logo
Контроль операций по учету готовой продукции

1.3 Нормативное и методологическое обеспечение аудиторской проверки движения готовой продукции

Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит во всех странах достаточно жестко регулируется. В некоторых из них, например, во Франции, в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы, нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью.

В настоящее время система нормативного регулирования проверки учета готовой продукции и ее реализации включает в себя документы следующих уровней:

ь Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности от 18.10.1994г. №3321-Х11; Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 08.11.1994г.; Закон Республики Беларусь «О предприятиях в Республике Беларусь» (НЭГ,1993г,№13-14);

ь Инструкция о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций министерства информации Республики Беларусь;

ь Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 г.№89.

ь Методические указания по ведению учета, подробно раскрывающиеся конкретные способы и правила ведения бухгалтерского учета, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;

ь Рабочие документы конкретной организации (учетная политика, рабочий план счетов и т.п.)

В Беларуси одним из основных нормативно-правовых документов, регламентирующих проведение финансового контроля деятельности предприятий, является Инструкция о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций Министерства информации Республики Беларусь. Она разработана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г.№673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999г.№89, 1/788;2001г.,№117,1/3286), Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2000г.№ 293 «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000г.,№52, 1/1312), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2004г.№358 « О плане мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004г. №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2004г.,№56, 5/14040), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2002г. №22 «О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2002г.,№8,5/9753).

В указанной Инструкции описаны:

1.основные задачи контроля и пути их реализации,

2.права и обязанности работников контролирующих органов,

3.виды проверок и их организация,

4.методика проведения проверок,

5.оформление результатов проверки,

6.порядок организации учета проведенных проверок.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Республике Беларусь осуществляется органом государственного управления, на который Советом Министров Республики Беларусь возложены обязанности государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Конкретные функции руководства учетом возложены на Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь и другие отраслевые органы управления.

Непосредственное методологическое руководство осуществляет Министерство финансов, которое разрабатывает и утверждает:

o Национальные стандарты по бухгалтерскому учету и отчетности;

o Положения, инструкции и разъяснения по единообразному отражению в учете и отчетности операций, не регламентирующих национальными стандартами по бухгалтерскому учету и отчетности,

o Типовые унифицированные формы первичных бухгалтерских документов, их электронные версии и инструкции по заполнению;

o Другие нормативные документы, обеспечивающие единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности.

Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 г.№3321-Х11 «О бухгалтерском учете и отчетности»: настоящий закон определяет правовые и методологические основы организаций и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерскому учету и отчетности Республики Беларусь. Обязывает всех хозяйствующих субъектов обеспечить формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах.

Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к его применению и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. Согласно этой инструкции готовая продукция - это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком и снабженные сертификатом или другим документом, удостоверяющим их качество.

Для установления количественного наличия, сохранности, движения и оценки совершенных операций по производству и реализации готовой продукции аудиторы могут использовать приемы документального и фактического контроля.

Приемы документального контроля предполагают исследование документов с целью установления правильности, достоверности, законности и экономической целесообразности документального отражения хозяйственных операций.

Аудиторы при исследовании операций по учету и реализации готовой продукции с целью получения доказательств могут использовать следующие приемы документального контроля.

Формальная проверка предусматривает проверку соблюдения действующих форм документов, последовательности, полноты и правильности заполнения реквизитов, соблюдения порядковой нумерации и наличия соответствующих подписей. Так, данный прием может применяться при проверке соблюдения установленных форм товарно-транспортных(товарных) накладных, используемых предприятиями при отгрузке готовой продукции и иных документов.

При логической проверке путем сопоставления хозяйственной операции, отраженной в документе, с различными взаимосвязанными показателями и фактами определяется, была ли объективная возможность ее возникновения. Например, сравнивается количество выпущенной и оприходованной готовой продукции с производственной мощностью цеха, что позволяет оценить объективность оперативного учета готовых изделий.

Логическая проверка во взаимосвязи с другими методическими приемами проверки документов позволяет выявить сокрытия хищений, приписки выполненного объема работ и другие злоупотребления.

