logo
Понятие аудиторского финансового контроля, его задачи

3. Организация аудиторской деятельности в Российской Федерации

Как указывалось выше одним из основных нормативно- правовых актов регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации является

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изменениями от 14, 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г.)

Согласно Закону (ст.1) аудиторская деятельность, аудит- предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Безусловной новацией в Законе является разграничение понятий аудита и сопутствующих аудиту услуг. К аудиту отнесена деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц - организаций или индивидуальных предпринимателей, Под сопутствующие услуги попали постановка, ведение и восстановление бухучета, составление отчетности, консультирование (бухгалтерское, налоговое, экономическое, финансовое, управленческое, правовое и пр.); анализ финансово- хозяйственно деятельности предприятий; автоматизация бухучета; составление бизнес- плана; маркетинг; бухучет; обучение аудиту и пр. Соответственно на осуществление каждого из этих видов деятельности требуется получить лицензию (на соответствующие услуги - в том случае, когда они подлежат лицензированию в соответствии с законодательством).

Законом определено, что аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности. ст.3 ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Закон содержит перечень прав и обязанностей аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Отдельно отметим пп.3, п. 2 ст. 5, в котором содержится требование представлять клиенту,аудиторское заключение вовремя.

Обязанности аудируемых лиц: вовремя находить себе аудитора и своевременно заключать с ним договор, создавать аудиторской организации условия для работы, предоставлять проверяющим необходимую информацию и разъяснения, не создавать аудиторам неоправданных ограничений, оперативно устранять выявленные аудиторами нарушения и др. Правовые основы бухгалтерского, налогового учета и аудита, М.2002

Закон вводит нормы, предусматривающие случай обязательного аудита.

В Законе впервые законодательно закреплено понятие аудиторская тайна.. Дело в том, что большое значение как для аудитора, так и для аудируемого лица имеет вопрос конфиденциальности информации при проведении аудита. Во Временных правилах этому вопросу было уделено недостаточно внимания. Видимо это обстоятельство способствовало тому, что у аудиторов порой возникали сложные ситуации. Само понятие .аудиторская тайна было введено ранее частью первой Налогового кодекса РФ.

Детально был расписан порядок использования информации, получаемой в ходе аудиторских проверок, а также и при осуществлении контроля качества в отношении индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. предусмотрена ответственность за разглашение аудиторской тайны.

Аудит - один из немногих видов деятельности, где соблюдение норм морали и нравственности - не доблесть, а необходимое условие профессии.

В соотвётствии с законом аудиторы обязаны хранить тайну об операциях проверяемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Аудиторские организации обязаны обеспечить сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций которым оказывались аудиторские или сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Вместе с тем формулировка «случаи, предусмотренные федеральными законами», достаточно размыта. Поэтому обоснованные опасения практикующих аудиторов и их клиентов вызывает отсутствие четкого регламента получения от аудиторов информаций органами государственной власти в рамка осуществления- последним своих полномочий.

В соответствии с Законом об аудите предполагается допуск иных нежели сами аудиторы лиц к рабочим документам аудиторской проверки. С целью проверки качества аудита получить право ознакомиться с рабочими документами могут сотрудники так называемого уполномоченного федерального органа или те, кому такой орган делегирует свои полномочия по проверке. В Законе оговаривается, что и в этом случае должна сохраняться конфиденциальность подобных сведений. Закон предусматривает также норму, в соответствии с которой как те, кто аудирует, так и те кого аудируют, вправе потребовать возмещения убытков от тех, кто оказался виновен в разглашении конфиденциальной информации. Помимо проверок качества предусматривается еще один законный способ, передачи аудиторской информации «на сторону» - исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти РФ.

Очень важно то, что в Законе приводятся легальное определение и принципы действия такого важного инструмента работы аудитора и контроля за его деятельностью, как правила (стандарты) аудиторской деятельности. Этот вопрос не был освещен ранее.

