logo
Автоматизация учета готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг ОАО "Элтра"

1.1 Технико-экономическая характеристика предметной области

ОАО «ЭЛТРА» - одно из старейших предприятий города Ржева, формирующее треть городского бюджета.

Стартеры для грузовых и легковых автомобилей, автомобильные жидкостные подогреватели для автомобилей и автобусов - вот не полный перечень продукции, выпускаемый предприятиями «ЭЛТРА».

Конвейеры ОАО «ГАЗ», ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «УАЗ», ОАО «КАМАЗ», Ярославского, Минского, Заволжского моторных заводов не только комплектуются продукцией с символикой «ЭЛТРА», но и по их заказам ведутся разработки новых изделий. К концу первого полугодия 2001 года с конвейера предприятия вышел стартер для автомобилей «КАМАЗ», осуществлен выпуск редукторного стартера мощностью 3,5 кВт, соответствующий всем мировым стандартам.

Целью деятельности является разработка, изготовление и поставка конкурентоспособной продукции, в максимальной степени удовлетворяющей запросы потребителей в установленные сроки.

Генеральный директор ОАО «ЭЛТРА» осуществляет руководство текущей деятельностью предприятия.

Оперативно-производственное планирование и учет обеспечивается в информационной системе 1С : ЭЛТРА, информационная база

«Бухгалтерия и производство», где в меню имеются 10 отчетов и 7 журналов для просмотра .

Целевая характеристика предприятия как объекта исследования представлена в таблице 1, представляет собой план развития предприятия для повышении эффективности управления экономикой предприятия.

Таблица 1. Целевая характеристика предприятия ОАО «ЭЛТРА»

Характеристика организации

Описание

Организационно-правовая форма

Открытое Акционерное общество

Сфера деятельности

Производство автотракторного оборудования, стартеров и генераторов, и запасных частей к ним

Миссия-предназначение

удовлетворении потребности высококачественными компонентами электрооборудования

Стратегическое видение

Постоянный сбор и подготовка информации о рынках, конкурентах, о слабых и сильных сторонах предприятия

Бизнес-идея

Определение потребностей в продукции , технологическое и функциональное исполнение изделий , чтобы удовлетворить потребности покупателей.

Политика

Предприятие уделяет большое внимание качеству выпускаемой продукции. В соответствии с Политикой в области качества разработаны и утверждены конкретные цели ОАО «ЭЛТРА»

Основные параметры функционирования ОАО «ЭЛТРА» (табл. 2-3) представлены по состоянию на 2012 г., на основе данных предприятия

Таблица 2.Основные параметры функционирования предприятия

Бизнес-направления

Доля
оборота,%

Доля
ресурсов,%

Количество сотрудников, человек

Доля
прибыли, %

1

Выпуск автотракторного электрооборудования

100%

100%

1751

100%

Таблица 3. Основные параметры функционирования ОАО «ЭЛТРА» в контексте предметной области(на 2012 г.)

Контекстный показатель

Значение

Динамика

1

Готовая продукция

1115 млн.руб.

увеличивается

Завод «Элтра» в настоящее время является открытым акционерным обществом, возглавляемым генеральным директором.

В руководство завода также входят:

директор производства;

коммерческий директор;

технический директор;

директор по экономике и финансам;

главный бухгалтер.

Более подробная структура предприятия указана в приложении .

Законодательным органом акционерного общества является общее собрание акционеров , на котором утверждается годовой отчет, годовая бухгалтерская отчетность, в том числе отчеты о прибылях и убытках общества, распределения прибыли по результатам финансового года, в том числе выплаты (объявления) годовых дивидендов, избирается совет директоров, ревизионная комиссия, утверждается аудитор общества, вносятся изменения в Устав общества, решается вопрос увеличения уставного капитала общества.

Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью АО, кроме вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с его Уставом. Предприятие является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью. Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. При разработке организационной структуры управление необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям.

Предприятие возглавляет генеральный директор , который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность прерии государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.

