Особенности бухгалтерского учета и налогообложения малого предприятия ОАО "Иланский Райтопсбыт

дипломная работа

1.2 Бухгалтерский учет на малых предприятиях

При организации и ведении бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, следует руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства. В то же время специфика деятельности малых предприятий (прежде всего объемы производственных или торговых операций), обусловливает наличие определенных особенностей ведения ими бухгалтерского учета [23, c. 17].

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут их руководители.

Исходным элементом организации бухгалтерского учета является его форма. Руководитель малого предприятия в зависимости от объема учетной работы вправе:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации отмечено, что вышеназванные варианты, кроме первого, рекомендуется применять в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства. Это связано с тем, что объем учетной работы относительно невелик [20].

При организации бухгалтерского учета следует учитывать совокупность организационно-правовых факторов, определяющих необходимость выбора руководителем малого предприятия того или иного порядка ведения бухгалтерского учета.

Рекомендации по организации и ведению бухгалтерского учета на малом предприятии должны учитывать различные формы собственности, виды хозяйственной деятельности, применяемые налоговые режимы, внешнеэкономическую деятельность и т.д.

Форма собственности, определяющая имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником малого предприятия на праве собственности, в зависимости от ее вида предъявляет соответствующие требования к организации и ведению бухгалтерского учета.

Рекомендуется учитывать форму собственности и действующую нормативную базу, регулирующую представление специальной отчетной информации, например, при государственной, муниципальной формах собственности, с участием иностранных лиц. В зависимости от этого рекомендуется:

а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации, реже - вести бухгалтерский учет руководителю лично (частная форма собственности).

Вид хозяйственного общества определяет организационно-правовой статус малого предприятия. Как правило, субъект малого предпринимательства функционирует в форме общества с ограниченной ответственностью и, значительно реже, закрытого или открытого акционерного общества, что обязывает определять стоимость чистых активов на основе показателей бухгалтерского баланса для обеспечения соблюдения соответствия им размера уставного капитала, а также для выплаты дивидендов.

Бухгалтерский учет и отчетность ведутся в полном объеме в соответствии с действующим законодательством, исходя из этого и иных организационных и правовых особенностей, рекомендуются три варианта:

а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации.

Особенности осуществляемых видов деятельности. Сфера оказания услуг, торговая деятельность не предполагают значительного разнообразия осуществляемых хозяйственных операций, в то время как производственная деятельность является, как правило, сложным по структуре процессом, совершается значительное количество различных хозяйственных операций, требуется учет себестоимости единицы выпускаемой продукции, обеспечение ежедневного контроля движения материальных и иных ресурсов.

Торговля и сфера услуг может ограничиться введением в штат должности бухгалтера или передачей на договорных началах ведения бухгалтерского учета специализированной организации. Материальное производство, как правило, будет нуждаться в организации бухгалтерского учета и составлении отчетности в полном объеме, поэтому целесообразно создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, или ввести в штат должность бухгалтера. Однако не исключается возможность привлечения специализированной организации.

Сложность структуры деятельности. Если субъект алого предпринимательства осуществляет свою деятельность одновременно в нескольких сферах, то, как правило, это требует более сложной организации и порядка ведения бухгалтерского учета, так как каждая из сфер может иметь свои особенности.

Бухгалтерский учет и отчетность желательно осуществлять в полном объеме, поэтому рекомендуется:

а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации.

Возможные к применению налоговые режимы оказывают на порядок организации бухгалтерского учета субъекта малого предпринимательства существенное влияние. Одни режимы позволяют получать информацию непосредственно из показателей бухгалтерского учета, другие требуют отдельного ведения бухгалтерского учета. Малые предприятия более чем иные хозяйствующие субъекты зависят при выборе форм ведения бухгалтерского учета от требований налогового законодательства.

Ведение налогового учета малым бизнесом стало непростой для него организационной задачей, в частности при применении наиболее привлекательного режима налогообложения с точки зрения оптимизации налоговой нагрузки, то есть упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы минус расходы».

Общая система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не предъявляют к бухгалтерскому учету каких-либо дополнительных требований, отличных от установленных законодательством, регулирующим бухгалтерский учет в Российской Федерации. При общем режиме налогообложения бухгалтерский учет и отчетность ведутся с учетом совокупности организационно-правовых факторов. Поэтому рекомендуется один из вариантов:

а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

При режиме налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности возможно также ведение бухгалтерского учета лично руководителем. При упрощенной системе налогообложения организациям разрешено не вести бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности, за исключением бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов. Исходя из этого и строится организация бухгалтерского учета в организации.

