Информация в бухгалтерской отчетности о научно-исследовательских конструкторских и технологических работах: способы оценки, содержания и порядок формирования

курсовая работа

1.1 Основные понятия НИОКР

В качестве объекта регулирования ПБУ 17/02 названы расходы, связанные с выполнением НИОКР. В данном определении существенны две части: понятие НИОКР и понятие расходов на их выполнение. В настоящее время в нормативных документах отсутствует определение НИОКР для целей бухгалтерского учета.

Если организация прибегла для проведения НИОКР к услугам стороннего исполнителя, характер работ будет явствовать из заключенного между ними договора. Но как подтвердить сущность проводимых инноваций при их производстве своими силами?

В ПБУ 17/02 прямо указывается, что к научно-исследовательским работам в нем относятся работы, связанные с осуществлением научной (научно-исследовательской), научно-технической деятельности и экспериментальных разработок, определенные Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - закон № 127-ФЗ). Определения же опытно-конструкторских и технологических работ не расшифровываются. Однако в соответствии со сложившейся практикой экспериментальные разработки не относятся к исследованиям, а как раз представляют собой опытно-конструкторские и технологические работы. Таким образом, в ПБУ 17/02 и в законе 127-ФЗ используются различные классификации исследований и разработок.

Единственно возможный путь для бухгалтера в такой ситуации - понимать под НИОКР в целом все работы в рамках тех видов деятельности, которые перечислены в пункте 2 закона № 127-ФЗ:

научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды,

прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;

научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы; экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Данный взгляд не противоречит целям применения ПБУ 17/02, так как в нем не устанавливается различных требований для НИР и ОКР.

Согласно закону № 127-ФЗ научная и научно-техническая деятельность может осуществляться любыми юридическими лицами, если она предусмотрена их учредительными документами (п. 1 ст. 3). Для коммерческих организаций, скорее всего, не будет характерно проведений фундаментальных научных исследований.

Понимание НИОКР как работ, осуществляемых в рамках деятельности, предусмотренной законом 127-ФЗ, имеет важное следствие. В соответствии с приказом Миннауки РФ от 17.11.1997 № 125 все такие работы подлежат обязательной регистрации во Всероссийском научно-техническом информационном центре (ВНТИЦ) независимо от организационно-правовой формы организации-исполнителя. То есть, чтобы выполняемые работы можно было отнести к НИОКР для целей применения ПБУ 17/02, необходимо осуществить их государственную регистрацию.

Кроме того, в ПБУ 17/02 заложен ряд ограничений на состав НИОКР, подпадающих под его действие. Оно не применяется в отношении:

не законченных НИОКР - то есть не регулирует учет расходов на НИОКР в процессе их исполнения; НИОКР, результаты которых признаны нематериальными активами организации.

Как мы уже отметили, объектом регулирования ПБУ 17/02 являются не сами НИОКР или их результаты, а совокупность фактических расходов на их проведение. Что именно следует включать в их состав, указано в пункте 9 ПБУ 17/02 . При этом расходы на НИОКР представляют собой самостоятельный объект учета в соответствии с ПБУ 17/02 при соблюдении ряда условий. Факт выполнения работ и сумма расходов на них должны быть документально подтверждены, а использование результатов может быть продемонстрировано и в будущем приведет к получению экономических выгод. Среди этих критериев вопросы вызывает требование демонстрации результатов работ. Такое требование к объекту учета устанавливается в российской нормативно-правовой базе впервые. При этом не совсем ясно, как, кому и при наличии каких оснований организация должна осуществить эту демонстрацию. Будем полагать, что для целей применения ПБУ 17/02 достаточно наличия теоретической возможности такой демонстрации.

Если все требования ПБУ 17/02 соблюдены, расходы на НИОКР предписывается отражать в качестве вложений во внеоборотные активы (п. 5 ПБУ 17/02). В то же время согласно пункту 6 ПБУ 17/02 единицей их бухгалтерского учета должен являться инвентарный объект. Это положение тут же вызвало сложности в выборе балансового счета для нового объекта бухгалтерского учета. Ведь счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" не предназначен для ведения инвентарного учета, так как относится к группе калькуляционных счетов и служит для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты на учет в качестве таких активов. Кроме того, в предшествующей нормативной практике инвентарными объектами бухгалтерского учета признавались исключительно объекты гражданских прав, а расходы к их числу не относятся. Отметим, что понятия первоначальной и остаточной стоимости для объекта "расходы на НИОКР" ПБУ 17/02 не вводятся. В этом также состоит их отличие от прочих инвентарных внеоборотных активов. Данные несоответствия вызвали бурную полемику, которая завершилась изданием приказа Минфина России от 07.05.2003 № 38н. Этот приказ вносит ряд изменений в действующий план счетов и, в частности, предусматривает открытие субсчетов к счету 04 "Нематериальные активы" - по видам нематериальных активов и по расходам на НИОКР. В результате возникла двойственная ситуация: эти расходы не относятся к нематериальным активам ни по ПБУ 17/02, ни по ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", но в то же время подлежат отражению на счете учета нематериальных активов, несмотря на отмеченные различия.