Главный инженер руководит работой технических служб предприятия, несет ответственность за выполнение плана, выпуск высококачественной продукции, использование новейшей техники и технологии. Главный инженер возглавляет производственно - технический совет предприятия, являющийся совещательным органом. Ему подчиняются отделы:

отдел главного технолога

отдел главного конструктора

главного механика

главного энергетика

производственно диспетчерский

технического контроля

техники безопасности...

В задачи отдела главного технолога и отдела главного конструктора входят вопросы совершенствования выпускаемой продукции, разработки новых видов продукции, внедрение в производство новейших достижений науки и техники, механизации и автоматизации производственных процессов, соблюдение установленной технологии и др.

Отдел Главного механика вместе с подчиненными ему подразделениями обеспечивает контроль за работой и наладку технологического оборудования, проводить все виды ремонта технологического оборудования, а также монтаж нового и демонтаж устаревшего оборудования.

Отдел Главного энергетика вместе с подчиненными ему подразделениями обеспечивает бесперебойное снабжение предприятия электроэнергией, теплотой, сжатым воздухом, водой, кислородом и другим. Проводит планирование и осуществляет ремонт энергетического оборудования, разрабатывает и осуществляет мероприятия по реконструкции, техническому перевооружению и перспективному развитию энергетического хозяйства предприятия, проводит нормирование расходов электроэнергии, теплоты, топлива,, сжатого воздуха и др., а также мероприятия по их экономии, использование вторичных энергоресурсов , организует хозрасчет в энергетических цехах, разрабатывает технические и организационные мероприятия по повышению надежности и увеличения срока службы энергетического оборудования, проводит работы по оптимизации режимов использования энергетического оборудования в энергетических и производственных цехах, разрабатывает мероприятия по борьбе с загрязнением воздушного бассейна и по очистке промышленных сточных вод от систем энергоснабжения, проводит работы по научной организации труда в энергетических цехах и совершенствованию учета , расчету потребностей и составления энергобалансов, анализу, учету и представлению отчетности, проводит инструктаж и обучение персонала, осуществляет производственные связи с другими подразделениями предприятия и районными энергоснабжающими организациями.

Главный экономист, являющийся заместителем директора по экономическим вопросам, руководит работой по планированию и экономическому стимулированию на предприятии, повышению производительности труда, выявлению и использованию производственных резервов улучшению организации производства, труда и заработной платы, организации внутризаводского хозрасчета и др.

Планово-экономический отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно главному экономисту. Основными задачами ПЭО являются:

организация и систематическое совершенствование планово-экономической деятельности предприятия;

разработка перспективных и текущих планов, направленных на повышение эффективности и контроля за их выполнением;

организация комплексного экономического анализа деятельности предприятия и участие в разработке мероприятий по эффективному использованию мощностей, материальных и трудовых резервов, повышение рентабельности производства;

организация и совершенствование внутрипроизводственного хозрасчета;

разработка проектов оптовых и розничных цен на реализуемую продукцию.

Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется главному бухгалтеру. В своей деятельности бухгалтерия руководствуется Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций.

Основными задачами являются:

организация учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

осуществление контроля за сохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей, соблюдением строжайшего режима экономии и хозяйственного расчета;

Финансовый отдел- производит финансовые расчеты с заказчиками и поставщиками, связанные с реализацией готовой продукции, приобретением необходимого сырья, топлива ,материалов и тд. В задачи этого отдела входит также получение кредитов в банке , своевременный возврат ссуд, взаимоотношение с государственным бюджетом.

Экономическая служба проводит всесторонний анализ результатов деятельности предприятия, разрабатывает мероприятия по снижению себестоимости и повышению рентабельности предприятия, улучшению использования производственных фондов, выявлению и использованию резервов на предприятии, осуществляет методическое руководство вопросами научной организации труда, участвует в разработке технико-экономических нормативов и конкретных показателей по экономическому стимулированию и др.

Отдел организации труда и заработной платы разрабатывает штатное расписание, составляет годовые, квартальные, и месячные планы по труду и заработной плате и осуществляет контроль за их выполнением, разрабатывает мероприятия по повышению производительности труда, внедрению прогрессивных систем заработной платы, разрабатывает положение об образовании и расходовании фонда материального поощрения, разрабатывает технически обоснованные нормы выработки и проводит анализ их выполнения, организует и участвует в разработке вопросов научной организации труда, содействует движению за коллективную гарантию трудовой и общественной дисциплины.

