logo
Методические аспекты составления рекомендательного библиографического очерка

2.1 Анкетирование как метод определения литературных явлений для библиографирования

Выбор методик исследования - одна из важных и трудных задач. Используемые методы и методики должны позволить достичь цели исследования. Выбор методов исследования определяется его целями, особенностями изучаемого явления, процесса. В нашем случае предполагается применить методы опроса (в форме анкетирования), анализа документов и экспертную оценку.

Наибольшей популярностью пользуется метод опроса. При проведении опросов выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетирование.

Для нашего исследования целесообразно было использовать анкетирование, как метод, который будет полезен для отбора литературного явления подлежащего отражению в библиографическом очерке.

Анкетирование - это заочный опрос, при котором всем респондентам в идентичной печатной форме предлагается система вопросов с возможными вариантами (или без них) ответов. Вопросы по своей сути являются материальным воплощением темы, а по форме - основным инструментом проведения опроса.

Все вопросы могут быть разделены на закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытые вопросы содержат возможные, допустимые варианты ответов. Они, с одной стороны, уточняют вопрос, а с другой - ограничивают возможные интерпретации ответов.

Полузакрытые вопросы. Здесь респонденту предлагается выбрать один или несколько ответов из ряда предложенных и в то же время предоставляется возможность высказать собственное мнение.

При открытых вопросах респондент сам определяет содержание, вид и форму ответа.

Большое значение имеет последовательность вопросов. Вначале должны следовать вопросы общего характера, цель которых ввести респондента в курс дела, заинтересовать его. Они должны быть простыми, наиболее сложные помещаются в середине анкеты.

Анкетирование дает возможность получить значительный объем информации при сравнительно простой технике и небольших материальных затратах.

В основе вопроса лежит потребность получить новую информацию, расширить наличное знание об анкете. Недаром такое состояние субъекта познания называют «вопросительным», относя его к особой форме проявления интереса.

Для сбора информации для отбора литературного явления была составлена анкета для библиотечных работников, как наиболее информированных о составе библиографических ресурсов по художественной литературе и литературоведению.

Анкета включает 6 вопросов, среди которых отсутствуют закрытые вопросы. Это сделано сознательно, чтобы получить более объективные результаты и одновременно узнать мнение специалистов по названной проблеме.

Первый вопрос анкеты призван выяснить, каких именно рекомендательных библиографических пособий (каких жанров) не хватает в библиотеках. Он позволит определить пробелы в системе рекомендательных библиографических пособий конкретной библиотеки.

Второй вопрос должен был дать возможность отобрать литературное явление, подлежащее отражению в библиографическом пособии. Таким образом, можно было судить об актуальности (в связи с малой библиографической обеспеченностью) предполагаемого к составлению рекомендательного указателя.

Третий вопрос был составлен, как контрольный к предыдущему. Кроме того, он показывал реальное мнение библиотекарей - какие из названных имен вызывают интерес у читателей. Ведь, отсутствие пособия в библиотеке не всегда бывает замечено, поскольку отсутствуют запросы по данной теме или о конкретном лице. В том случае, когда задается вопрос о личном предпочтении библиотечного работника при выборе имени для отражения в библиографическом пособии, ожидается такой выбор, который позволит качественно обслуживать читателей. То есть устанавливаются определенные приоритеты.

Четвертый вопрос анкеты должен позволить определить жанр предполагаемого пособия. Он также может считаться контрольным, но уже к первому вопросу. Ответы должны показать, какие пособия желательны в библиотеке, даже, если они есть в достаточном количестве.

Пятый вопрос важен для нас, поскольку позволит установит читательское, а косвенно и целевое назначение будущего указателя.

Шестой вопрос - это, так называемая, «паспортичка» - предлагает рассказать о себе: назвать должность, стаж работы в библиотеке и образование.