Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях

курсовая работа

2.2 Организация бухгалтерского и налогового учета на предприятиях малого бизнеса, в частности в ООО «Досуг»

Бухгалтерский учет. Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей своего производства и управления, их сложности и численности работающих. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета.

На малых предприятиях с простым технологическим процессом производства продукции, выполнении работ, оказании услуг, имеющих незначительное количество хозяйственных операции (как правило, не более 300 в месяц), учет может осуществляться по упрощенной форме учета.

Для организации учета по упрощенной форме учета малым предприятиям рекомендуется составить на основе типового Плана счетов рабочий план счетов.

В связи с переходом на сокращенный план счетов малым предприятиям рекомендуется внести ряд изменений в общепринятый порядок учета производственных ресурсов, затрат на производство продукции и финансовых результатов.

При упрощенной форме учета в качестве регистра синтетического учета используют Книгу учета фактов хозяйственной деятельности, а в качестве регистров аналитического учета - следующие ведомости:

· учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (форма № В-1);

· учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (форма № В-2)

· учета затрат на производство (форма № В-3)

· учета денежных средств и фондов (форма № В-4)

· учета расчетов и прочих операции (форма № В-5)

· учета реализации (форма № В-6)

· учета расчетов с поставщиками (форма № В-7)

· учета оплаты труда (форма № В-8)

· шахматную (форма № В-9)

Ведение Книги учета фактов хозяйственной деятельности и ведомости учета заработной платы является обязательным, остальные ведомости ведутся по мере необходимости. В этом случае Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром не только синтетического, но и аналитического учета.

Общество с ограниченной ответственностью внесено в реестр субъектов малого бизнеса. Основной вид деятельности предприятия организация досуга населения. Доход предприятия слагается из трех составляющих:

1. Выручка от работы кафе. Режим работы: будни с 10.00 до 22.00, выходные 10.00 до 06.00.

Согласно, учетной политики выручка от организации комплексных обедов поступают через кассу предприятия № 1. А выручка от работы по выходным дням учитывается по кассе организации № 2.

В период с 01.01.2010 г. по 01.12.2010 г. по кассе предприятия № 1 поступили денежные средства на сумму 1 064 900,21 рублей, что отразилось в Книге хозяйственной деятельности следующей проводкой:

Дт 50 «Касса» субсчет 1 Кт 90 «Продажи» субсчет 1.

А выручка от работы ночного кафе поступила через кассу предприятия № 2 и составила 3 197 700 рублей, что отразилось в Книге хозяйственной деятельности проводкой:

Дт 50 «Касса» субсчет 2 Кт 90 «Продажи» субсчет 1.

Общая выручка от работы кафе составила 4 262 600,21 рублей.

Денежные поступления были проведены следующими документами:

- приходный кассовый ордер (форма КО-1);

- справка-отчет кассира операциониста (форма КМ-6).

В кафе стоит терминал для оплаты счетов по кредитным картам. Данный доход поступает на расчетный счет организацией и для его отражения вводиться специальный субсчет:

Дт 51 «Расчетный счет» Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Частное лицо» - поступление денежных средств на расчетный счет;

Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Частное лицо»

Кт 90 «Продажи» субсчет 1 - отражен факт продажи. Общая сумма данных поступлений составляет 74 287,66 руб.

2. Выручки от проведения развлекательных мероприятий. ООО «Досуг» занимается организацией проведения корпоративных, свадебных, праздничных и детских мероприятий.

В период с 01.01.2010 г. по 01.12.2010 г. выручка от организации мероприятий составила 1 519 550 рублей и была отражена в Книге хозяйственной деятельности следующими проводками:

Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кт 90 «Продажи» субсчет 1 - выписан счет на оплату;

Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кт 51 «Расчетный счет» - получены денежные средства от покупателей согласно счету.

Для обоснования данных доходов были проведены следующие документы:

- договор на оказание услуг;

- счет на оказание услуг для оплаты;

- счет-фактура на оказание услуг (выписан днём оказания услуг);

- акт об оказанных услугах (выписан днём оказания услуг);

- выписка из банка (перечислены денежные средства).

3. Доход от выполнения услуг по исполнению государственных контрактов.

Предприятие выполняет обязательства по государственным контрактам, по которым проводит мероприятия для малоимущих семей, ветеранов ВОВ и т.д. Выручка от проведения мероприятий по государственному контракту составила 695 650 рублей (в т.ч. денежные средства, полученные в январе 2010 г. за проведение мероприятий в декабре 2009 г. - 147 650 рублей) и была отражена следующими проводками:

Дт 51 «Расчетный счет» Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет 8 - отражена сумма оплаты за 2009 г.;

Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет 8 Кт 90 «Продажи» субсчет 1 - выписан счет на оплату;

Дт 51 «Расчетный счет» Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет 8 - оплата за проведение мероприятия.

Документальное отражение данных денежных средств производится аналогично отображению денежных средств от проведения мероприятия.

Основными статьями расходов ООО «Досуг» являются:

1. Расходы на приобретение товаров.

Согласно учетной политике товар, приобретаемый для розничной торговли, отображается на счете 41 субсчет 1. За одиннадцать месяцев фирма закупила товар на сумму 1 424 164,33 рублей, документально подтвержденный товарной накладной (форма ТОРГ-12) и отражаемый следующей проводкой:

Дт 41 «Товары» субсчет 1 «Товары на складах» Кт 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками».