Структура и функции бухгалтерской службы ОАО «Элтра»

Бухгалтерский учет на ОАО «ЭЛТРА» представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах предприятия путем непрерывного документального оформления. Вся бухгалтерская служба на предприятии компьютеризирована, работает по сети, документы оформляются в программе 1С»Бухгалтерия».

Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением предприятия и предназначена для организации бухгалтерского учета хозяйственно - финансовой деятельности и контроля за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.

Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, который непосредственно подчиняется директору по экономике и финансам. Главный бухгалтер назначается, перемещается и освобождается от занимаемой должности приказом генерального директора предприятия по согласованию с директором по экономике и финансам

Бухгалтерия в своей работе руководствуется: действующим законодательством РФ, налоговым кодексом, нормативно правовыми актами Министерства финансов РФ, законами и инструкциями Федеральной налоговой службы РФ, положениями, приказами и распоряжениями генерального директора, Политикой и целями в области качества, Руководством по качеству, стандартами предприятия, положением о бухгалтерии и правилами внутреннего трудового распорядка.

Основными показателями оценки деятельности бухгалтерии являются :

отсутствие ошибок в учете и начислении заработной платы ;

снижение дебиторской и кредиторской задолженности ;

снижение непроизводительных расходов ;

сдача бухгалтерской отчетности в установленные сроки;

выполнение требований СМК ГОСТ Р ИСО 9001-2001;

анализ затрат на качество.

Бухгалтерия предприятия состоит из главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, бухгалтеров, бухгалтера-кассира. Главный бухгалтер устанавливает служебные обязанности для подчиненных ему работников. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно генеральному директору.

Назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц производятся по согласованию с главным бухгалтером.

Договоры и соглашения, заключаемые предприятием на получение или отпуск товароматериальных ценностей и на выполнение работ и услуг предварительно рассматриваются и визируются главным бухгалтером.

Заместитель гл. бухгалтера, и бухгалтера осуществляет учет затрат по содержанию предприятия (журнал-ордер № 10), учет незавершенного производства (аналитика), учет расчетов с подотчетными лицами (журнал-ордер № 7), учет основных средств, начисление амортизации (журнал-ордер № 13), учет движения МБП (отчет материально-ответственных лиц).

Структурная схема управления бухгалтерии представлена на рис.1

Рис.1

К задачам бухгалтерии ОАО «Элтра» относятся:

1. Организация бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности ОАО «ЭЛТРА».

2 Осуществление контроля за сохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств, материальных ценностей. Контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.

3. Снижение затрат на качество.

4. Выполнение требований СМК ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Представим основные требования, права и обязанности, предъявляемые к главному бухгалтеру и бухгалтеру, отвечающему за сектор по учету производства и реализации на предприятии (табл.4,5) средств вычислительной техники, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета.

Обеспечить полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением.

Обеспечить соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации.

Обеспечить ведение бухгалтерского учета в полном соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Планом счетов бухгалтерского учета и инструкцией по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94-н, и другими действующими нормативными актами в области методологии бухгалтерского учета.

Обеспечить своевременное и полное представление необходимой отчетности заинтересованным пользователям в соответствии с действующим законодательством.

Таблица 4. Характеристика главного бухгалтера

Параметр

Описание

Руководитель подразделения

Главный бухгалтер

Задачи

Основными задачами главного бухгалтера являются:

организация бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;

осуществление контроля, за сохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств, материальных ценностей;

контроль, за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия;

полный и достоверный учет, составление достоверной отчетности на основе первичных документов в установленные сроки.

Функции

Обеспечить возможность достоверного определения налогооблагаемой базы для расчета с бюджетом и внебюджетными фондами по установленным налогам и прочим платежам в соответствии с действующим законодательством.

Обеспечить выполнение работ с использование современных

Обеспечить формирование затрат на производство продукции (работ, услуг) в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Обеспечить участие в работе юридической службы по оформлению материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей и контроль за передачей этих материалов в судебные и следственные органы.

