Основные этапы подготовки аудиторской проверки

контрольная работа

1. Отбор клиентов и согласование проведения аудита

При осуществлении аудиторской деятельности важное значение имеет выбор аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами) предприятий для проведения аудита.

Аудиторским организациям очень важно иметь взвешенную систему отбора и надежные критерии оценки потенциальных клиентов. Это позволит снизить риски в ходе аудиторской проверки и избежать значительных финансовых и моральных потерь.

Выделяются следующие основные приемы отбора клиентов аудиторскими организациями.

1. Определение целей аудиторской проверки, преследуемых данным клиентом, и возможного использования ее результатов. Цели проведения проверки могут быть самыми разнообразными: обязательный аудит в соответствии с требованиями законодательства; наличие проблем в учете, которым надо уделить особое внимание; необходимость проверки отчетности дочерних и независимых компаний; проверка консолидированной отчетности и т.д. Поставленные цели влияют на объем аудиторских процедур, трудозатраты и стоимость проведения проверки.

2. Предварительная оценка потенциальной трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска.

3. Определение репутации клиента и выяснение особенностей руководства предприятием. При изучении репутации клиента рассматривается отсутствие или наличие проигранных или незаконченных судебных дел, проблем с налоговыми и прочими государственными органами. При анализе особенностей руководства рассматривают состав совета директоров, перечень основных акционеров, с выделением их доли в акционерном капитале, для определения фактических собственников организации и т. п.

4. Особенности бизнеса клиента. Здесь необходимо изучить отрасль деятельности и виды выпускаемой продукции (оказываемых услуг) для определения способности аудиторской организации провести проверку, а также необходимого количества специалистов требуемой специализации или дополнительных экспертов.

5. Оценка причин смены предыдущего аудитора. Принимаются во внимание срок работы предыдущей аудиторской фирмы с данным клиентом, виды оказанных услуг, форма выданного аудиторского заключения и разногласия между аудитором и клиентом по форме составленного заключения, по проблеме отражения событий, произошедших до даты составления аудиторского заключения, или другим вопросам.

6. Выяснение характера взаимоотношений с третьими лицами: налоговыми органами, банками, партнерами, другими потребителями информации финансовой отчетности потенциального клиента. Очень важной является информация, получаемая от юристов, для установления фактических и потенциальных судебных разбирательств.

7. Наличие проблем, связанных с нарушением независимости аудиторов (родственной, имущественной, финансовой и т. п.).

Если результаты изучения указанных вопросов подразумевают высокий риск для аудиторской организации или поставленные клиентом задачи нереальны для выполнения, клиент не принимается на обслуживание.

При выборе аудиторской организации предприятия, как правило, руководствуются рекомендациями знакомых, деловых партнеров, имеющейся информацией в специальной литературе, информацией, полученной на семинарах, из рекламы и т. п. Причем от выбора дешевых аудиторских услуг предприятия постепенно переходят к услугам более качественным и, соответственно, более дорогим. Для того чтобы не ошибиться и найти оптимальное сочетание между двумя основными критериями: качеством и ценой, многие предприятия устраивают открытые конкурсы на проведение аудита.

В соответствии с Законом об аудиторской деятельности, при проведении обязательного аудита в организациях, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, в том числе государственных унитарных и муниципальных предприятиях, заключение договоров на проведение обязательного аудита должны осуществлять только по итогам проведения открытого конкурса. В любом случае при проведении как обязательного, так и инициативного аудита выделяются общие основные критерии отбора аудиторских организаций:

* наличие лицензии -- предприятию следует убедиться в том, что аудиторская организация имеет действующую лицензию на соответствующий вид услуг;

* ответственность за качество аудита -- это степень ответственности за качество своей работы, которую аудиторская организация готова взять на себя по договору на проведение аудита. Является одним из ключевых факторов выбора аудиторской организации;

* численность персонала и его опыт -- определяет качество и сроки проведения проверки;

* уровень цен на услуги и наличие льгот -- в существующих рыночных условиях цены на услуги в различных аудиторских организациях дифференцированы, поэтому предприятия имеют возможность выбора по этому критерию.

* стаж работы на рынке -- указанный критерий свидетельствует об имеющемся опыте;

* виды предоставляемых услуг -- чем шире перечень услуг, которые предоставляет аудиторская организация, тем удобнее предприятию.

Документом, определяющим взаимоотношения, а также устанавливающим взаимопонимание между аудитором и предприятием, является письмо о согласии на проведение аудита.

Подготовка письма-обязательства определяется Российским правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита».

Письму-обязательству предшествует официальное предложение аудиторской организации с просьбой об оказании аудиторских услуг. Письмо-обязательство направляется исполнительному органу предприятия до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора. Письмо-обязательство аудиторской организации документально подтверждает согласие на проведение аудита.

Предприятие письменно подтверждает свое согласие на условия аудита, предложенные аудиторской организацией. В этом случае условия письма остаются в силе в течение действия соглашения о проведении аудиторской проверки.

Письмо-обязательство содержит следующие обязательные указания об условиях аудиторской проверки:

* об объекте и цели аудиторской проверки, в частности, о порядке проведения проверки филиалов и подразделений проверяемого предприятия в случае их наличия;

* о законодательных актах и нормативных документах, на основании которых проводится аудит;

* о дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита;

* о форме отчетности аудиторской организации по результатам аудита;

* об ответственности аудиторской организации за оказываемые услуги;

* об обязательстве аудиторской организации по соблюдению коммерческой тайны;

* о наличии риска не обнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности проверяемого предприятия в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля.

Письмо-обязательство содержит обязательные указания по обязательствам проверяемого предприятия:

* об ответственности проверяемого предприятия и его исполнительного органа за полноту и достоверность представленной документации и финансовой (бухгалтерской) отчетности;

* об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и любой другой документации и информации, необходимой для проведения аудиторской проверки;

* о направлении организацией по просьбе аудитора писем в адрес дебиторов и кредиторов о подтверждении (не подтверждении) ими соответствующей задолженности;

* о невозможности оказывать давление на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемого предприятия.

По усмотрению аудиторской организации, учитывая пожелания клиента, дополнительно могут быть включены в текст письма-обязательства следующие сведения:

* общие сведения об оказываемых аудиторской организацией услугах, квалификации персонала, наиболее крупных клиентах, членстве в российских и международных профессиональных объединениях;

* примерный календарный план проведения аудита;

* состав группы аудиторов;

* характеристика применяемых методов проведения проверки;

* условия оплаты аудита;

* согласие предприятия на использование результатов работы предшествующей аудиторской организации;

* предложение о дальнейшем развитии договорных отношений между аудиторской организацией и предприятием.

Делись добром ;)