Основы амортизационной политики предприятий

курсовая работа

2.2 Организация амортизационной политики ООО «Трейдпроект Роуз Интернэшнл»

В ООО «ТРИ» учёт ведется по журнально-ордерной форме с применением ЭВМ. В организации установлены программы «1С-Предприятие 8.2» и «1С-Предприятие 8.2 «Зарплата и Управление Персоналом» редакция 2.5. Так же на предприятии предполагается подключение программы сдачи электронной отчётности.

При осуществлении бухгалтерского учёта используется План счетов бухгалтерского учёта. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учёта обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Основными регистрами являются журналы-ордера. Вспомогательные ведомости применяются в тех случаях, когда требующиеся аналитические показатели сложно обеспечить непосредственно в журналах-ордерах. После записи в главную книгу итогов исправления не допускаются. Необходимые уточнения оформляются специальной бухгалтерской справкой, данные справки заносятся в главную книгу.

Предприятие ведет бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством РФ.

Организация бухгалтерского учёта в организациях проводится согласно Федеральному закону РФ №402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учёте». Ответственность за организацию бухгалтерского учёта в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операции несут руководители организации. Согласно п. 2 этой статьи Закона руководители организаций могут в зависимости от объема учётной работы:

- учредить самостоятельную бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

- ввести в штат должность бухгалтера;

- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учёта централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру - специалисту;

- вести бухгалтерский учёт лично.

В ООО «ТРИ» бухгалтерский учёт осуществляется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером. Главный бухгалтер назначается или освобождается от должности руководителем организации. Он подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учётной политики, ведение бухгалтерского учёта, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчётности.

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операции законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операции и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательно для всех работников организации.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств« (ПБУ 6/2001), основные средства - это материальная часть имущества организации, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией и не предназначенная для продажи. С 1.01.2001 г. средства труда относят к основным средствам на основании срока полезного использования, который составляет 12 месяцев. Этот срок определяется при постановке объекта на учёт и соответствует периоду времени, в течение которого данный вид основных средств, способен приносить доход. Для отдельных объектов основных средств, срок полезного использования зависит от количества продукции или объема работ.

Классификация ОС производится по следующим признакам:

По принадлежности:

- собственные - принадлежащие данной организации; учитываются на активном балансовом счете 01 (по Д - поступление, по К - выбытие ОС).

- арендованные - объекты, право собственности, на которые принадлежат другим лицам, но временно используются в данной организации.

При текущей аренде (до 1 года) средства отражаются на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».

По назначению: производственные и непроизводственные.

По признаку использования: в эксплуатации, в аренде, на реконструкции, в запасе, на консервации.

Данная группировка используется при начислении амортизационных отчислений. На 3, 4, 5 вид средств амортизация не начисляется, по 2 - амортизация начисляется через внереализационные расходы (Д 91).

По видам: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструмент, хозяйственный инвентарь, многолетние насаждения, капитальные вложения в арендованные объекты, прочие ОС.

Необходимым условием правильного учёта ОС является применение единого принципа их оценки. Различают 3 вида оценки основных средств (рис. 2.1.).

Рис. 2.1 «Виды оценки основных средств»

На схеме 2.1. представлены виды оценки основных средств, они подразделяются следующим образом:

- Полная первоначальная - стоимость (ППС) постановки основных средств на учёт. Зависит от способа их приобретения или создания.

ППС ОС, приобретенных за плату, определяется как сумма фактических расходов на их приобретение, доставку, транспортировку, регистрационные сборы и т.п.

ППС ОС, внесенных учредителем в качестве вклада в УК, определяется по договоренности сторон.

ППС ОС, полученных безвозмездно, определяется по рыночной стоимости на дату оприходования.

ППС ОС, сооруженных хозяйственным способом, определяется как сумма фактических затрат организации на их сооружения.

ППС ОС, сооруженных подрядным способом, определяется по сметной стоимости работ.

- Восстановительная - стоимость воспроизводства ОС в современных экономических условиях (применяется при переоценке). Переоценка проводится путем индексации или прямого пересчета стоимости, что отражается по счету 83.

- Остаточная - разница между ППС (восстановительной) и суммой начисленного износа.

Единицей учёта основных средств является отдельный инвентарный объект, под которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предметов, выполняющих одну функцию. Каждому инвентарному объекту присваивается определенный инвентарный номер на весь период его эксплуатации на предприятии.