Обеспечить возможность (совместно с другими подразделениями и службами) экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности.

Функции

Обеспечить своевременное проведение совместно с другими подразделениями и службами в производственных цехах проверок и документальных ревизий.

Контроль, за соблюдением установленных правил проведения инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств, расчетов и платежных обязательств.

Контроль, за взысканием в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности.

Участвовать в подготовке мероприятий, предупреждающих образование недостач, незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей. В случае обнаружения незаконных действий должностных лиц (приписки, использование средств не по назначению и другие нарушения и злоупотребления) главный бухгалтер должен доложить об этом руководителю для принятия мер.

Обеспечить сохранность бухгалтерских документов, оформление и передача их в установленном порядке в архив.

Контроль, за соблюдением установленных правил оформления приемки и отпуска товарно-материальных ценностей.

Контроль, за соблюдением финансовой и кассовой дисциплины.

Главный бухгалтер имеет право:

Установить должностные обязанности для подчиненных ему работников с тем, чтобы каждый работник знал круг своих обязанностей и нес ответственность за их выполнение.

Требовать от всех подразделений и служб в части порядка оформления операций и представления в бухгалтерию необходимых документов, сведений, отчетов.

Согласовывать назначения, увольнения и перемещение материально-ответственных лиц (кассиров, заведующих складами, кладовщиков).

Рассматривать и визировать договоры, заключаемые предприятием на получение или отпуск товарно-материальных ценностей и на выполнение работ, услуг.

Проверять в цехах и службах предприятия соблюдение установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.

Таблица 5. Характеристика бухгалтера по учету производства и реализации

Работник подразделения

Бухгалтер по учету производства и реализации

Ответственность

Бухгалтер несет ответственность:

За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Права

Требовать от руководителей цехов, отделов, участков, складских помещений принятия мер к эффективности использования сырья, материалов, к усилению сохранности материальных ценностей, обеспечения правильной организации бухгалтерского учета и контроля в приемке, хранении и обоснованности отпуска этих ценностей.

Проверять в складских помещениях наличие товарно-материальных ценностей.

Требовать от руководителей соответствующих служб выполнения сроков представления в бухгалтерию документов, отчетности.

Ставить в известность главного бухгалтера о нарушениях в дисциплине и отклонений в учете.

Не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые нарушают действующие законодательства и установленный порядок приема документов.

Квалификационные требования

На должность бухгалтера бухгалтерии ІІ категории назначается лицо, имеющее высшее экономическое образование без предъявления к стажу работы или среднее профессиональное (экономическое) и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3-х лет.

Бухгалтер бухгалтерии ІІ категории должен знать:

законодательство о бухгалтерском учете;

основы гражданского права;

финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство;

нормативные и методические документы по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности;

хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

положения и инструкции по организации бухгалтерского учета на предприятии, правилами его ведения;

кодексы этики профессионального бухгалтера и корпоративного управления;

профиль, специализацию и структуру организации, стратегию и перспективы ее развития;

налоговый, статистический и управленческий учет;

Квалификационные требования

порядок оформления бухгалтерских операций и организации документооборота по участкам учета, списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, проведения аудиторских и налоговых проверок;

формы и порядок финансовых расчетов;

условия налогообложения юридических и физических лиц;

правила проведения инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчета с дебиторами и кредиторами, проведение проверок и документальных ревизий;

порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности;

современные справочные и информационные системы в сфере бухгалтерского учета и управления финансами.

владеть:

компьютером на уровне уверенного пользователя, в том числе уметь пользоваться специальными компьютерными программами (Интернет, электронная почта, 1С и т.д.);

Рассмотрим требования к бухгалтеру по учету производства и реализации.

Сектор по учету производства и реализации обязан

Вести учет фактических затрат, связанных с производством и реализацией продукции.

Исчислять фактическую себестоимость продукции.

Составлять отчетные калькуляции себестоимости выпускаемой продукции.

Вести учет движения готовой продукции на складах, учет отгруженной и реализованной продукции.

Проводить инвентаризацию готовой продукции и отражать ее результаты, своевременно оформлять документы по недостачам, хищениям, порче продукции и передавать эти документы на взыскание с виновных в юридический отдел.