Последним числом каждого месяца товар, поступивший на склад, списывается в производство согласно отчетам фирмы (форма устанавливается предприятием) следующей проводкой:

Дт 44 «Расход на продажу» субсчет «Материальные затраты»

Кт 41 «Товары» - списание материала на сумму 1 188 413,98 рублей.

Товар списывается по каждой позиции по среднесписочной цене. При закрытии отчетного месяца материальные затраты списываются в счета прибыли следующей проводкой:

Дт 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продукции» Кт44 «Расходы на продажу» субсчет «Материальные затраты».

2. Затраты на оплату услуг сторонних организаций. К ним относятся:

- интернет;

- охрана арендуемых помещений;

- аренда помещений;

- коммунальные услуги;

- рекламные услуги и т.д.

В период 01.01.2010 г. по 01.12.2010 г. затраты на оказанные услуги от сторонних организаций составляют 2 082 191, 34 рублей. Отображение этих расходов производиться на основе акта об оказанных услугах (форма разрабатывается фирмой оказывающей услуги), следующей проводкой:

Дт 44 «Расходы на продажу»

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Ежемесячно, последним числом, сумма расходов списывается на счета прибыли проводкой:

Дт 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продукции»

Кт 44 «Расходы на продажу» субсчет «Материальные затраты».

3. Следующей статьёй затрат является выплата заработной платы сотрудникам. Заработная плата начисляется в двух видах повременной формы оплаты:

· простая повременная оплата труда -- оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ;

· окладная оплата труда -- при такой форме в зависимости от квалификации и выполненной работы каждый раз устанавливается оклад.

Общий фонд заработной платы за одиннадцать месяцев составил 1 522 167.45 рублей, из них окладная оплата составила 851 590,03 рублей, а простая оплата - 670 577.42 рублей.

Заработная плата выплачивается два раза в месяц, в виде аванса не позднее двадцатого числа текущего месяца и в виде остатка заработной платы, не позднее 5 числа следующего месяца. Начисление и выплата зарплаты отображается по каждому сотруднику в отдельности следующими проводками:

Дт 44 «Расходы на продажу» субсчет «Заработная плата»

Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» субсчет «Штатные сотрудники» - начисление заработной платы;

Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» субсчет «Штатные сотрудники» Кт 50 «Касса» субсчет 1 - выплата аванса и выплата остатка заработной платы.

Начисление и выплата заработной платы сопровождается следующими документами:

- штатное расписание на текущий год (форма № Т-3);

- табель учета рабочего времени (форма Т-13);

- платежная ведомость (форма Т-53);

- расходный кассовый ордер (форма КО-2).

4. Одной из важнейших статей затрат на предприятиях являются налоги. ООО «Досуг» уплачивает следующие налоги:

- налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

- взносы по социальному страхованию и обеспечению (ФСС, ПФР);

ООО «Досуг» является налоговым агентом и удерживает, уплачивает налог на доходы физических лиц за своих сотрудников. При начислении заработной платы высчитывается НДФЛ по ставке 13% и уплачивается в Инспекцию Федеральной налоговой службы, что отображается в бухгалтерском учете следующими проводками:

Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» субсчет «Штатные сотрудники» Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет НДФЛ - начислен НДФЛ. Сумма начисленного налога в период с 01.01.2010 г. по 01.12.2010 г. составила 184 985 рублей.

Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет НДФЛ Кт 51 «Расчетный счет» - уплачен НДФЛ. Сумма уплаченного налога составила 170 111 рублей.

Таким образом, за ООО «Досуг» на 01.12.2010 г. осталась должником перед бюджетом в размере 14 874 руб.

Взносы по социальному страхованию и обеспечению подразделяются на две группы: взносы на обязательное социальное страхование (ФСС) и взносы на пенсионное обеспечение.

Взносы на обязательное социальное страхование уплачиваются организацией по ставке 2,10 %. Также как и НДФЛ сумма налога рассчитывается при начислении заработной платы. В бухгалтерском учете данная операция отражается следующими проводками:

Дт 44 «Расходы на продажу» субсчет «Штатные сотрудники» Кт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» субсчет «Социальное страхование» - начислен сумма взносов на обязательное социальное страхование, которая за одиннадцать месяцев составила 29 215,49 руб.

Дт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» субсчет «Социальное страхование»

Кт 51 «Расчетный счет» - уплаченная сумма взносов составила 26 812,67 руб. За предприятием осталась должником на 01.12.2010 г. в размере 2 402,82 руб.

Взносы на пенсионное страхование уплачиваются согласно действующему законодательству, т.е. налог с сотрудников, рожденных до 1966 г. исчисляется по ставке 14%. А с сотрудников, рожденных после 1967 г. налог подразделяется на страховую часть (8%) и накопительную часть (6%). Расчет налога происходит аналогично двум предыдущим налогам и отображается следующим образом:

Дт 44 «Расходы на продажу» субсчет «Заработная плата» Кт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» субсчет «Пенсионные взносы/страховая часть» - начислена сумма взносов на страховую часть трудовой пенсии. Сумма начисленных взносов за одиннадцать месяцев составляет 130 591,30 руб.

Дт 44 «Расходы на продажу» субсчет «Заработная плата» Кт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» субсчет «Пенсионные взносы/накопительная часть» - начислена сумма взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Сумма начисленных взносов за одиннадцать месяцев составляет 66 378,31 руб.

Дт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» субсчет «Пенсионные взносы/страховая часть»

Кт 51 «Расчетный счет» - оплачена сумма взносов на страховую часть трудовой пенсии. Сумма уплаченных взносов в период с 01.01.2010 г. по 01.12.2010 г. составляет 120 237,70 руб.

Делись добром ;)