Осуществление внешнеэкономической деятельности требует от субъекта малого предпринимательства выполнения требований норм ряда законодательных актов, регулирующих эту деятельность, что порождает особенности организации бухгалтерского учета экспортно-импортных операций.

В зависимости от объема и характера осуществляемой внешнеэкономической деятельности, от применяемого налогового режима и иных факторов таким предприятиям рекомендуется: создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, ввести в штат должность бухгалтера или передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

Объем выручки от продажи или величина валюты баланса. Малые предприятия, имеющие объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год, превышающий 400 млн. рублей, или сумму активов, превышающую 60 млн. рублей, попадают под обязательную аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности, поэтому таким хозяйствующим субъектам малого бизнеса рекомендуется, вне зависимости от налоговых режимов и иных факторов, создать собственную бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, ввести в штат должность бухгалтера или передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

Применение компьютерных технологий в управлении в настоящее время является обязательным элементом организации деятельности любого хозяйствующего субъекта, в том числе и малого предприятия. Современные технологии позволяют вести бухгалтерский учет дистанционно. В этом случае весьма привлекательной становится возможность передачи на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту. Характер и объем обрабатываемой с применением автоматизации информации могут стать тем обстоятельством, которое определит необходимость создания бухгалтерской службы как структурного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером.

При выборе формы организации бухгалтерского учета субъекту малого предпринимательства необходимо учитывать всю совокупность особенностей своей деятельности.

Малому бизнесу различными нормативными актами предоставляется возможность упростить ведение бухгалтерского учета. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства [3].

Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы первичных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

Совокупность учетных регистров, используемых организацией для отражения хозяйственных операций, образует форму бухгалтерского учета. Существующие формы бухгалтерского учета отличаются именно набором учетных регистров и системой их взаимодействия. Объединяет формы бухгалтерского учета то, что все хозяйственные операции подтверждаются первичными учетными документами и отражаются в учетных регистрах методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов.

Форма бухгалтерского учета представляет собой систему его регистров, предназначенных для группировки и обобщения информации, отражаемой на счетах. Грамотно построенная система учетных регистров позволяет:

а) аккумулировать всю необходимую информацию;

б) группировать информацию в необходимых синтетических и аналитических разрезах;

в) обеспечивать удобство пользования учетным регистром;

г) обеспечивать рациональное отражение операций в учетных регистрах (простота заполнения, отсутствие излишнего дублирования информации и т. д.). Это особенно важно в условиях ручной обработки информации, что характерно для организаций малого бизнеса.

Правильный выбор формы бухгалтерского учета является одним из необходимых условий эффективной организации бухгалтерского учета у хозяйствующего субъекта.

Малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров:

а) единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 08.03.1960 № 63 «Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства»;

б) журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 06.06.1960 № 176 «Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций»;

в) упрощенной формы бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям [31].

Помимо вышеперечисленных форм выделяется так называемая автоматизированная форма бухгалтерского учета. Ее выделение обосновывается тем, что форма бухгалтерского учета представляет собой алгоритм сбора информации. Однако не менее важным аспектом формы учета являются сами регистры, как способ отражения информации. Бухгалтерский учет призван формировать информацию для пользователей, поэтому его форма определяется именно системой регистров, а не алгоритмом их формирования. Алгоритм является как бы приложением к форме. Поэтому любая автоматизированная форма бухгалтерского учета будет относиться к одной из вышеуказанных в зависимости от применяемой в ней регистров.

Единая журнально-ордерная форма и журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций основаны на использовании принципа накапливания данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет средств и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Накапливание и систематизация данных первичных документов производится в учетных регистрах, которые дают возможность отразить все подлежащие учету средства и все хозяйственные операции по использованию этих средств. Хронологическая и систематическая запись хозяйственных операций осуществляется одновременно, как единый рабочий процесс. Журнал хронологической регистрации хозяйственных оборотов не ведется. Записи в накопительные регистры производятся в разрезе показателей, необходимых для руководства и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации, а также для составления месячной, квартальной и годовой отчетности.