Таким образом, совокупность требований ПБУ 14/2007 и ПБУ 17/02 составляет следующую схему признания расходов на НИОКР:

Если любые НИОКР привели к созданию зарегистрированного объекта интеллектуальной собственности организации, в соответствии с ПБУ 14/2000 расходы на них образуют первоначальную стоимость соответствующего нематериального актива. Срок его полезного использования устанавливается исходя из срока действия охранного документа, но не более 20 лет.

Если зарегистрированные во ВНТИЦ НИОКР привели к получению результата, не оформляемого в качестве интеллектуальной собственности, но сулящего будущие экономические выгоды, в соответствии с ПБУ 17/02 расходы на них капитализируются на отдельном субсчете к счету 04 "Нематериальные активы". Срок их списания устанавливается исходя из ожидаемого срока использования результатов НИОКР, но не более 5 лет.

Если НИОКР привели к иным результатам, расходы на них признаются расходами периода и учитываются в составе внереализационных расходов.

Сравним, как различные варианты учета расходов на законченные НИОКР влияют на показатели финансовой отчетности организации.

Пример 1

Организация в течение года осуществляла разработку нового смазочного состава. Расходы составили в общей сложности 500 000 руб.

Вариант 1 - организация запатентовала данный состав сроком на 10 лет. При этом в активе баланса появятся подтвержденные патентом исключительные права. Их первоначальная стоимость составит 500 000 руб. Данные расходы не понизят прибыль текущего года.

При этом будут составлены следующие записи:

Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы" субсчет 8 "Выполнение НИОКР" Кредит счетов учета расходов на проведение НИОКР (02, 05, 10, 69, 70 и т.п.)

- 500 000 руб.;

Дебет 04 "Нематериальные активы" субсчет "Патенты" Кредит 08 "Вложения во внеоборотные активы" субсчет 8 "Выполнение НИОКР"

- 500 000 руб.

Данный объект подлежит амортизации в течение 10 лет. При линейном способе годовая сумма амортизации составит 50 000 руб.

Пример 1 (продолжение)

Вариант 2 - организация решила не раскрывать формулу состава и отказалась от идеи патентования. Было принято решение, что расходы на проведение НИОКР удовлетворяют всем требованиям ПБУ 17/02 и должны учитываться в составе вложений во внеоборотные активы. Таким образом, в данном случае в активе баланса также произойдет увеличение суммы внеоборотных активов на 500 000 руб. Срок списания данных расходов установлен приказом руководителя и составляет 5 лет.

Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы" субсчет 8 "Выполнение НИОКР" Кредит счетов учета расходов на проведение НИОКР (02, 05, 10, 69, 70 и т.п.)

- 500 000 руб.

Дебет 04 "Нематериальные активы" субсчет "Патенты" Кредит 08 "Вложения во внеоборотные активы" субсчет 8 "Выполнение НИОКР"

- 500 000 руб.

При линейном способе годовая сумма списания составит 100 000 руб., то есть прибыль последующих пяти лет будет уменьшаться на вдвое большую сумму, чем в первом варианте.

Таким образом, предложенная Минфином России методология учета расходов на НИОКР привела к их смешению в отчетности с нематериальными активами. Разграничить эти объекты в годовом отчете можно, лишь обратившись к пояснениям, которые составляют не все типы организаций.

Пример 1 (окончание)

Вариант 3 - организация пришла к выводу, что использовать разработанный состав будет экономически невыгодно из-за его дороговизны. Поэтому средства, затраченные на его создание, необходимо списать во внереализационные расходы текущего года. В результате актив организации не претерпит увеличения, а прибыль уменьшится на 500 000 руб.

Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы" субсчет 8 "Выполнение НИОКР" Кредит счетов учета расходов на проведение НИОКР (02, 05, 10, 69, 70 и т.п.)

- 500 000 руб.;

Дебет 91-2 "Прочие расходы" Кредит 08 "Вложения во внеоборотные активы" субсчет 8 "Выполнение НИОКР"

- 500 000 руб.

При проведении финансового анализа отчетности, составленной в этих трех случаях, потенциальный кредитор или инвестор обычно предпочитает компанию с большей суммой активов и более высокими прибылями. По этой логике первый и второй вариант лучше третьего. В то же время не следует забывать, что расходы на НИОКР - это еще не доходы от их использования. При изменении конъюнктуры они легко могут превратиться в убытки. По этой причине еще в начале 70-х годов произошел финансовый кризис компании Rolls Roys, капитализировавшей все расходы на НИОКР. В настоящее время российские организации при проведении НИОКР располагают возможностями отразить их в бухгалтерском учете наиболее предпочтительным из трех перечисленных способов. Этому способствует расплывчатость условий капитализации расходов на НИОКР в ПБУ 17/02.

Делись добром ;)