Пути совершенствования аудита эффективности использования бюджетных средств в современных условиях

курсовая работа

1.3 Практика обеспечения аудита эффективности

Аудит эффективности базируется на применении системы стандартов. В работе различаются и систематизируются стандарты изучения, обследования, отчетности и стандарты эффективности использования средств. Использование стандартов позволяет при систематизации результатов проверки выйти на объективную оценку доказательств, сопоставленных с критериями. Стандарты аудита эффективности использования государственных ресурсов важны для контроля и оказания содействия в работе государственным организациям. Эти стандарты представляют собой не просто кодификацию современных методов, а включают понятия и те области аудита, которые находятся в процессе развития и являются важными для целей отчетности, достигаемых при проведении аудита.

Организационно-обеспечивающий сегмент аудита в диссертации представлен рекомендациями по стандартам организации аудита (включая стандарты отчетности), подготовки аудиторских отчетов, оценки их содержательности, мерами по обеспечению полноты, точности, объективности, ясности и лаконичности. К основным стандартам организации проведения аудита относятся: планирование аудита, организация работы аудиторов, обеспечение соответствия выводов аудита нормативным правилам и законодательству, обеспечение доказательной базы аудиторских заключений, наличие действенной системы контроля за процессом и результатами аудита.

Государственный финансовый контроль необходимо зафиксировать как самостоятельную функцию государства, регулируемую правовыми нормами, а не только как систему мероприятий, осуществляемых законодательными и созданными ими контрольными органами. Система государственного финансового контроля (как важнейшей функции государственного регулирования) требует незамедлительной корректировки базовых координат, что положит начало новому этапу в процессе госконтроля. Это обусловлено, во-первых, глобальными проблемами трансформации роли государства в экономическом развитии; во-вторых, переориентацией контроля с выявления нарушений и отклонений в использовании средств при движении государственных финансовых потоков на слежение за правильностью постановки бюджетного процесса и эффективным использованием государственных ресурсов (см. табл.7).

Таблица 7

Систематизация основных направлений государственного финансового контроля органами власти (субъектами РФ)

Органы контроля

Основные направления контроля

Счетная палата РФ

Использование средств федерального бюджета. Использование федеральной собственности. Законность предоставления федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Аудит эффективности.

Министерство финансов РФ; финансовые органы субъектов РФ

Целевое использование средств, выделяемых из бюджета и государственных внебюджетных фондов. Контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями и получателями бюджетных средств

Департамент ГФК и аудита Минфина РФ; на уровне субъектов РФ - КРУ Минфина РФ

Целевое использование средств федерального бюджета.

Поступление доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности. Рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств

Федеральное казначейство

Предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств

Федеральная налоговая служба РФ

Контроль за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых отношений, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и неналоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды

Федеральная служба экономических и налоговых преступлений МВД РФ

Обеспечение законности и правопорядка в налоговой сфере. Орган, являющийся составной частью сил обеспечения экономической безопасности России

Федеральная таможенная служба РФ

Контроль за соблюдением налогового законодательства при ввозе товаров на таможенную территорию России и вывоз с нее

Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю

Соблюдение действующего законодательства при осуществлении валютных и внешнеэкономических операций

Представительная власть призвана устанавливать общие принципы организации и осуществления финансовой и хозяйственной деятельности, а исполнительная - максимально эффективно применять их на практике.

Становление современной системы государственного контроля во многом связано с принятием в 1995 г. Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" и образованием Счетной палаты как постоянно действующего органа государственного финансового контроля. Это единственный государственный орган финансового контроля на федеральном уровне, статус, задачи и порядок деятельности которого определены специальным законом. Все это позволяет говорить о Счетной палате как об одном из современных инструментов повышения эффективности экономики страны.

Представляется весьма важной наметившаяся возможность использования аналитического инструментария Счетной палаты для диагностирования финансово-экономического состояния России, выявления узких мест, опасных тенденций в финансово-бюджетной сфере. В то же время, по нашему мнению, больший акцент должен быть сделан на фактах коррупционно-криминального порядка, несущих угрозу национальным интересам страны в области экономики.

Учитывая, что в России формируется единая денежно-финансовая система и единое экономическое пространство, единой, а точнее целостной, должна быть и система государственного финансового контроля, в которой Счетная палата РФ должна занять место высшего органа, а контрольно-счетные органы субъектов России с ней функционально взаимодействовать на паритетной основе. Современная роль Палаты вытекает из новых политических условий, складывающихся в стране. Счетная палата должна работать там, где есть бюджетные средства, где необходима оценка эффективности государственных расходов. К числу стратегически-приоритетных задач Счетной палаты Российской Федерации на ближайшее время можно отнести следующие.

Решение проблем реального возврата использованных нецелевым образом бюджетных средств, активизация работы по годовой ревизии федерального бюджета.

Усиление работы по анализу финансовых рисков в сфере формирования и использования стандартов государственного аудита, внедрение современных стандартов отчетности.

Предоставление заключений о предпродажной подготовке и начальной цене приватизируемых предприятий, имеющих стратегическое значение.

Повышение эффективности контроля за состоянием налогового процесса и сбором налогов в регионах, отраслях экономики и крупных хозяйственных комплексах (по специальным методикам контроля, ориентированным на бюджетные приоритеты).

Повышение качества комплексных финансовых проверок субъектов РФ.

Можно с определенной долей условности считать активизацию деятельности Счетной палаты стратегическим резервом, включение которого в реальный бюджетный процесс является насущно необходимым современной экономике России.

Делись добром ;)