Организация и ведение бухгалтерского учёта на предприятии ООО "Славянка"

курсовая работа

4. Анализ себестоимости ООО «Славянка»

Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. Анализ себестоимости продукции имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Главной целью анализа себестоимости продукции является выявление резервов сокращения как прямых (переменных), так и косвенных (условно-постоянных) затрат. Для определения темпов изменения затрат, выявления отклонений плановых показателей от фактических проводится анализ динамики себестоимости по основным статьям, для выявления причин отклонений анализируются элементы затрат.

Динамика и структура затрат на производство продукции представлена в табл.6 .

Таблица 6 - Динамика затрат на производство продукции за 2009-2011 гг.

Статьи затрат

Сумма, руб.

Структура затрат, %

Отклонение, %

2009г

2010г

2011г

2009г

2010г

2011г

2011г к 2009г

Оплата труда

1945

2643

3351

26,93

19,76

18,70

172,29

Отчисления на социальные нужды

505

675

845

6,99

5,05

4,72

167,33

Материальные затраты

4260

8810

11620

58,99

65,85

64,86

272,77

Прочие затраты

512

1250

2100

7,09

9,34

11,72

410,16

Полная себестоимость

7222

13378

17916

100,00

100,00

100,00

248,08

В том числе:

Переменные затраты

4120

7566

10726

57,05

56,56

59,87

260,34

Постоянные затраты

3102

5812

7190

42,95

43,44

40,13

231,79

Затраты на 1 руб. продукции, руб.

0,743

0,81

0,711

-

-

-

95,7

По данным таблицы 6 можно сделать вывод, что полная себестоимость в 2011 году по сравнению с 2009 годом возросла более чем в 2 раза.

В 2009 году в себестоимости продукции наибольший удельный вес занимают материальные затраты 58,99%, удельный вес затрат по оплате труда составляют 26,93%. В 2010 году в себестоимости продукции наибольший удельный вес занимают материальные затраты 65,85 %, удельный вес затрат по оплате труда составляют 19,76%.

В 2011 году в себестоимости продукции наибольший удельный вес занимают материальные затраты 64,85 %, удельный вес затрат по оплате труда составляют 18,70 %.

Затраты на 1 руб. продукции в 2009 году составляют 0,743, в 2010 году составляют 0,81, в 2011 году составляют 0,711.

На изменение себестоимости продукции влияют: объём и состав продукции, отпускные цены. Для проведения расчётов составляется аналитическая таблица.

По данным таблицы, общее отклонение затрат на 1 руб. товарной продукции от их уровня по утверждённому плану составляет:

СФпл.= 0,711 - 0,717 = - 0,006 или 6 копеек на 1руб.

Таблица 7 - Расчёт затрат на рубль товарной продукции

Наименование показателя

Уровень показателя

I. Показатели принятого плана

1. Стоимость реализованной продукции в отпускных ценах, принятых в плане

24800

2. Полная себестоимость реализованной продукции

17787

II. Фактические отчётные показатели

3. Стоимость реализованной продукции в действовавших отпускных ценах

25182

4. Стоимость реализованной продукции в отпускных ценах, принятых при составлении плана

23120

5. Полная фактическая себестоимость реализованной продукции

17916

6. Полная плановая себестоимость реализованной продукции

17787

III. Уровни затрат на 1 руб. реализованной

Продукции

1. Затраты на 1 руб реализованной продукции по плану ( стр. 2 / стр.1)

0,717

2. Фактические затраты на 1 руб. реализованной продукции в действовавших ценах (стр.5/стр.3)

0,711

3. Фактические затраты на 1 руб. реализованной продукции в действовавших ценах, принятых при составлении плана (стр.5/стр.4)

0,775

4. Затраты на 1 руб. реализованной продукции по плану, пересчитанному на фактический объём и состав продукции (стр.6/стр.4)

0,769

Это отклонение вызвано влиянием следующих факторов:

1. Изменение уровня фактически действовавших отпускных цен на продукцию в отчётном периоде по сравнению с их уровнем, принятым при составлении плана:

СФ- С1пл. = 0,711 - 0,775 = - 0,064 или - 64 копейки на 1 руб.

2. Изменение фактической себестоимости единицы продукции по сравнению с плановой себестоимостью:

С1ф- С1пл. = 0,775 - 0,769 = 0,006 или 0,6 копеек на 1 руб.

3. Влияние ассортиментных сдвигов. Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции оценивают путем сравнения себестоимости продукции предыдущего года, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с себестоимостью проданной продукции в отчетном году, рассчитанной по затратам предыдущего года:

Изменение фактического объёма и состава продукции по сравнению с предусмотренным в плане рассчитывается по формуле:

С1пл. - Спл = 0,769 - 0,717 = 0,052 или - 5,2 копеек на 1 руб.

Полученные результаты сведём в табл.8

Таблица 8 - Обобщение результатов факторного анализа затрат на 1 руб. товарной продукции

Наименование факторов

Влияние

1. Изменение уровня отпускных цен

- 0,064

2. Изменение фактической себестоимости продукции

0,006

3. Ассортиментные сдвиги в составе продукции

0,052

ИТОГО по всем факторам

-0,006

По результатам анализа можно сделать следующие выводы: наибольшее снижение себестоимости дали изменения уровня отпускных цен, 6,4 коп.на 1 руб. В целом экономия затрат снижена на 5,2 коп. за счёт ассортиментных сдвигов в составе продукции.

Делись добром ;)