При этом Положением о Комиссии по аудиторской деятельно при Президенте Российской федерации, утвержденным распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 было определено, что Комиссия имеет право разрабатывать стандарты аудиторской деятельности и связанных с ее осуществлением услуг.

Законом установлено, что правила (стандарты) аудиторской деятельности - единые требования к порядку аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. При этом правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Законом установлено, что федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ и обязательны для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано что они имеют рекомендательный характер.

Существенной новацией Закона является понятие «заведомо ложное аудиторское заключение» под которым понимается аудиторское заключение, составленное без аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное заключение признается таковым только по решению суда.

В Законе уделяется внимание вопросам страхования при проведении обязательного аудита. В мировой практике принято в обязательном порядке страховать гражданско-правовую ответственность за причинение вреда в результате выполнения аудитором профессиональных обязанностей. Риск не выявления ошибки существует всегда. Даже признанные во всем мире фирмы порой не избегают участи быть подвергнутыми судебным разбирательствам за непрофессионально проведенный аудит. Так, ст. 13 закона предписывает аудиторским организациям страховать риск ответ ответственности за нарушения договора

В связи с этим активно обсуждается вопрос о порядке применения норм нового Закона, регламентирующих порядок проведения внешнего контроля качества оказываемых аудиторами услуг.

Систему проверки качества работы внешними проверяющим устанавливает уполномоченный федеральный орган, который может проводить такие проверки своими силами или делегировать право их проведения аккредитованным профессионально аудиторским объединениям, правда, только в отношений участников этих объединений.

Законом предусмотрено также создание совета по аудиторской деятельности при Уполномоченном федеральном органе. Указано, что совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности. Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений В состав совета по аудиторской деятельности включаются представители федеральных органов исполнительной власти, регулирующих профессиональную деятельность организаций, подлежащих обязательному аудиту, Банка России, пользователи аудиторских услуг

Основные функции совета по аудиторской деятельности - принятие участия в подготовке документов, подлежащих утверждению федеральным органом, разработка и пересмотр правил (стандартов) аудиторской деятельности. Совет должен также рассматривать обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных объединений и выносить соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа

Аудиторская организация или индивидуальный аудитор, лишенные лицензии, подлежат автоматическому исключению из состава всех аккредитованных объединений, в которые они входят, и в течение некоторого срока аудиторские организации не вправе вступать в такие объединения повторно (п. 5 ст. 20).

Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в совете по аудиторской деятельности должна составлять не менее 51% общего состава совета, что позволит представителям профессии активно участвовать в подготовке и принятии решений.

Законом предусмотрена ответственность аудиторов за осуществление своей основной (аудиторской) деятельности, а также в установленных законодательством случаях при оказании некоторых видов сопутствующих услуг без наличия соответствующей лицензии (ст. 21)

Так, аудиторская деятельность аудиторской организацией или индивидуальным аудитором без получения соответствующей лицензии влечет взыскание штрафа с аудиторской организации или индивидуального аудитора в размере от 100 до 300 минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом.

Уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения и препятствование его проведению влекут взыскание штрафа с организации и индивидуального предпринимателя в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом. Предусмотрен порядок взыскания штрафов.

Закон содержит два основных требования, предъявляемых к соискателям аудиторского аттестата: образование и стаж работы. Образование соискателей должно быть экономическим или юридическим и только высшим. Более того, это образование должно быть получено непременно в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную лицензию (абз. 2 п. 2 ст. 15). В соответствии с Законом предполагается выдавать аудиторский аттестат без ограничения срока его действия

Аудиторская деятельность регламентируется стандартами- правилами, опираясь на которые аудитор проводит проверку.

Согласно ст.9 Закона «Об аудиторской деятельности» стандарты аудиторской деятельности- единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также порядку подготовки аудиторов и оценке его квалификации. Система стандартов должна содержать два уровня: федеральные стандарты и принимаемые в соответствии с ними внутренние. Федеральные стандарты утверждаются Правительством РФ и обязательны для всех аудиторов и юридических лиц. стр.225 правовые основы бухгалтерского, нгалогового учеиа и аудита» М.2002г.