Поступление объекта оформляется актом приемки-передачи основных средств (форма ОС-1,и другими документами) (приложение 7). На основании акта и технической документации заполняется инвентарная карточка учёта основных средств (ОС-6), в которых ведется аналитический учёт объектов, указывается денежная оценка, норма амортизации и техническая характеристика объекта, отражаются факты продажи и ликвидации объекта.

Синтетический учёт основных средств ведется на активном балансовом счете 01 Основные средства по первоначальной стоимости. Рассмотрим структуру счета 01 - основные средства (рис. 2.2.).

Рис. 2.2 «Структура счета 01 - Основные средства»

На схеме 2.2. представлена корреспонденция счетов по Д и К счета 01 - основные средства.

Специфика воспроизводства основных средств обусловливает формирование особого хозяйственного процесса, называемого капитальными вложениями, под которыми понимают вложения денежных средств в строительство или приобретение новых внеоборотных активов. Источниками капитальных вложений могут являться как собственные (фонд накопления, амортизационный фонд, чистая и нераспределенная прибыль), так и заемные (привлеченные). Учёт капитальных вложений осуществляется по активным балансовым счетам 07 Оборудование к установке (если требуется монтаж оборудования) и 08 Капитальные вложения.

По Д 08 отражаются:

фактические затраты застройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, НМА и других соответствующих активов или затраты на приобретение основных средств и НМА; при этом корреспондируются счета 60, 23, 10, 02, 70 и др.;

суммы начисленного износа, относящиеся к объектам вложений во внеоборотные активы в корреспонденции со счетами 02 и 05;

уплаченные проценты по кредитам, полученным на приобретение основных средств, и финансирование вложений во внеоборотные средства в пределах ставки ЦБ РФ до момента принятия на учёт основных средств.

По К 08 фиксируется:

стоимость объектов, принятых в эксплуатацию или приобретенных за плату в корреспонденции со счетами 01 и 04;

стоимость выбывших (проданных, переданных) вложений во внеоборотные активы - дебетуется счет 91;

стоимость выявленных при инвентаризации недостач (Д 94) и потерь в связи с чрезвычайными обстоятельствами (Д 99).

Сальдо по счету 08 отражает величину вложений в незавершенное строительство или незаконченные операции приобретения основных средств, НМА и других внеоборотных активов и определяется как разница между затратами на их проведение и стоимостью переведенных на учёт средств по счетам 01 и 04.

Учёт ОС приобретенных за плату отражается проводками:

- Д 08-4 К 60 - принят к оплате счет поставщика на приобретение ОС;

- Д 19-1 К 60 (76) - учтен вступительный НДС.

НДС является возмещаемым налогом, при этом вступительный НДС оплачивается организацией, а начисленный - удерживается организацией с покупателей товаров, и перечисляется в бюджет (счет 68):

- Д 08-4 К 60 (76) - приняты к оплате счета за сопутствующие услуги;

- Д 08-4 К 68 - начислены суммы налогов, сборов и пошлин;

- Д 01 К 08-4 - принят на баланс объект ОС;

- Д 60, 76 К 51 - оплачены счета поставщиков и посредников;

- Д 68 К 19-1 - отнесен в бюджет НДС.

При аренде основных средств по Д 26, 44, 19 и К 76 начисляется арендная плата и Д 76 К 51 погашается с расчетного счета.

При учёте средств, поступивших от учредителей используется счет 75 Расчеты с учредителями и 80 «Уставный капитал», при безвозмездном получении ОС используют счет 98-2 «Безвозмездные поступления».

Основные средства в процессе их эксплуатации могут быть реализованы, ликвидированы, списаны, переданы безвозмездно. Данные операции в учёте отражаются через счет 01 субсчет «Выбытие основных средств». При этом по Д отражается стоимость выбывающих средств, по К относятся суммы начисленной до момента выбытия амортизации, что в результате дает остаточную стоимость выбывающего основного средства, которая затем списывается на Д 91-2 вместе с НДС. Кроме того, на К 91-1 фиксируются операционные доходы, связанные со списанием основных средств выручка от реализации, стоимость полученных ценностей). Сопоставлением прочих доходов и расходов получают результат от выбытия, списываемый с Д 91-9 (в случае убытка - с К) в К 99 (Д 99), формируя налогооблагаемую прибыль. При этом остаточная стоимость средств, выбывших из-за чрезвычайных обстоятельствах, относится непосредственно с К 01-в в Д 99. При недостаче и порче используется Д 94, откуда впоследствии переносится в Д 73 (при наличии виновника) или Д 91.