Контролировать использование сметы затрат на производство, правильность использования материальных ресурсов, фонда заработной платы.

Осуществлять контроль за проведением инвентаризации незавершенного производства и отражением ее результатов.

Контролировать своевременность представления цехами отчетности о затратах, связанных с производством.

Контролировать обоснованность и законность списания с баланса недостач, потерь материальных ценностей, соблюдение смет административно-хозяйственных расходов.

Осуществлять контроль за финансовыми результатами от производства и реализации продукции.

Бухгалтер по учету производства и реализации:

ПОЛУЧАЕТ:

Выходные данные процесса: «Продажи».

Инвентаризационные ведомости материальных ценностей;

Данные для взыскания с покупателей пени, штрафов и неустоек;

Отчетные данные о движении готовой продукции и об остатках их на конец каждого месяца.

ПРЕДОСТАВЛЯЕТ:

Счета для акцепта, сведения о движении готовой продукции и реализации;

Информацию о неоплаченных счетах с указанием причин; лимиты затрат;

Отчетные данные о стоимости готовой продукции.

Результаты инвентаризации складских остатков готовой продукции.

Представим основные функции бухгалтера материального стола (бухгалтера по учету материалов

Выпуск готовой продукции в результате которой ее себестоимость переходит из сферы производства в сферу обращения является конечным этапом производственного процесса.

Изделия считаются готовыми только в том случае, если они полностью укомплектованы и соответствуют техническим условиям, утвержденным в установленном порядке, сданы на склад готовой продукции и снабжены сертификатом или другим документом, удостоверяющим качество готовой продукции. Готовая продукция составляет основную часть продукции предприятия. Кроме того, в состав продукции включаются также отпущенные на сторону полуфабрикаты собственного производства, выполненные работы и оказанные услуги промышленного характера .

Готовая продукция в основном предназначена для реализации на сторону, но часть ее может использоваться внутри своего предприятия

Реализация продукции является важнейшим показателем объема деятельности предприятии ОАО «Элтра». Реализацией готовой продукции завершается кругооборот средств, авансированных на производство. Она необходима для возобновления цикла производства.

Реализация продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами с покупателями (заказчиками) или путем свободной продажи через розничную торговлю.

В договорах указывается ассортимент, сроки отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчетов, санкции за невыполнение договорных обязательств и др.

Внешний документооборот

Отгрузка и отпуск готовых изделий покупателям осуществляется на основании заключенных с ними договоров или непосредственно в процессе свободной торговли. Оперативный учет выполнения договоров о реализации продукции ведет отдел сбыта, который выписывает разрешение на отгрузку

Данные разрешения на отгрузку продукции заполняет отдел сбыта, а данные о фактическом отпуске -- материально ответственное лицо, отпустившее продукцию.[2]

Фактический отпуск продукции со склада оформляют счетом-фактурой, товарно-транспортной накладной.

Представители местных покупателей получают продукцию на складах по предъявлении доверенностей и расписки в разрешении на отгрузку. При доставке продукции покупателям централизованно, в получении продукции со складов расписываются работники транспортной службы. Иногородним покупателям продукция отгружается железнодорожным, автомобильным или водным транспортом. В этом случае приказ-накладная является сопроводительным документом груза в пути и передается грузополучатель вместе с продукцией.

При доставке готовой продукции покупателям автомобильным транспортом предприятие заключает договор на транспортные услуги с предприятием. Лицам, осуществляющим централизованную доставку продукции, выдается доверенность на право получения продукции для доставки по назначению. Отпуск продукции оформляют товарно-транспортной накладной. Обычно ее выписывают в четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя для списания отгруженной продукции со склада; остальные экземпляры, заверенные подписью и печатью грузоотправителя, вручаются водителю. Водитель затем сдает грузоотправителю второй экземпляр с отметкой о передаче груза покупателю, а третий и четвертый -- в свое автохозяйство.[2].