При контрольных сличениях остаток на начало проверяемого периода вместе с документируемым приходом должен быть равен документируемому расходу вместе с остатком на конец проверяемого периода. Начальные и конечные остатки обычно основываются на данных инвентаризационных описей. Такие сличения находят широкое применение для проверки правильности оприходования и списания в расход отдельных наименований материальных ценностей, достоверности аналитического учета и т.д.

Обратный счет используется для проверки размера необоснованного списания сырья на производство при выпуске определенного вида готовых изделий. Сущность приема состоит в том, что по фактическому выпуску готовых изделий исчисляется расход сырья в соответствии с установленными нормами за межинвентаризационный период, который сопоставляется с фактически произведенными списаниями сырья по первичным документам за это же время. В результате устанавливают факты незаконного списания сырья и материалов на производство.

Фактическая проверка предполагает контроль фактического состояния, наличия и использования субъектами тех или иных ценностей, ставших объектом контроля. При проверке операций по учету и реализации готовой продукции аудиторами могут быть использованы следующие приемы.

Инвентаризация представляет собой проверку в натуре объектов инвентаризации (в частности, готовой продукции) с целью обеспечения ее сохранности. Специальная комиссия проверяет фактическое наличие готовых изделий в местах их хранения с целью подтверждения (не подтверждения) соответствующих учетных данных. Результаты проверки записываются в инвентаризационную опись. Без нее невозможно дать объективную оценку сохранности имущества, определить действительные потери сырья, товаров при их хранении и перевозках, ущерб, причиненный недостачами и другими злоупотреблениями. Она используется для определения изъятого имущества по подложным документам, завышения цен и других неправомерных действий.

В ходе аудиторских процедур широко используют обследование объектов. Оно включает круг вопросов, связанных с изучением организационно-производственной деятельности и проверкой обеспечения сохранности имущества. Обычно обследование объектов целесообразно проводить в начале аудита. В процессе обследования можно получить информацию о неполадках в организационно-производственной деятельности, а также найти ответы на многие вопросы по обеспечению сохранности имущества непосредственно на объектах. При обследовании объектов целесообразно ознакомиться с организацией и ведением учета в местах хранения материальных ценностей и готовой продукции, соблюдением действующих правил и порядка оформления документами операций по их оприходованию и выбытию. При этом особое внимание обращается на ознакомление с неофициальной документацией, т.е. документами, не проходящими бухгалтерскую обработку.

При необходимости в круг обследования включают: анкетирование, хронометраж, фотографирование, наблюдение за поведением материально ответственных работников на рабочих местах и другие.

При аудиторских проверках иногда необходимо проверить качество готовой продукции. В этом случае производят контрольный запуск сырья и материалов в производство либо сдают готовую продукцию для лабораторного анализа. При контрольном запуске сырья и материалов в производство в присутствии контролера и приглашенного эксперта проверяется весь технологический процесс, начиная от взвешивания материалов, его обработки и кончая определением веса готовой продукции. Это дает возможность проверить фактический выход готовой продукции и действительное количество израсходованного сырья и сопоставить с теми данными, которые имели место до контрольного запуска. Результаты контрольного запуска сырья и материалов в производство оформляются отдельным промежуточным актом (Приложение 1).

Лабораторные анализы чаще всего применяют при проверках соответствия качества готовой продукции действующим стандартам.

На многих участках деятельности аудиторы и эксперты используют разные по своему содержанию контрольные проверки. Они применяются для изучения полноты оприходования грузов, прибывших транспортом, достоверности совершаемых операций по отпуску материальных ценностей со складов, качества инвентаризаций, проводимых в процессе аудита, соблюдения правил отпуска материалов и готовой продукции.

Таким образом, при аудиторской проверке операций по учету и реализации готовой продукции могут быть использованы приемы документального и фактического контроля. Названные приемы целесообразно применять в совокупности с целью обеспечения высокого качества контроля.