Стоимость основных средств предприятия погашается путем начисления износа (амортизированной стоимости) и списания на издержки производства в течение всего периода их полезного использования по нормам, утвержденным в установленном порядке. При этом следует помнить, что для целей бухгалтерского учёта амортизация начисляется в соответствии с ПБУ 6/01, а для целей налогообложения - в соответствии с главой 25 НК РФ. Для учёта амортизации основных средств используется пассивный счет 02, по К которого начисляется амортизация в корреспонденции с Д 01, 20, 23, 91-2, 83, 97, а по Д списывается в корреспонденции с К 01 в 83 (при переоценке.)

Необходимо отметить, что показатели износа и амортизации основных средств отличаются по своему экономическому содержанию:

Износ - качественный показатель снижения стоимости основных средств;

Амортизация - количественный показатель, представляющий собой накопление денежных средств для приобретения новых основных средств путем включения амортизации в издержки производства.

Существует четыре основных способа начисления амортизации объектов основных средств (рис. 2.3.).

Рис. 2.3 «Способы начисления амортизации ОС»

Из рис. 2.3. видно, что амортизация может начисляться четырьмя способами:

- Линейный - традиционный способ, состоящий в равномерном начислении амортизации в течение срока полезного использования объекта. Амортизация начисляется исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации.

- Способ уменьшаемого остатка предполагает определение годовой суммы начисления амортизации на основе остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчётного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования данного объекта при постановке его на учёт. Данный способ не позволяет начислить полную амортизацию объекта в установленный срок, поэтому применяется повышающий коэффициент, обычно равный 2 (если норма амортизации 20 %, то годовая сумма получается 40 %).

- Кумулятивный способ - способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Здесь используется первоначальная стоимость объекта и годовое соотношение, т.е. соотношение числа лет, остающихся до конца службы объекта, в знаменателе - кумулятивное число срока службы - при сроке службы 5 лет кумулятивное число = (1+2+3+4+5) = 15.

- Способ списания стоимости пропорционально объему продукции предусматривает, что ежегодная сумма амортизации определяется путем умножения процента, исчисленного при постановке на учёт данного объекта как отношение его первоначальной стоимости к предполагаемому объему выпуска продукции (работ, услуг) за период его использования и натурального показателя фактически выполненного объема работ за отчётный период.

Расчёт амортизации в ООО «ТРИ» представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Расчет амортизации основных средств ООО «ТРИ» за сентябрь 2013 г.

Вид основных средств

Стоимость ос, руб.

Дата поступления

Норма амортизации, год, %

Способ начисления амортизации

Сумма начисленной амортизации

Д

К

Охранная сигнализация

32140,00

01.06.2005

7

линейный

187,48

20

2

Кассовый аппарат ККМ «АМС-100К»

13521,61

09.02.2007

11

линейный

123,95

20

2

Кассовый аппарат ККМ «АМС-100К»

13521,61

08.12.2006

11

линейный

123,95

20

2

Итого

59183,22

ХХХ

ХХХ

ХХХ

435,38

ХХ

ХХ

Из таблицы 2.2. видно, что амортизация начисляется отдельно по каждому объекту основных средств с помощью инвентарной книги или карточек. Амортизационные отчисления начисляются с 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учёту и до полного погашения его стоимости или списания и ведутся на счете 02 «Амортизация основных средств».

В ООО «ТРИ» по данным баланса стоимость основных средств составляет: на 30.09.2011 - 30 тыс. руб., на 30.09.2012 - 26 тыс. руб., на 30.09.2013 года - 21 тыс. руб. Таким образом, можно сделать вывод, что за последние 3 года предприятием не осуществлялись долгосрочные вложения в основные средства. Кроме того, маленькая сумма показывает, что в основном по всем основным средствам уже полностью начислена амортизация, но они не списаны и до сих пор находятся в эксплуатации.

Все отраженные в отчетности ООО «ТРИ» основные средства действительно существуют; права организации на основные средства не обременены; основные средства отвечают критериям, оговоренным в положениях по бухгалтерскому учету, оценены и отражены в отчетности в соответствии с учетной политикой; приобретенные основные средства отражены в учете и отчетности в правильной оценке и в соответствующем отчетном периоде.

Делись добром ;)