Разработка автоматизированной информационной системы документооборота медицинского учреждения

дипломная работа

2. Использование автоматизированных систем управления в медицинских учреждениях

В эпоху развития информационных технологий, руководство лечебных учреждений как никогда прежде понимает, что для оптимизации финансовых потоков их организации нуждаются в информационных системах, которые смогли бы автоматизировать процессы формирования и выставления счетов, облегчить расчет стоимости услуг, обеспечить накопление информации о пациентах и сотрудниках в электронном виде.

Эти и многие другие задачи призваны решить медицинские информационные системы, быстрыми темпами вытесняющие бумажный документооборот и имеющие неоспоримые преимущества электронных историй болезни, перед бумажными. Список же их недостатков гораздо меньше, и, при правильном использовании медицинских информационных систем, с врача снимается необходимость заниматься бумажной рутиной, появляется возможность больше времени уделять пациенту.

Не менее важным моментом является также упрощение процессов, связанных с получением и сортировкой медицинской документации и её хранением. Подобные системы активно используются для ведения медицинской статистики. Гарантируется правильное заполнение передаваемых в страховую компанию счетов, что позволяет снизить количество отказов в их оплате. Как следствие, увеличивается поток пациентов и улучшается качество обратной связи [7].

Подробнее рассмотрим понятие автоматизированной системы управления. Автоматизированная система управления (АСУ) - это человеко-машинный комплекс, в котором выполнение установленных функций осуществляется совместно людьми и средствами электронно-вычислительной техники. Выделяют АСУ отраслями, предприятиями, отдельными процессами в области технологии и в непромышленной сфере. В медицине АСУ используются на уровнях медицинских учреждений - поликлиник, больниц, НИИ, а также непосредственно в работе врача. Внутри автоматизированных систем выделяют отдельный класс автоматизированных информационно-поисковых систем (Информационно-поисковая система).

В АСУ первых поколений ЭВМ устанавливались и эксплуатировались в специально организованных вычислительных центрах. Разработка и широкое внедрение в практику персональных ЭВМ дали возможность предоставить такие ЭВМ самим пользователям - врачам, инженерам, экономистам.

Создаются индивидуальные автоматизированные рабочие места - АРМ, оборудованные средствами ввода и вывода информации в ЭВМ и позволяющие эффективно работать с этой информацией. Современные автоматизированные системы представляют собой совокупность АРМ, связанных линиями связи (вычислительные сети). Например, ЭВМ, объединенные в автоматизированные системы службы скорой помощи, образуют региональную сеть, а ЭВМ одного медицинского учреждения - учрежденческую. ЭВМ в сети могут быть объединены собственной линией связи, но могут использовать и обычные телефонные линии. Благодаря локальным сетям отдельные системы управления предприятий могут быть связаны с центральными системами обработки данных, что позволяет повысить оперативность обмена информацией между ними и, следовательно, поднять качество и эффективность принимаемых решений.

Помимо вычислительного оборудования, качество работы АСУ определяется используемым программным обеспечением. Программное обеспечение подразделяется на внутреннее и внешнее. Внутреннее - составляют программы, управляющие ходом вычислительного процесса, внешнее - программы для решения конкретных задач; их разработка составляет одну из основных работ, выполняемых при проектировании АСУ.

В АСУ используется значительная по объему информация, представленная как совокупность информационных массивов (файлов). Удобство пользования информацией обеспечивается применением интегрированных баз данных и систем управления ими (СУБД). База данных формируется в процессе создания АСУ, а СУБД, представляющая собой комплект программ, управляющих информацией в базе данных, выбирается из стандартных, имеющихся на рынке.

Разработку конкретной АСУ осуществляет коллектив разработчиков, включающий разных специалистов - системных аналитиков, программистов, специалистов по ЭВМ, а также конечных пользователей, т. е. специалистов тех областей, для которых разрабатывается АСУ.

Участие пользователей требуется, начиная с разработки технического задания на АСУ - первого этапа работ по ее созданию. Именно пользователи (врачи, администрация медицинских учреждений и т.д.) должны совместно со специалистами по АСУ сформулировать четкие требования к разрабатываемой системе. Ввод АСУ в эксплуатацию обычно осуществляется постепенно по мере окончания работ над отдельными задачами; при этом соблюдаются определенные порядок и последовательность. Сначала разрабатывается содержательная постановка проблемы, дается формальное описание поставленной задачи (строится ее математическая модель). Модели и моделирование позволяют находить оптимальное или наиболее рациональное из всех возможных решений.

Современное развитие вычислительной техники обеспечивает возможность принципиально новой информационной технологии, базирующейся на безбумажном получении, обработке, хранении и обмене информацией. При подобной технологии вся информация хранится в памяти ЭВМ, а доступ к данным, их изменение и обновление осуществляются по вычислительным сетям. Каждый пользователь на собственном АРМ может осуществлять ввод информации с помощью клавиатуры дисплея, а также получать итоговые данные в печатном виде [8].

Во всех медицинских учреждениях страны работают отделы АСУ. Созданы программные комплексы для бухгалтерии, отдела кадров, статистики, поликлиники, которые используются и модифицируются уже 15 лет.

В настоящее время в рамках программы Модернизации здравоохранения информатизация в медицине выходит на новый качественный уровень развития. Создание Единой Медицинской информационной системы в каждом из регионов в недалеком будущем станет грандиозным скачок к глобализации информационного пространства в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения. И на данном этапе накопленные знания и опыт станут базисом для дальнейшего развития и совершенствования информатизации здравоохранения.

Делись добром ;)