Аналитический и синтетический учет осуществляется, как правило, совместно в единой системе записей. Карточки аналитического учета могут быть заведены, в виде исключения, по некоторым видам расчетов, по которым имеется значительное количество лицевых счетов. Сохраняются инвентарные карточки или книги учета объектов основных средств, карточки или ведомости учета затрат на производство по калькулируемым объектам. В соответствии с этим оборотные ведомости составляются только по расчетам, по которым ведутся карточки аналитического учета. Сохраняются сортовые сальдовые ведомости по учету материалов, сортовые (сальдовые или оборотные) ведомости по учету готовых изделий.

В журнально-ордерной форме счетоводства применяются, как правило, два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости. В целях обеспечения рациональной техники обобщения или группировки некоторых учетных данных, кроме указанных регистров, могут применяться специальные разработочные таблицы. Основными регистрами бухгалтерского учета являются журналы-ордера. Вспомогательные ведомости применяются обычно в тех случаях, когда требующиеся аналитические показатели сложно обеспечить непосредственно в журналах-ордерах. В этих случаях группировка данных первичных документов осуществляется предварительно в ведомостях, из которых итоги переносятся в журналы-ордера.

В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам. Синтетические данные регистрируются по данным первичных документов только по кредиту соответствующих счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами. В порядке исключения, кассовые операции и операции по расчетным и валютным счетам регистрируются как по кредиту, так и по дебету счетов, предназначенных для учета указанных операций. Это необходимо для контроля и для того, чтобы не разобщать кассовые и банковские документы для записей в различных журналах-ордерах.

Во избежание дублирования, записи в журналах-ордерах, в которых отражаются кредитовые обороты в корреспонденции с дебетом счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и 52 «Валютные счета», производятся, как правило, по данным соответствующих ведомостей итогами за месяц.

Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в

Главную книгу. Шахматная контрольная ведомость или шахматный баланс не ведутся. Не составляется также баланс оборотов. Сальдовый баланс составляется по данным Главной книги с использованием в необходимых случаях отдельных показателей из учетных регистров.

Упрощенная форма бухгалтерского учета может осуществляться в виде простой формы бухгалтерского учета и в форме учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества. Простую форму бухгалтерского учета могут применять малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющие производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов.

В этом случае учет всех операций ведется путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (форма № К-1). Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Малое предприятие может вести Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.

Книгу следует дополнить следующими графами: «Доходы для налогового учета», «Расходы для налогового учета». Это необходимо для отражения информации в разрезе каждой хозяйственной операции, в качестве подготовки для заполнения показателей книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, являющейся регистром налогового учета.

При перенесении сальдо по каждому счету на следующий месяц, в случае включения сумм, содержащихся в сальдо, в налоговый учет в отчетном месяце, делается отметка во входящих остатках для исключения повторного их отражения в налоговом учете. И наоборот, если сумма сальдо отсутствует, в связи с ее списанием в бухгалтерском учете, но не с признанием в отчетном месяце в налоговом учете, делается отметка о необходимости включения этой суммы в налоговый учет в следующем месяце. При таком варианте организации бухгалтерского учета наиболее приемлем кассовый метод признания доходов и расходов.

Помимо Книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности субъекту малого предпринимательства необходимо вести регистр учета расчетов с персоналом по оплате труда. В этом качестве можно использовать ведомость учета оплаты труда, форма № В-8.

Организация малого бизнеса, осуществляющая более сложные виды деятельности, в том числе производственную, может применять для учета финансово-хозяйственных операций форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия:

а) ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений, форма № В-1.

Ведомость по форме № В-1 является регистром аналитического и синтетического учета наличия и движения основных средств (счет 01 «Основные средства»), а также расчета сумм амортизационных отчислений (счет 02 «Амортизация основных средств»).

Данные по основным средствам записываются в ведомости позиционным способом по каждому объекту отдельно. Ежемесячно при наличии движения основных средств подсчитываются суммы их оборотов, и выводится остаток основных средств на первое число следующего за отчетным месяцем.

Перемещение основных средств внутри малого предприятия в ведомости не отражается.

Для контроля за суммами начисленной амортизации ускоренным методом и с начала эксплуатации основных средств по всем основным средствам в ведомости предусмотрены соответствующие графы учета амортизации с нарастающим итогом.

Данные ведомости о суммах начисленных амортизационных отчислений используются для отражения операций по их движению в ведомостях по формам № В-3 «Ведомость учета затрат на производство» и В-4 «Ведомость учета денежных средств и фондов».