К товарным документам прилагаются спецификации (упаковочные ведомости), в которых приводится подробный перечень отгруженной продукции и дается ее характеристика, паспорта и проспекты на конкретные изделия, сертификаты качества продукции (см.прил.)и другие документы, обусловленные договором поставки. На основании товарных документов бухгалтерия предприятия выписывает на имя покупателя расчетные документы -- платежное требование , платежное требование-поручение . В расчетных документах указывают наименование и местонахождение поставщика и покупателя, номер договора поставки, вид отправки, сумму платежа по договору, стоимость дополнительно оплачиваемых тары и упаковки, транспортные тарифы, подлежащие возмещению покупателями (если это предусмотрено договором), сумму налога на добавленную стоимость, выделяемую отдельной строкой. При отгрузке изделий, не являющихся объектами налогообложения по НДС, расчетные документы выписывают без выделения суммы НДС, и на них делают надпись или ставят штамп "Без налога (НДС)" .[2].

Данные расчетных документов ежедневно записывают в ведомость учета и реализации продукции. Оперативный учет отгрузки ведут в отделе сбыта (маркетинга) в специальных карточках, а при использовании ЭВМ -- в электронных формах отгрузки продукции.

Документооборот внутри предприятия

На предприятии ОАО «Элтра» выпущенные из производства готовые изделия сдаются на склад предприятия и документально оформляются. В документах указывается цех-сдатчик, склад - получатель, наименование и номенклатурный номер изделия, дата сдачи, учетная цена и количество сданной продукции. Один экземпляр документа находится в производственном цехе, а второй -- на складе. На каждую партию сдаваемой продукции делают запись в обоих экземплярах приемно-сдаточных документов.

После окончания сдачи всей продукции в обоих экземплярах приемо-сдаточных документов по каждому наименованию, виду и сорту подсчитывают и записывают количество штук или вес цифрами и прописью. Данные о сдаваемой продукции подтверждаются распиской приемщика в экземпляре сдатчика и, наоборот, распиской сдатчика в экземпляре приемщика.

К приемо-сдаточным документам, как правило, прилагается заключение лаборатории или отдела технического контроля о качестве продукции или делается отметка об этом на самом документе.

Организационно-экономическая сущность задачи

В соответствии со своими функциями в процессе работы менеджеру по учету готовой продукции предстоит решать следующие задачи:

-приемка готовой продукции на склад предприятия

-занесение соответствующих записей в карточки складского учета

-выдача продукции со склада по требованиям руководителей и заказчиков с выпиской счетов

-учет остатков готовой продукции

-контроль за исполнением обязательств перед клиентом

-участие в разрешении конфликтов связанных с браком товаров

-предоставление обобщенной информации о продажах того или иного вида товаров за определенный период времени.

-предоставление отчетов по всей номенклатуре ассортимента и его реализации с указанием доли каждого товара в общем, объеме продаж за квартал.

-участие при составлении плана производства.[2]

Цели и задачи учета.

Стратегическая цель:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости .

Постановка задач учета.[2]:

Все задачи учета по причинам, обусловившим их возникновение, возможно подразделить на несколько групп.

1) Технологические - зависят от технологических аспектов учета. Традиционный учет ориентирован на обработку информации на бумажных носителях. Сделки во всех областях хозяйственной деятельности заключаются, как правило, в письменной форме - на бумаге. Отсюда задачами специалиста по учету, а в лице и самого учета, становятся:

- во-первых, регистрация информации, т.е. ее ввод с бумажных носителей, созданных на другом предприятии, в собственную систему учета;

- во-вторых, перевод информации из собственной системы учета на бумажный носитель - для того, чтобы совершенную сделку могло зарегистрировать в своей системе другое предприятие.

Если бы технология совершения сделок была иной - к примеру, сделки сразу регистрировались бы в электронной форме, - подобных задач перед специалистом по учету не было.

Законодательство требует предоставлять информацию на бумажных носителях, что делает необходимым для работников предприятия перевод ее на бумагу. Как только законодательство разрешает предоставлять информацию в электронном виде, соответствующим образом меняются и задачи специалиста по учету: если бы система самостоятельно пересылала информацию по месту требования, задача специалиста по учету ограничилась бы формированием такой информации; если бы система еще и самостоятельно вычисляла информацию, круг технологических задач, стоящих перед бухгалтером, еще более сузился бы и сводился бы к регистрации информации.

