Особенности учета амортизируемого имущества

курсовая работа

2.2 Учет амортизируемого имущества в бухгалтерском учете

амортизируемый имущество учёт налоговый

В соответствии с п. 25 Положения по бухгалтерскому учету 6/01 суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления на отдельном счете.

При этом сумма начисленных амортизационных отчислений отражается в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете, как правило, по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счета 02 «амортизация основных средств».

Ежемесячно начисляемые суммы амортизации отражаются в корреспонденции с дебетом следующих счетов:

- 08 «вложения во внеоборотные активы» - по основным средствам, задействованным на строительстве, осуществляемом хозяйственным способом;

- 20 «основное производство» - по основным средствам основного производства, продукция (работы, услуги) которого явились целью создания организации;

- 23 «вспомогательные производства» - по основным средствам вспомогательных производств, занятых обслуживанием основного производства различными видами энергии (электроэнергией, паром, газом, воздухом и др.); транспортным обслуживанием; ремонтом основных средств; изготовлением инструментов, штампов, запасных частей, строительных деталей, конструкций или обогащением строительных материалов; возведением временных нетитульных сооружений; добычей камня, гравия, песка и других нерудных материалов; лесозаготовками, лесопилением; засолкой, сушкой и консервированием сельскохозяйственных продуктов и др.;

- 25 «общепроизводственные расходы»- по основным средствам общецехового назначения;

- 26 «общехозяйственные расходы» - по основным средствам общехозяйственного назначения (используемым для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом);

- 29 «обслуживающие производства и хозяйства» - по основным средствам обслуживающих производств и хозяйств организации (жилищно-коммунального хозяйства - эксплуатация жилых домов, общежитий, прачечных, бань и т.п.; пошивочных и других мастерских бытового обслуживания; столовых и буфетов; детских дошкольных учреждений; домов отдыха, санаториев и других учреждений оздоровительного и культурно-просветительного назначения);

- 44 «расходы на продажу» - по объектам основных средств подразделений организации, занятых реализацией готовой продукции; по объектам основных средств организаций торговли и общественного питания;

- 83 «добавочный капитал» - по результатам переоценки объектов основных средств на сумму увеличения амортизационных отчислений;

- 91 «прочие доходы и расходы» - на сумму амортизационных отчислений в составе операционных или внереализационных расходов организации, определяемых в соответствии с п.11 и 12 Положения по бухгалтерскому учету 10/99;

- 97 «расходы будущих периодов»- на сумму амортизационных отчислений в части расходов, относящихся к последующим отчетным периодам.

Начисление амортизации по объектам основных средств, сдаваемым в аренду, зависит от того, является сдача имущества в аренду предметом деятельности организации или нет. В первом случае сумма начисленной амортизации относится на счета учета производственных затрат (Д-т 20, 23, 25, 26, 29, 44 К-т 02), во втором - на счета учета финансовых результатов, так как в этом случае расходы организации в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету 10/99, признаются операционными (Д-т 91 субсчет "Прочие расходы" К-т 02).

Аналитический учет по счету 02 «амортизация основных средств» ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных об амортизации основных средств, необходимых для управления организацией и составления бухгалтерской отчетности.

К балансовому счету 02 «амортизация основных средств», как правило, открываются три субсчета:

- субсчет "Амортизация собственных основных средств";

- субсчет "Амортизация арендуемых и полученных по лизингу основных средств";

- субсчет "Амортизация доходных вложений в материальные ценности".

Кроме того, в рамках применения ПБУ 18/02"Учет расчетов по налогу на прибыль" к счету 02 могут открываться субсчета по учету разниц, возникающих при исчислении амортизационных отчислений в целях бухгалтерского и налогового учета.

Суммы учтенной в установленном порядке амортизации подлежат списанию с учета в случае продажи, безвозмездной передачи, ликвидации или иного выбытия объекта основных средств. При этом в бухгалтерском учете оформляются следующие записи:

Д-т 01 субсчет "Выбытие основных средств" К-т 01 - отражена первоначальная (восстановительная) стоимость выбываемого объекта основных средств;

Д-т 02 К-т 01 субсчет "Выбытие основных средств" - отражено списание накопленной суммы амортизационных отчислений по выбываемому объекту основных средств;

Д-т 91 «прочие доходы и расходы» К-т 99 "Прибыли и убытки" и др. К-т 01 субсчет "Выбытие основных средств" - отражена остаточная стоимость выбываемого объекта основных средств.

