Инвентаризация и оценки имущества
1.3 Нормативно-правовое регулирование проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств
Инвентаризация и оценка являются элементами метода бухгалтерского учета, который в России осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов, одни из которых обязательны к применению, другие - носят рекомендательный характер.
В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в России включает четыре уровня, на каждом из которых регулирование учета осуществляют наделенные соответствующими полномочиями органами, представленные в таблице 1.3.
Таблица 1.3 - Система нормативно-правового регулирования инвентаризации и оценки имущества и обязательств в Российской Федерации
Источники регулирования |
Область воздействия |
Документы, регулирующие учет |
|
1 |
2 |
3 |
|
Первый уровень регулирования |
|||
Президент РФ, Правительство РФ |
Определяют единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета |
Налоговый кодекс РФ, ФЗ «О бухгалтерском учете», Указы Президента и постановления Правительства РФ |
|
Второй уровень регулирования |
|||
Минфин РФ, ЦБ РФ, иные органы исполнительной власти |
Устанавливают общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности, правила и порядок учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения |
Национальные стандарты учета - Положения по бухгалтерскому учету |
|
Третий уровень регулирования |
|||
Минфин РФ, иные органы исполнительной власти |
Устанавливают схему регистрации и группировки объектов наблюдения, регулируют порядок проведения инвентаризаций, методы оценки имущества и т.п. |
План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности, инструкция по его применению, методические рекомендации и указания |
|
Четвертый уровень регулирования |
|||
Руководящий персонал предприятия |
Выбирает формы и методы ведения учета и отчетности с учетом специфики деятельности, уровня автоматизации учета, подготовки бухгалтерских работников |
Документы, регулирующие учетную политику |
Первый уровень включает законодательные акты, Указы Президента РФ, Постановления Правительства, напрямую или косвенно регламентирующие организацию и ведение бухгалтерского учета субъектами экономики.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ является основным нормативным документом, который устанавливает требования к ведению бухгалтерского учета в РФ. Он определяет правовые основы бухгалтерского учета, его принципы, содержание, организации, основные направления бухгалтерской работы и подготовки отчетности, состав хозяйствующих субъектов, которые обязаны вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность. Кроме общих положений он также включает основные требования к ведению учета, оценке имущества и обязательств организации, рассматривает понятие «инвентаризация», определяет случаи, когда процедура проведения инвентаризации является обязательной, а также порядок отображения выявленных в ходе проведения инвентаризации расхождений между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета.
Налоговый кодекс РФ устанавливает порядок определения доходов и расходов, связанных с проведением инвентаризации, выявлением в процессе ее осуществления излишков и недостач. Кроме того Налоговым кодексом РФ регулируется порядок оценки отдельных активов и обязательств для целей налогообложения организаций.
Документы второго уровня - это положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством финансов России. Они устанавливают принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения и составляют систему национальных стандартов, которая ориентирована на Международные стандарты финансовой отчетности.
В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ рассматривается порядок оценки и проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.
Порядок оценки отдельных видов активов и обязательств организации регулируется такими положениями по бухгалтерскому учету как: ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» и др.
При отражении в учете результатов проведенной инветаризации бухгалтеру следует руководствоваться ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Выбранные способы оценки отдельных видов активов и обязательств, а также порядок и периодичность проведения инвентаризации должны быть закреплены в учетной политике организации в соответствии с одноименным ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
Документы третьего уровня регулирования - это нормативные акты, подготавливаемые и утверждаемые федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти.
К таким документам относятся, к примеру, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49. Данными Методическими указаниями установлен порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов, правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств, порядок оформления результатов инвентаризации.
На данном уровне нормативного регулирования также следует отметить Приказ Минфина РФ и МНС РФ от 10.03.1999 г. №20н «Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке». Данный нормативный акт устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при выездной проверке, правила проведения налоговой инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств, порядок оформления результатов инвентаризации.
В Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций определены счета, используемые для отражения результатов оценки и инвентаризации имущества и обязательств организации, закреплены типовые корреспонденции счетов.
Руководители экономических субъектов утверждают документы четвертого уровня. Такие документы подготавливают с учетом хозяйственных особенностей предприятия, его структуры, масштабов, отраслевой принадлежности и иных факторов. К примеру, организация на базе единого плана счетов разрабатывает свой рабочий план счетов бухгалтерского учета, утверждает документооборот, выбирает методы оценки имущества и обязательств и др. Он определяет также название и статус документов, принципы построения и взаимодействия между собой, порядок их подготовки и утверждения.
Важнейшим документом на уровне организации является учетная политика, в которой закрепляются выбранные способы оценки отдельных видов имущества и обязательств, а также порядок проведения инвентаризации. Кроме того в качестве приложения к приказу об учетной политике руководитель организации утверждает график проведения инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии.
Таким образом, вопросы проведения оценки и инвентаризации имущества и обязательств организации в российском законодательстве раскрыты достаточно подробно, что позволяет организации сформировать собственную систему оценки и инвентаризации, закрепив ее в учетной политике.