При наличии у малого предприятия значительного количества объектов основных средств оно может вести их учет с использованием первичной формы № ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств».

На основании итоговых данных карточек учета движения основных средств ведется сводный учет движения основных средств по счету 01 «Основные средства» в ведомости по форме № В-1;

б) ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, форма № В-2.

Ведомость по форме № В-2 предназначена для аналитического и синтетического учета производственных запасов, готовой продукции и товаров, отражаемых на счетах 10 «Материалы» и 41 «Товары», а также сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям (счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»).

Ведомость открывается на месяц и ведется материально-ответственными лицами (или в бухгалтерии) раздельно по производственным запасам и товарам в разрезе всех видов ценностей независимо от того, имелось или нет движение за отчетный месяц тех или иных ценностей.

Стоимость ценностей определяется и отражается в ведомости исходя из затрат по цене приобретения, транспортных расходов, надбавок, указанных в расчетных документах поставщиков.

При наличии на предприятии двух и более материально-ответственных лиц, которыми ведется учет ценностей с применением ведомостей по форме № В-2, в бухгалтерии на основе указанных ведомостей составляется ведомость по форме № В-2 для сводного учета наличия и движения ценностей за месяц в целом по малому предприятию.

Данные об отпуске материалов и товаров в производство и продажу записываются из ведомости по форме № В-2, соответственно, в ведомости по формам № В-3 «Учет затрат на производство» или № В-6 «Учет реализации».

Обособленно от товарно-материальных ценностей в ведомости отражается отдельной строкой НДС, уплаченный (причитающийся к уплате) и относимый в дальнейшем на уменьшение платежей в бюджет;

в) ведомость учета затрат на производство, форма № В-3.

Ведомость по форме № В-3 применяется для аналитического и синтетического учета затрат по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг) и затрат по капитальным вложениям, учитываемых, соответственно, на счетах 20 «Основное производство» и 08 «Вложения во внеоборотные активы». При этом для учета капитальных вложений открывается отдельная ведомость по форме № В-3.

Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) организуется по производствам в разрезе выпускаемой продукции (работ, услуг).

По дебету счета 20 «Основное производство» собираются затраты с кредита разных счетов на основании данных, содержащихся в ведомостях (В-2, В-4, В-5), а также непосредственно из отдельных первичных документов.

Определяя затраты на законченную производством продукцию (работы, услуги), предприятие выявляет их фактическую себестоимость, которая списывается с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет соответствующих счетов по направлениям использования продукции (работ, услуг): на склад - счет 41 «Товары», на реализацию - счет 90 «Продажи».

Затраты, приходящиеся на незаконченную продукцию, числятся на счете 20 «Основное производство» в разрезе производств (видов продукции) как незавершенное производство.

Остатки незавершенного производства на начало месяца показываются в ведомости согласно соответствующим данным ведомости по форме № В-З за прошлый месяц, а остаток на конец месяца определяется по актам инвентаризации незавершенного производства или по учетным данным;

г) ведомость учета денежных средств и фондов, форма № В-4.

Ведомость по форме № В-4 применяется малым предприятием для учета денежных средств и фондов, учет которых ведется на следующих бухгалтерских счетах: 02 «Амортизация основных средств», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 80 «Уставный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 99 «Прибыли и убытки».

Прием и выдача денежных средств, оформление приходных и расходных документов, ведение кассовой книги, составление отчета о кассовых операциях осуществляется в общеустановленном порядке.

Записи в ведомость по учету денежных средств операций по расчетному счету и другим счетам в банке производятся на основании выписок банка и приложенных к ним документов. Совершение и оформление операций по расчетному счету производится в порядке, установленном соответствующими нормативными актами Центрального банка РФ.

При использовании одного бланка ведомости для отражения операций, учитываемых на нескольких бухгалтерских счетах, на каждый из них в ведомости отводится необходимое количество строк и в графе «Основание» записывается его номер и наименование.

Записи операций по счету 99 «Прибыли и убытки» (учитывая, что операции по использованию прибыли также отражаются на данном счете) следует производить в следующем порядке: сальдо на начало отчетного месяца записывать развернуто, по кредиту счета - сумма прибыли, развернутая по видам, с начала года до отчетного месяца; по дебету - сумма использования прибыли, развернутая по направлениям, с начала года до отчетного месяца.