При переходе прав собственности на лизинговое имущество к лизингополучателю учтенные в установленном порядке суммы амортизации отражаются по дебету счета 01, субсчет "Амортизация собственных основных средств" в корреспонденции с кредитом счета 01, субсчет "Амортизация арендуемых и полученных по лизингу основных средств".

В случае досрочного выкупа имущества лизингополучателем лизингодатель вправе доначислить амортизацию по лизинговому имуществу в уменьшение суммы дохода или досрочно полученного платежа (письмо Минфина России от 27.03.2001 N16-00-14/146).

В соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона от 06.12.2012 г. № 402-ФЗ О бухгалтерском учете" все проводимые организациями хозяйственные операции, включая операции по начислению амортизации, оформляются первичными оправдательными документами.

Поскольку в части операций по начислению амортизации типовые формы первичной учетной документации законодательством не определены, организации вправе самостоятельно разработать соответствующие формы, приложив их к учетной политике для целей бухгалтерского учета. Форма указанного документа в обязательном порядке должна содержать следующие реквизиты:

-наименование документа;

-дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

-содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

-личные подписи указанных лиц.

Установленный организацией первичный документ, подтверждающий суммы начисленных за соответствующий отчетный период амортизационных отчислений, составляется уполномоченным должностным лицом в сроки и в порядке, которые определяются графиком документооборота.

Организации, ведущие бухгалтерский учет по журнально-ордерной форме, для начисления сумм амортизационных отчислений в соответствии с письмом Минфина России от 24.07.1992 N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях" применяют отдельные регистры учета - разработочные таблицы N 6 "Расчет амортизации основных средств" и N 7 "Расчет амортизации основных средств в строительных организациях".

При наличии у организации автотранспортного цеха, затраты по содержанию которого отражаются по счету 23, расчет амортизационных отчислений осуществляется в разработочной таблице N 9 "Распределение услуг вспомогательных производств (непромышленных хозяйств)".

В разработочной таблице N 6 сумма амортизационных отчислений устанавливается по каждому отдельному подразделению (производству, хозяйству), в состав затрат которых должна быть включена та или иная доля амортизационных отчислений. В первом разделе таблицы приводится первоначальная стоимость прибывших или выбывших основных средств в прошлом месяце по их видам и сумма амортизации, определенная исходя из принятых организацией методов начисления амортизации, а во втором разделе таблицы показывается вся сумма амортизации к начислению в текущем месяце.

В сельскохозяйственных организациях согласно п. 46 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций, утвержденных приказом Минсельхоза России от 19.06.2002 N 559, для расчета сумм амортизационных отчислений используется ведомость расчета амортизации, которая представляет собой годовой расчет амортизационных отчислений.

В указанную ведомость записывают все основные средства в группировке по отраслям сельскохозяйственной организации и однородным группам в соответствии с их типовой классификацией для определения общей суммы амортизационных отчислений и отнесения их без дополнительной выборки на соответствующие производства и виды деятельности.

Субъекты малого предпринимательства в соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н, исчисленные за соответствующий месяц суммы амортизационных отчислений отражают в Ведомости учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа) (форма N В-1). При этом амортизационные отчисления отражаются в учете в суммах, определяемых по годовому расчету исходя из применяемых субъектом малого предпринимательства способов начисления, утвержденных в установленном порядке норм амортизации и первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств.

Таким образом, в организации рекомендуется составлять годовой расчет сумм амортизационных отчислений, в который включаются все числящиеся по состоянию на начало года объекты основных средств, а также ежемесячные расчеты сумм амортизации, состоящие из двух частей, - по числящимся с начала года объектам основных средств и отдельно по вновь прибывшими выбываемым объектам.

Стоимость безвозмездно полученных организацией объектов основных средств в соответствии с п. 29 Методических указаний по учету основных средств отражается в составе финансовых результатов организации в качестве внереализационных доходов в течение всего срока полезного использования.

Делись добром ;)