2) Алгоритмические - зависят от используемых в учете алгоритмов.

Под алгоритмом понимаются правила исчисления какой-либо величины, получения результата. Информация предоставляется заинтересованным лицам в виде отдельных порций, исчисляемых последовательно и по определенным правилам. Кроме того без получения промежуточных итогов обычно невозможно получить искомого результата.

Обязанностью специалиста по учету при достижении стратегической цели оказывается исчисление каждого промежуточного итога, наличие которого определяется применяемым в каждом случае алгоритмом. Например, для определения финансового результата (прибыли или убытка) необходимо предварительно вычислить все доходы и все расходы, которые, в свою очередь, состоят из различных, неоднородных величин и требуют своего исчисления на более низком уровне.

Организация учета.

Налаживание учета только недавно стало рассматриваться в качестве одной из приоритетных составляющих процесса производства продукции и услуг, так как провалы многих инвестиционных проектов обусловлены отсутствием или некорректностью управленческой информации.

Системы управленческого учета существенно отличаются от бухгалтерских систем как по охвату, так и, самое главное, по целям и принципам своего функционирования. Если бухгалтерский (финансовый) учет предназначен для оценки результатов работы предприятия внешними институтами -акционерами, кредиторами, госструктурами, то управленческий учет связывает процесс управления и бизнес - процессы на самом предприятии. Он обеспечивает управленцев предприятия информацией по всем вопросам хозяйственной деятельности, необходимой для принятия ими управленческих решений. Главным принципом учета является целесообразность и полезность генерируемой информации для внутреннего управления.[2].

С переходом к рыночным отношениям на передний план управления предприятием выдвинулись принципиально новые задачи, для решения которых традиционные системы не приспособлены. Это определение действительно рентабельных видов продукции для оперативного изменения номенклатуры выпуска; определение эффективности работы отдельных подразделений предприятия; определение реальной выгодности для предприятия того или иного покупателя и дифференциация на основе этого сбытовой политики; определение оптимального уровня контроля над каналами сбыта и т.д.

Такие вопросы можно решать только на базе специально организованного учета. Причем значимость его настолько велика, что многие компании пошли по пути организационного выделения работников, занятых учетом.

Рассматривая практические аспекты построения учета на предприятиях, необходимо четко различать методологическую базу и процедурно-техническую сторону организации учетной функции. Если в первом случае речь идет о выборе той или иной методологии или концепции учета, то во втором - о том, как процедурно построен этот учет и какими техническими средствами он осуществляется (вручную или с помощью компьютерной системы). При этом обе стороны имеют самостоятельное значение и могут весьма существенно влиять друг на друга. Так даже использование самых мощных компьютерных систем не обеспечит адекватную управленческую информацию, если методология учета затрат, применяемая на предприятии, является устаревшей. Вместе с тем попытки внедрения самой современной и точной методологии учета в бумажном варианте могут оказаться совершенно неоправданными из-за своей колоссальной трудоемкости и соответствующих издержек.

Методологические аспекты учета. В концептуальном плане учет может быть построен на основе различных методик, но в любом случае система должна предоставлять аналитическую информацию в разрезе ее различных видов.

К традиционным объектам, по которым определяются затраты, могут относится как отдельные подразделения, участки, переделы, так и отдельные заказы, партии, виды выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.

Ключевым вопросом для методологического построения системы учета является выбор методики распределения накладных расходов. В этом плане обычно выделяют:

- метод полного распределения затрат. При этом традиционно используется метод общих накладных расходов по подразделениям, метод исчисления накладных расходов по центрам ответственности;

- метод исчисления себестоимости по прямым затратам (директ-костинг - direct-costing);

- маржинальный подход.[2].

На основе вышеприведенного описания предметной области выделены основные входы-выходы и регламенты для бухгалтера по учету производства и реализации (см. табл. 6-8).

Таблица 6. Входная информация для бухгалтера по учету производства и реализации

Входы - ресурсы и информация

Подразделение - поставщик

1

Приемо-сдаточная накладная

Подразделения, цеха-изготовители

Таблица 7. Выходная информация для бухгалтера по учету производства и реализации

Выходы-результаты и информация

Подразделение - потребитель

1

Разрешения на отгрузку

бухгалтерия

2

Счет-фактура, товарно-транспортная накладная.

