке товарно-материальных ценностей по количеству и качеству оформляется "Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей" (форма N ТОРГ-2) для отечественных товаров и "Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров" (форма N ТОРГ-3) для импортных товаров.

Для оформления приемки и оприходования (принятия на ответственное хранение) тары или упаковочных материалов, полученных при распаковке товаров и не указанных поставщиком (грузоотправителем) отдельно в счете, применяется "Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика" (форма N ТОРГ-5).

Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию, другой остается у материально-ответственного лица.

Если в результате хранения на складе предприятия по тем или иным причинам товар портится, теряет качество и свои полезные свойства и не подлежит дальнейшей реализации, составляется "Акт о списании товаров" (форма N ТОРГ-16).

Единица бухгалтерского учета товарных запасов выбирается торговой организацией самостоятельно. Этот выбор закрепляется в учетной политике.

Выбранный метод должен обеспечить формирование полной и достоверной информации о товарных запасах, а также контроль за их наличием и движением. Единицей товарных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п. В условиях автоматизации бухгалтерского и складского учета предпочтительнее учет товаров по номенклатурным номерам. Он заключается в том, что каждому виду товара с одинаковой ценой присваивается один номенклатурный номер. Торговая организация разрабатывает систему нумерации товаров либо пользуется той, которая предлагается бухгалтерской программой.

Для учета товаров предназначен один балансовый счет 41 "Товары" и два забалансовых счета 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" и 004 "Товары, принятые на комиссию". В данном случае разделение в учете осуществляется по признаку права собственности на товар. На балансовом счете 41 учитываются товары, право собственности на которые перешло к торговой организации. На забалансовых счетах учитываются товары на хранении (002) и принятые на комиссию (004). Таким образом, в бухгалтерском учете делится товар, принадлежащий самой торговой организации, и товар, принадлежащий другим собственникам.

Делись добром ;)