Особенности бухгалтерского учета на малом предприятии

курсовая работа

1.2 Особенности документооборота на предприятиях малого бизнеса

Действующая нормативная база предполагает ведение учета на малых предприятиях по нескольким вариантам. Субъекты малого предпринимательства самостоятельно выбирают форму бухгалтерского учета, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. [12, с.107]

Форму ведения бухгалтерского учета выбирает главный бухгалтер по согласованию с руководителем малого предприятия. Этот выбор зависит от количества операций и объема документооборота, опыта и квалификации специалистов бухгалтерской службы, наличия вычислительных средств и программного обеспечения, а также от сложившихся традиций на предприятии. [8, с.71] Форма бухгалтерского учета представляет собой систему его регистров. На малых предприятиях можно применять следующие формы бухгалтерского учета:

- мемориально-ордерную форму;

- единую журнально-ордерную форму;

- журнально-ордерную форму счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций;

- упрощенную форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета;

- простую форму;

- Книгу учета доходов и расходов организаций индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;

- системы регистров на основе используемых программных продуктов («1С», «БЭСТ», «Инфо-бухгалтер» и т.д.). [13, с.45]

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально-ордерной формы счетоводства. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении следующих условий:

- единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

- взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

- сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

- накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля хозяйственной деятельности малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности. [9]

На малых предприятиях, совершающих незначительное количество хозяйственных операций, законодательство рекомендует применять упрощенную форму, которая включает в себя:

1) простую форму бухгалтерского учета;

2) форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия. [8, с.71]

Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 операций в месяц), не имеющие собственного имущества и не производящие продукции и работ, связанных с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации в Книге учета хозяйственных операций по форме К-1. Для учета расчетов по оплате труда с работниками, по подоходному налогу с бюджетом малое предприятие должно вести ещё ведомость учета заработной платы по форме №В-8. Это так называемая простая система учета. [12, с.108]

Малые предприятия, имеющие собственное имущество и осуществляющие производство продукции (работ, услуг), могут применять для учета финансово-хозяйственных операций в дополнение к №К-1 и №В-8 следующие регистры бухгалтерского учета:

- ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма №В-1;

- ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма №В-2;

- ведомость учета затрат на производство - форма №В-3;

- ведомость учета денежных средств и фондов - форма №В-4;

- ведомость учета расчетов и прочих операций - форма №В-5;

- ведомость учета реализации - форма №В-6 (оплата);

- ведомость учета расчетов и прочих операций - форма №В-6 (отгрузка);

- ведомость учета расчетов с поставщиками - форма №В-7;

- ведомость учета оплаты труда - форма №В-8;

- ведомость (шахматная) - форма №В-9. [9]

Это так называемая упрощенная форма бухгалтерского учета с использованием регистров учета имущества малого предприятия.

Каждая ведомость открывается записями остатков на начало месяца по соответствующим счетам. Затем на основании первичных документов в ведомостях фиксируются факты хозяйственной деятельности малого предприятия. Любая операция отражается одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета, в другой - по кредиту корреспондирующего счета. Остатки средств в отдельных ведомостях надо сверять с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.). После заполнения всех ведомостей аналогично простой форме бухгалтерского учета формируется шахматная и оборотно-сальдовая ведомости. [8, с.95]

Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета. [12, с.108]

Делись добром ;)