Ревизия организации учета реализации готовой продукции (на примере ОАО "Глубокский молочноконсервный комбинат")
1.1 Задачи и источники ревизии реализации готовой продукции
Результатами производственного процесса организации являются готовая продукция. Изделия считаются готовыми только в том случае, если они полностью укомплектованы и точно соответствуют ГОСТам; а при отсутствии их -- техническим условиям, утвержденным в установленном порядке, сданы на склад готовой продукции и снабжены сертификатом или другим документом, удостоверяющим качество готовой продукции.
Если в организации нет склада готовой продукции, то продукция включается в состав готовой по моменту ее отгрузки (отправки) [11, с. 386].
В случае, когда договором, условиями поставки предусмотрена приемка продукции на месте производства представителями заказчика, изделия считаются готовыми, если они приняты представителями заказчика и оформлены актом приемки. Внутризаводской оборот, если он в порядке исключения входит в объем товарной продукции, включается в объем выпущенной продукции по моменту сдачи изделий на склад или передачи в другие цехи, другой структурной единице для дальнейшей переработки.
Химические продукты, отгружаемые потребителю из цехового хранилища (кислота и др.), включаются в состав готовой продукции после сдачи их в цеховое хранилище и оформления на них сдаточных документов при соблюдении остальных требований готовности изделий, предусмотренных инструкцией.
В настоящих условиях хозяйствования основное значение придается реализации продукции по договорам-поставщикам - важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности организации. От объема реализаций при прочих равных условиях зависит и величина прибыли организации - одного из показателей ее деятельности.
Объем реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства [11, с. 388].
В соответствии с учетной политикой ОАО «Глубокский МКК» определение выручки от реализации продукции и признание полученной прибыли производится по мере отгрузки продукции и предъявления покупателю расчетных документов.
Прибыль (убыток) от реализации продукции определяется как разница между выручкой от их реализации в отпускных ценах (валовым доходом) и издержками производства (обращения) реализованной продукции и суммами налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых в соответствии с установленным законодательством порядком из выручки от реализации продукции.
В настоящих условиях хозяйствования основное значение придается реализации продукции (работ, услуг) по договорам-поставщикам - важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности организации. От объема реализаций при прочих равных условиях зависит и величина прибыли организации - одного из показателей ее деятельности.
Цель проверки учета готовой продукции и ее реализации является составление обоснованного мнения о достоверности и полноте информации о готовой продукции, выручке от реализации, себестоимости проданной продукции и прибыли убытка от реализации, отраженной в финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемой организации и пояснения к ней.
Исходя из цели задачами проверки операций по готовой продукции, ее отгрузке и реализации является проверка:
состояния складского хозяйства, условий хранения и обеспечения сохранности готовой продукции;
правильности оценки готовой продукции и производственной себестоимости готовой продукции;
полноты оприходования готовой продукции, правильности отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с выпуском готовой продукции;
наличия договоров поставки готовой продукции и правильности их оформления;
документального оформления отгрузки готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг);
анализа объемов отгруженной и реализованной продукции;
правильности определения и учета расходов, связанных со сбытом продукции;
правильности формирования и применения цен на отгруженную продукцию;
своевременности предъявления в банк платежных документов за отгруженную продукцию;
своевременности, порядка и полноты проведения инвентаризаций и порядка отражения в учете результатов инвентаризации;
достоверности аналитического и синтетического учета по операциям с готовой продукцией по отгрузке и реализации;
обоснованности плана реализации;
правильности составления бухгалтерских записей по отгрузке и реализации с учетом полученных авансов.
Источниками информации в ходе проверки являются:
бухгалтерская отчетность: Бухгалтерский баланс (форма № 1), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
статистическая отчетность: Отчет о финансовых результатах (форма № 5-ф), Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг) (форма № 4-ф (затраты)), Отчет о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера (форма № 12-п (срочная));
регистры бухгалтерского учета: Главная книга, журнал-ордер № 11, ведомости № 16 и 16-а;
документы: договоры с покупателями и заказчиками, графики отгрузки, карточки складского учета готовой продукции, прейскуранты, накладные на отпуск готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), доверенности покупателей и заказчиков, учетная политика: вариант оценки готовой продукции, порядок списания расходов на реализацию, способ учета выпуска готовой продукции, метод признания выручки от реализации продукции (работ, услуг), график документооборота, субсчета и аналитические счета в рабочем плане счетов и др.