logo
Инвентаризация и бухгалтерский учет ее результатов

1.2 Порядок оформления результатов инвентаризации

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в унифицированные формы первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации, которые оформляются не менее чем в двух экземплярах [25, с.61].

Инвентаризационные ведомости могут быть заполнены как с помощью компьютера, так и ручным способом. Во втором случае ведомости должны быть заполнены чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в ведомостях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице ведомости указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны [11, с.61].

Исправление ошибок производится во всех экземплярах ведомостей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных данных. Исправления должны быть оговорены фразой "исправленному верить" и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В ведомостях не допускается оставлять незаполненные строки, а если таковые имеются, их необходимо прочеркнуть.

Кроме того, на последней странице должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку (п.2.9 Методических указаний) [10]. Ведомость подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. Последние в конце описи дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Если в ходе инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных, то есть обнаружены расхождения между показателями бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей, их следует отразить в сличительных ведомостях [31, с.111]. Такая задача обычно возлагается на работников бухгалтерии. Бухгалтер на основании инвентаризационных описей составляет сличительную ведомость в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии, второй передается материально ответственному лицу.

Для отражения результатов инвентаризации ОС, НМА, ТМЦ, готовой продукции и прочих материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от данных учета, используются следующие документы:

Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов - форма N ИНВ-18,Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ведомостей - форма N ИНВ-19.

Для выявления результатов инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств, расходов будущих периодов, наличия денежных средств, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности применяются соответственно формы N ИНВ-10, N ИНВ-11, N ИНВ-15 и N ИНВ-16, в которых объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей [32, с.46].

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в обязательном порядке на счетах бухгалтерского учета:

излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у торговой организации;

недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если же виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, убытки списываются на финансовые результаты организации. Такой порядок установлен п.28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ [5].