бухгалтерия

3

Ведомость учета и реализации продукции

бухгалтерия

Таблица 8. Основные руководящие документы для бухгалтера по учету производства и реализации

Руководящие документы / регламенты

1

Действующим законодательством РФ

2

Налоговый Кодекс

3

Положения по бухгалтерскому учету

4

Положениями, приказами и распоряжениями директора предприятия, главного бухгалтера

5

Должностной инструкцией

6

Правилами внутреннего трудового распорядка

Представление предметной области - учет производства и реализации - как бизнес-процесса (см. табл. 9-12) базируется на соответствующей схеме документооборота.

Таблица 9. Представление предметной области как бизнес-процесса

Название бизнес-процесса

Учет готовой продукции

Назначение бизнес-процесса

Обеспечение достоверности информации

Тип бизнес-процесса

Управление

Владельцы процесса

Главный бухгалтер

Вход процесса

Приемо-сдаточная накладная

Поставщик процесса

Цеха-изготовители

Выход процесса

Ведомость учета готовой продукции

Клиенты процесса

Главный бухгалтер, бухгалтер по учету готовой продукции

Операция

(этап)

Вход

Выход

Участники

Что

От кого

Что

Для кого

Исполнитель

Ответственный

1

Прием и проверка приемо-сдаточных накладных на поступившую готовую продукцию

Приемо-сдаточная наклад-ная

от изготовите-лей

Акт о приемке готовой продукции

бухгалтерия

кладовщик

Главный бухгалтер

2

Составление ведомости учета готовой продукции

Акт о приемке готовой продук-ции

бухгалтерия

ведомость учета готовой продукции

кладовщик

Главный бухгалтер

Таблица 10. Выходы и клиенты бизнес-процесса

Первичные выходы

Первичные клиенты

Приемо-сдаточная накладная

Подразделения, цеха-изготовители

Вторичные выходы

Вторичные клиенты

Ведомость учета и реализации продукции

бухгалтерия

Таблица 11. Входы и поставщики бизнес-процесса

Первичные входы

Первичные поставщики

Договор на покупку

Производственно-хозяйственная часть

Вторичные входы

Вторичные поставщики

Сопроводительные документы, счет-фактура, разрешение на отгрузку

Покупатели, бухгалтерия

Таблица 12.Функциональная структура бизнес-процесса

Операция (этап)

Функция

1

Прием и проверка приемо-сдаточных накладных на готовую продукцию

Проверяется и оформляется готовая продукция

2

Составление ведомости учета готовой продукции

Склад оформляет ведомость учета готовой продукции

На предприятии выпущенные из производства готовые изделия сдаются на склад предприятия и документально оформляются. В документах указывается цех-сдатчик, склад - получатель, наименование и номенклатурный номер изделия, дата сдачи, учетная цена и количество сданной продукции. Один экземпляр документа находится в производственном цехе, а второй -- на складе. На каждую партию сдаваемой продукции делают запись в обоих экземплярах приемно-сдаточных документов.

В результате структура информационных потоков в контексте предметной области следующая (см. табл. 13).

Таблица 13. Структура информационных потоков предметной области

Информация на бумажных
носителях (документы)

Устная

информация

Информация
в электронном виде

Накладная, счет-фактура, счет , договор, разрешение на отгрузку

-

Ведомость учета готовой продукции

Экономическая сущность предметной области представлена в виде учета готовой продукции как результативного экономического показателя, определяемого на основе количества, наименования (см. табл. 14).

Таблица 14. Экономическая сущность предметной области

Экономические показатели (результатные)

Исходные показатели

Методика (технология) определения

Готовая продукция на складе

Наименование, количество

На складе имеется электронная база, которая заполняется по мере поступления готовой продукции.

Далее все передается в бухгалтерию, в которой формируются ведомости учета готовой продукции

При этом важно отметить, что данные по учету материалов используются как в контуре бухгалтерского учета, так и в системе управления производством