В таком же порядке записываются операции текущего месяца по образованию финансового результата - по дебету убытки от реализации и расходы от прочих операций, а по кредиту - прибыль от реализации и доходы от прочих операций.

В конце месяца делается запись «Итого» и подсчитывается общий финансовый результат за месяц.

После этого отражаются операции по их видам за месяц по использованию прибыли;

д) ведомость учета расчетов и прочих операций, форма № В-5.

Ведомость по форме № В-5 используется для учета операций на счетах бухгалтерского учета, подразделяющихся на субсчета и требующих учета нарастающим итогом остатков средств или задолженности по субсчетам и их видам: 55 «Специальные счета в банках», 58 «Финансовые вложения», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Записи в ведомости по учету расчетов с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами ведутся позиционным способом с выведением на конец месяца развернутого сальдо по задолженности малому предприятию -дебету счета и задолженности малого предприятия - кредиту счета по каждому дебитору и кредитору на основании данных первичных документов.

При использовании одного бланка ведомости для отражения операций, учитываемых на нескольких бухгалтерских счетах, на каждый из них в ведомости отводится необходимое количество строк и в графе «Основание» записывается его номер и наименование.

Далее по этой же графе записываются виды задолженности, дебиторы и кредиторы (например, счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», ниже - налог на доходы с физических лиц), а затем позиционным способом против каждого дебитора и кредитора - сальдо и движение средств по ним за месяц.

По окончании месяца по каждому счету подсчитываются итоги оборотов по дебету и кредиту, и выводится сальдо на первое число месяца, следующего за отчетным;

е) ведомость учета реализации, форма № В-6 (оплата).

Малое предприятие в зависимости от применяемого порядка определения финансового результата для целей налогообложения использует для учета реализованной продукции и расчетов с покупателями разные варианты ведомости по форме № В-6:

1) при использовании кассового метода - по мере оплаты расчетных документов покупателем (заказчиком) и поступления средств на расчетный счет - форма № В-6 (оплата);

2) при использовании метода начислений - по мере отгрузки (выполнения) покупателям (заказчикам) продукции (работ, услуг) и сдаче платежных документов в учреждение банка - форма № В-6 (отгрузка).

Финансовый результат на малом предприятии, использующем ведомость по форме № В-6 (оплата), определяется как разница между данными граф «Оплачено по отпускной цене» и «Оплачено по фактической себестоимости».

В том случае, если фактическая себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) подсчитывается не по каждому ее виду (счету), а в целом за месяц, то она определяется как итог суммы фактической себестоимости остатка на начало месяца и отгруженных за текущий месяц, за вычетом фактической себестоимости ценностей и услуг, не оплаченных на конец месяца.

Фактическая себестоимость продукции (работ, услуг), не оплаченной на конец месяца, подсчитывается как произведение ее стоимости по отпускным ценам на процент, определенный как отношение суммы фактической себестоимости продукции (работ, услуг) на начало месяца и отгруженной за месяц к их стоимости по отпускным ценам.

По окончании месяца записи в ведомость (шахматную) по форме № В-9 производятся из данной ведомости только в части стоимости реализованной продукции (работ, услуг) из графы «Оплачено по отпускной цене» (кредит счета 90 «Продажи») ведомости № В-6 (оплата).

Выявленный финансовый результат в ведомости по форме № В-6 (оплата) в графе «Прибыль за месяц» используется для записи в ведомости по форме № В-4 операций по счету 99 «Прибыли и убытки».

Дебетовое сальдо по счету 90 «Продажи» (графа ведомости «Остаток на конец месяца») показывает остаток отгруженной продукции (работ, услуг), не оплаченной покупателями и заказчиками на конец месяца;

ж) ведомость учета расчетов и прочих операций, форма № В-6 (отгрузка).

Учет расчетов с покупателями (дебиторской задолженности) по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и учета реализации продукции (работ, услуг) по счету 90 «Продажи» в ведомости по форме № В-6 (отгрузка) совмещен.

Финансовый результат при использовании данной ведомости определяется как разница между данными граф «Направлено в продажу продукции (работ, услуг) отчетного месяца» по отпускным ценам и фактической себестоимости.

Неоплаченная дебиторская задолженность числится в ведомости по отпускным ценам, а в ведомости (шахматной) по форме № В-9 учет расчетов ведется с использованием счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

з) ведомость учета расчетов с поставщиками, форма № В-7.

Делись добром ;)