Пути совершенствования аудита эффективности использования бюджетных средств в современных условиях

курсовая работа

2.1 Современное состояние аудита государственных финансов

В настоящих условиях наблюдаются позитивные тенденции в трансформации бюджетного цикла и контроля за его реализацией. К основным из них можно отнести: повышение уровня комплексности системы реализации бюджетного цикла и контроля за ним, основанного на сочетании традиционных методов бюджетного процесса с современными формами и технологиями; переход на трехлетний бюджетный цикл; активизацию контроля над использованием государственных активов; ориентацию бюджетного процесса и контроля за его реализацией на эффективность и результативность использования государственных ресурсов, с активным включением аудита эффективности в этот процесс.

В России, наряду с оперативным контролем, начинает выстраиваться триединая схема контроля бюджетного процесса:

контроль бюджетного процесса на проектно-прогнозной стадии с целью возможной оценки реализуемости выработанной бюджетной политики (так называемый предварительный контроль);

контроль комплекса работ по распределению и доведению финансовых ресурсов до исполнителей (контроль исполнения, так называемый последующий);

контроль эффективности использования бюджетных ресурсов (аудит эффективности), направленный на оценку результативности и экономичности расходов.

Аудит эффективности использования бюджетных средств можно оценить как "недостаточно реализуемый элемент" триединой формулы контроля бюджетного процесса. Его применение носит в настоящее время фрагментарный характер, нет надлежащего методического обеспечения, он не конституирован в нормативно-правовом плане, что обусловливает случайность и выборочность аудиторских проверок эффективности расходов. Контроль на стадии "проектирования бюджетных расходов" (разработка бюджета) слабо обеспечен в методическом, организационном и финансовом плане. Необходимо усилить прогнозно-проектную стадию финансового контроля.

Этим перечнем не исчерпывается набор ограничений и недоработок в схеме бюджетного процесса и контроля над ним. Одной из центральных проблем, к сожалению, все обостряющейся, является информационно-расчетная база бюджета, слабость которой во многом позволяет реализовать различные коррупционно-криминальные схемы увода государственных финансовых ресурсов.

Следует сказать, что федеральный бюджет России с каждым годом все больше теряет характер документа, базирующегося на доброкачественной расчетной основе, т.к. при его разработке используются условные параметры, принятые без какого-либо аналитического и расчетного обоснования.

Аудит эффективности должен постепенно и планомерно вписываться в общую схему государственного контроля.

В условиях формирования современной системы государственного регулирования меняются многие традиционные функции, связанные с реализацией целевых программ. В частности, это касается контрольных функций. Вместо всеобъемлющего жесткого контроля над реализацией большинства параметров программ должна быть создана система контроля, включающая "мягкие" аналитические инструменты, специальные системы контроля, которые помимо анализа финансовой деятельности проводят анализ сроков, затрат, воздействий программных мероприятий и других переменных функционирования программ.

В диссертации осуществлен экспресс-анализ результатов проверок, проведенных в 2004-2005 гг. Счетной палатой РФ по использованию средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ в 29 субъектах РФ Ряд из указанных проверок были проведены под руководством автора работы. . По результатам экспресс-анализа контрольных проверок можно выделить следующие негативные проявления неэффективной реализации программ:

Делись добром ;)